Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
№17, 4 мая 2021 года.

Почему укрупнение регионов на руку только чиновникам

Наталья Зубаревич

Нынешний принцип административно-территориального деления России «неправильный», России не нужно столько регионов, заявил вице-премьер Марат Хуснуллин на круглом столе «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски», организованном Высшей школой экономики. В частности, чиновник считает необходимым объединить с соседними Еврейскую автономную область и Курганскую область, а затем посмотреть и на остальных. Он предлагает ориентироваться не на нынешнее административное деление, а на создание агломераций, которым сейчас мешает «нарезка» регионов. О том, почему ни к чему хорошему реализация этой затеи не приведет, «МБХ медиа» рассказала экономический и социальный географ Наталья Зубаревич.
Марат Хуснуллин

– Как вы отнеслись к заявлению господина Хуснуллина?

– Прежде всего, как к весеннему обострению. Потому что любимая игрушка федеральной власти – переупаковывать административно-территориальную сетку. Толку в этом никакого нет, поскольку развитие страны слабо связано с ее административно-территориальным делением. Оно ограничено плохим инвестиционным климатом и преследованием бизнеса, а вовсе не тем, как она административно нарезана.

Кроме того, попытка Хуснуллина привязать слабые субъекты к более сильным более чем сомнительна. Потому что Хабаровский край середнячок, весь его бюджет 151 миллиард рублей, а Еврейская автономная область с бюджетом 21 миллиард – слаборазвитый регион с высокой дотационностью. Но для примера, дотационность ЕАО составляет, по 2020 году, 60%, а у Хабаровского края – 32%. Поэтому Боливар точно не вытянет присоединенную к нему проблемную Еврейскую автономию.

С Тюменской областью ситуация несколько иная. Этот регион последние лет 15 был исторически богатым. Но в 2020 году очень сильно просели его нефтегазовые доходы, которые он получает от автономных округов по договору 2005 года. Да, в этом году у Тюменской области 192 миллиарда рублей доходов. А у Курганской области доходы составляют 60 миллиардов. Сможет ли Тюменская область прокормить депрессивную Курганскую? Ответ – нет.

Поэтому все эти попытки переложить тяготы содержания проблемных регионов на более, как кажется федеральным властям, развитые соседние субъекты – они будут тщетными. Так как эти регионы, во-первых, не настолько развиты – это видно на приведенном примере Хабаровского края. А во-вторых, у них есть свои проблемы – как в Тюменской области. И в итоге регион при объединении станет еще более проблемным.

– Как бы вы в таком случае назвали такие намерения власти?

– Все это я бы назвала крохоборством. Потому что весь объем трансфертов Кургану 32 миллиарда рублей, Еврейской автономии – 13 миллиардов, итого – 45 миллиардов рублей. А весь объем средств для всех регионов – 3,9 триллиона рублей. Уже как-то даже смешно. Эти 45 миллиардов на общем фоне – копейки. И никаких проблем в России такое укрупнение не решит. А любимый ход чиновников – как им кажется, упростить задачу, сократить количество субъектов, – не имеет никакого значения для развития Российской Федерации.

– В относительно недавней российской истории уже были случаи укрупнения. Все, правда, до 2010 года. Но тем не менее – Коми-Пермяцкий округ вошел в состав Пермского края, а Агинский округ объединился с Читинской областью. Жить там стало лучше?

– С упомянутыми случаями объединения исчезли самые страшные статистические цифры, свидетельствующие о феерически высоком [в этих, бывших отдельными регионах] уровне бедности, чудовищно низкой продолжительности жизни. Теперь мы этих цифр не видим и не знаем. Они стали муниципальными районами, а цифры по ним утонули в общей статистике. И статистика эта стала малость повеселее. Хотя сами эти округа в составе регионов стали еще более глухой периферией. Ничего позитивного для них не произошло.

– Я обратил внимание, что заявления об объединении тех или иных регионов в последние годы появляются во время избирательных циклов. В 2018 году, в год президентских выборов, было заявление об объединении Брянской, Орловской и Калужской областей. В 2016 году спикер Совфеда Валентина Матвиенко также выступала с заявлением об укрупнении – это был год выборов в Госдуму. Причем заявление прозвучало тоже в апреле, как и сейчас в случае с Маратом Хуснуллиным. Может быть, это как-то с выборами связано, как считаете?

– Полагаю, что связи здесь никакой нет. Еврейская автономия уже давно готовится к укрупнению. На Курганскую область покушаются полтора десятка лет. Не могу согласиться с тем, что эта история может как-то простимулировать результат на думских выборах. Да, курганцы надеятся, что оказавшись в составе Тюменской области они заживут лучше. Но я вынуждена их разочаровать – вряд ли. А Еврейская автономия покорно ждет решения своей судьбы. И это не про думу, а про тяжесть плиты, которая падает вам на голову, а вы ничего не можете сделать.

– С учетом того, что власть периодически возвращается к теме укрупнения, налицо проблема с управлением страной за пределами Москвы. Может быть, дело не в том, что надо объединять, а в том, что пора заниматься децентрализацией власти?

– Страна сверхцентрализована. И проблема заключается в фантомах чиновников, которые считают, что в стране слишком много субъектов. Им хочется упростить себе задачу. Хуснуллин сказал об этом вполне честно – слишком много [регионов].

– Он сказал, что не хочет заниматься, например, ЕАО.

– Ну, раз не хочет, не обязательно же работать вице-премьером, правда? Можно и другую работу себе найти. Суть ведь в том, что им почему-то кажется, что если субъектов будет меньше, им будет легче. Но они слишком сильно заблуждаются. Еще раз: проблема не в административно-территориальном делении России. Это большая страна и у нее не может быть мало субъектов федерации.

Проблема в другом, и там где она есть, Хуснуллин ничего не может сделать. Поэтому он работает в том диапазоне, который ему кажется подвластным. Ну, пусть попробует…

– Так как, по вашему мнению, решать проблему?

– Нужно утихомирить силовиков, перестать кошмарить бизнес, ввести человеческие правила игры, сделать власть прозрачной и так далее.

– А что скажете относительно упомянутого Хуснуллиным создания агломераций и укрупнений внутри самих регионов?

– Я отношусь к этому спокойно – как к декларациям власти, которая ничего не сможет сделать. Местное самоуправление убито. Ни ресурсов, ни полномочий у муниципалитетов нету. Если они попробуют проводить административное выделение агломераций – сначала замучаются проводить границы. Где заканчивается агломерация? Затем начнется неразбериха с их полномочиями и тем, как они будут соотноситься с региональной властью. И наконец – будет не скучно, только толку от этого – ноль.

Потому что агломерации – это естественно растущие организмы. Развивать их можно координацией действий муниципалитетов, созданием координирующих структур, где они бы договаривались по всем ключевым вопросам – по инфраструктуре, по мобильности трудовых ресурсов. Но это настолько не про Россию, что даже не имеет смысла обсуждать.

Денис Волин
«МБХ медиа»

(прочитано 2245 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 17:
 
   
   
 
Материалы по теме:
» Сергей Конвиз: Не буди лихо, пока оно тихо! (№17, 4 мая)
» Голосование с последствиями (№26, 7 июля)
 
   
Случайная картинка

Сейчас самое главное по пути на работу или с работы не наступить ногой в кусок весны.

Шутка 2015 года

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube