ПРЫЖОК В НИКУДА
Восхождение молодого и некогда перспективного руководителя Ш.Кара-оола на трон главы республики происходило на фоне перспектив инвестиционного бума в Туве. Особые надежды Кара-оол по понятным причинам возлагал на Дерипаску и Абрамовича. Много говорилось о социальной ответственности бизнеса, критиковались вахтовые поселки в надежде на строительство силами и за счет олигархов садов, школ и больниц. Особым козырем нового начальника стали договоренности строительства блочной ТЭЦ стоимостью более 5 млрд. рублей.
Прошло почти 2 года, и когда туман предвыборных обещаний рассеялся, оказалось, что нашим надеждам в светлое будущее предначертан печальный конец. И дело даже не в том, что новоявленный мессия, получив власть из рук парламента, рассорился со всеми, кто его поддерживал. Оказалось, что и с финансово-промышленными группами он найти общий язык так и не смог. А потому «экономический прыжок» в республике отложен на неопределенный срок.
МЕЖЕГЕЙСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ ЛИШИЛОСЬ ВЛАДЕЛЬЦАEvraz Group официально отказалась от права разработки Межегейского угольного месторождения в Туве. В сообщении компании отмечается, что она будет искать возможности разрабатывать собственные запасы угля, в том числе коксующегося, в рамках имеющихся лицензий и на базе существующих предприятий в Кузбассе, расположенных рядом с металлургическими комбинатами Evraz Group. Аналитики сходятся в том, что отказаться от месторождения Evraz вынудили его долги и отсутствие взаимопонимания с местными властями. «Дополнительные затраты только усугубят ситуацию», – соглашается аналитик UniCredit Aton Г.Буженица. Тем более, как отмечает эксперт, у Evraz Group нет проблем с обеспеченностью углем. Да и цена, которую Evraz должна была заплатить за месторождение, чрезмерно высока: по словам аналитика «Пиоглобал Эссет Менеджмент» Е.Рябкова, запасы месторождения обошлись бы компании по 80 руб. за тонну, тогда как «Мечел» покупал якутские угольные активы по цене примерно в 27 руб. за тонну. Адекватной ценой в текущих условиях, по оценке господина Рябкова, была бы сумма в 15-20 руб. за тонну запасов, или 3-5 млрд. руб. за лицензию. Другие сталелитейные компании пока не решили, участвовать ли им в новом аукционе за Межегейское месторождение. |
КОГДА УГОЛЬ КУСАЕТСЯПочти треть объемов добытого за 2008 год угля осталась не выбранной потребителями угольного разреза «Каа-Хемский» в Туве. Как сообщили в пресс-службе правительства республики, такая ситуация сложилась главным образом из-за высоких отпускных цен на уголь, которые за короткий период трижды изменились в большую сторону: сначала с 670 до 950 рублей, а с 1 января 2009 года – до 1 300 рублей. С учетом расходов на перевозку по Туве цена тонны угля сегодня составляет в среднем 2 600 рублей. А терять потребителей Каа-Хемский разрез начал из-за того, что предприятия стали уходить на площадку Енисейской промышленной компании, принадлежащей сенатору от Тувы С.Пугачеву. Главным преимуществом ЕПК на местном рынке является низкая цена на продукцию – ее уголь дешевле каа-хемского на 450 рублей за тонну. Нарекания потребителей одно время вызывало очень большое содержание каменноугольной пыли в отгружаемой продукции, что затрудняло ее перевозку, хранение и сжигание. Однако, по заявлению ЕПК, теперь в Элегесте выдают на-гора в основном кусковой уголь. Активность ЕПК в освоении регионального рынка связана с резким падением спроса на тувинский уголь со стороны металлургических комбинатов России, сокращающих производство стали. И ожидается, что эта тенденция будет только возрастать. Тем не менее, в связи с отсутствием налаженной системы поставок угля населению, оно вынуждено покупать уголь у частников по явно завышенной цене. По мнению правительства Тувы, нынешнее руководство разреза «Каа-Хемский» не снижает цену, желая создать запасы угля для весенних внешних поставок за Саяны. |
Китайцев «Лун-Сина» утомили бесконечные претензии местных властей. А больше всего «достало» требование участия в строительстве т.н. блочной ТЭЦ и навязывание в качестве партнера по разработке месторождения в Тодже структур «Базела». «Норникель» тоже не в восторге от иждивенческих инициатив Кара-оола. Да и «Межпромбанк» понимает, что перерыв в создании стрессовых ситуаций вокруг добычи угля в Элегесте и строительстве железной дороги – явление кратковременное. К тому же легкодоступность «тувинского хлеба» для банкира не подтвердилась. Сложности с добычей элегестинского коксующегося угля в условиях суровой зимы уже в достаточной мере ощутили на себе менеджеры «Элегест майнинг», а начало строительства железной дороги снова отложено. И вряд ли начнется, пока Пугачев не подыщет стратегического партнера по добыче угля, согласного участвовать в строительстве «железки».
И вся ситуация усугубляется действительным отсутствием у всех перечисленных потенциальных инвесторов земли тувинской лишних или просто свободных денег.
Так что можно смело констатировать: Кара-оол сделал свой прыжок. В одиночку. Тува, ее ресурсы и народ в этом не участвовали. И куда он приземлится – неизвестно. А мы будем и дальше с интересом следить за его полетом.
До встречи.
Кондрат Пчелкин