Городской хурал и его обитатели...
или Почему выкормышы Кара-оола хотят остаться у власти
Я уже много написал о том, кем же на самом деле является наш нынешний мэр Кызыла Сагаан-оол. Уверен, что каждый из Вас, уважаемые читатели, уже всё про него поняли. Кажется, и сам градоболванчик, осознал свою никчемную сущность и свою ничтожность как руководителя. Однако ведь Сагаан-оол не сам по себе стал мэром Кызыла. Да и народ, то есть мы, его не избирали. На эту должность его назначил Хурал представителей города Кызыла. И сделали так называемые народные избранники это потому, что так им в своё время приказал ни кто иной, как его родной дядя – Шолбан Кара-оол. Вопреки отсутствию всяких талантов и благодаря такому родству, он и стал мэром Кызыла. Причём заметьте, самым худшим мэром за всю более чем вековую историю нашего города. Именно поэтому решил я немного рассказать о тех, кому мы должны быть «благодарны» за такой «подарок», кто сегодня сидит в Городском Хурале, что из себя на самом деле представляют эти самые депутаты. Но обо всех по порядку.
Одним из «ярких» городских депутатов в сегодняшнем Хурале, несомненно, является ни кто иной, как председатель земельного комитета хурала Виктор Тунёв. К сожалению, точной информации о том, что полезного сделал этот «народный избранник» для своих избирателей, нет. Оно и понятно. Ведь желания исполнять наказы своих избирателей у этого человека не было в планах изначально. Поэтому, покопавшись в открытых источниках и пообщавшись с людьми, близко знающими его, я представил себе, как говорят, вот такую «картину маслом».
По специальности Тунёв – строитель. В девяностые, с горем пополам, кое-как окончил он факультет ПГС в тогда ещё Красноярском филиале Политехнического института. С большим трудом ему удавалось закрывать каждую сессию, ведь перебивался наш студент с «тройки» на «двойку». Никак не давались ему базовые для инженера-строителя науки. Такие, как сопромат, который рассматривает методы инженерных расчётов конструкций на прочность, жёсткость и устойчивость при одновременном удовлетворении требований надёжности, экономичности и долговечности. Отстающим он был и в овладении знаний по основам теоретической механики, на которой базируются многие общеинженерные дисциплины. Ну, а об архитектуре и черчении он и подавно понятия не имел. Именно поэтому, его несколько раз хотели было уже отчислить из рядов будущих инженеров-строителей. Однако Тунёв не растерялся и удачно женился на дочери тогдашнего преподавателя ВУЗа Генриха Эппа. Это, в общем-то, и позволило Тунёву кое-как окончить Политех и получить заветные корочки о высшем образовании. Однако работать по специальности он не смог, поскольку разбирался в этом деле не больше, чем свинья в апельсинах. Сказались полное отсутствие базовых знаний в области строительства и проектирования зданий и сооружений.
Вот тогда-то никчемный инженер начал кипучую деятельность лавочника. Причём, торговать он начал не жвачкой «Бубль Гум», «Турбо» или импортными сигаретами. Ларёчную деятельность он организовал, продавая доверчивому тувинскому населению контрафактную спиртосодержащую жидкость под названием «Средство Чистый». Торговая деятельность была опасной, потому что не была поддержана ответственными представителями народа Тувы. Именно поэтому его ларьки часто горели и подвергались разрушению со стороны недовольного населения.
Но всё кардинально изменилось в тот момент, когда его тесть Генрих Эпп внезапно стал первым заместителем мэра города Кызыла. Именно тогда зять и тесть решили одну простую задачу. В ежедневном режиме они дружно спаивали мэра, тем самым устраняя его от реального управления Кызылом. И сами фактически управляли городом. Во исполнение этого нехитрого замысла каждое утро Тунёв начинал с того, что появлялся в мэрии с двумя пакетами спиртного и затаривал холодильник в кабинете тогдашнего мэра А.Кашина не элитными коньяками, виски разных сортов и ликёрами, а дешёвым пивом, вином и водкой.
Впрочем, продолжалась эта вакханалия недолго. Эпп усидел в своём кресле чуть больше года и был взорван бандитами при выезде со своего приусадебного участка на левобережных дачных обществах в собственных «жигулях». Тогда следствие так и не установило фактических исполнителей заказа. Но в СМИ регулярно появлялись сведения о том, что Эппа подставил, как гласит народная молва, его зять Тунёв. Ведь последний по каналам тестя закупил в Саяногорске целый вагон безакцизной украинской водки. Всю эту водку он реализовал через свои недогоревшие и до конца не разрушенные ларьки. Однако с поставщиками зелья он так и не рассчитался. Так что основная версия убийства состоит в том, что, скорее всего, самого Эппа убили именно за долги Тунёва. А Тунёв специально не рассчитывался, тем самым подставляя тестя. После убийства Эппа Тунёв срочно нанял себе охрану и не отказывался от неё, пока не расплатился с поставщиками водки.
Трагическая гибель тестя оказалась весьма на руку коммерсанту-нуворишу. Воспользовавшись тяжёлой утратой и горем близких родственников усопшего вице-мэра, наш герой быстро переоформил всё недвижимое имущество, принадлежавшее семье, на своё имя. Тем самым, как по взмаху всем известной волшебной палочки, он мгновенно выполз «из грязи в князи», превратившись из бедного родственника в состоятельного респектабельного гражданина. Этому способствовало и то, что свою законную супругу Елену он пристроил к мэру Кашину руководителем агентства по управлению муниципальным имуществом. Именно в эти годы состояние тогда ещё семьи Елены и Виктора Тунёвых стало расти как тесто на дрожжах. Ведь под себя они оформляли всё, что так «плохо лежало» в городе Кызыле, начиная от тех же самых учебных мастерских Политеха, расположенных по улице Рабочая, и заканчивая огромными торговыми площадями, расположенными в самом центре Кызыла возле кинотеатра «Найырал». Благодаря ежедневным усердиям Тунёва, мэр Кашин, окончательно спившийся уже к тому времени, не смог переизбраться на новый срок. Вот тогда-то Тунёв и завёл дружбу со злейшим врагом своего тестя – действующим на тот момент Президентом Тувы Ш. Ооржаком.
Все эти события очень негативно отразились на дочери покойного Эппа – обаятельной жены Тунёва Елены, которая стала потихоньку злоупотреблять алкоголем и очень быстро исчезла из общественного пространства республики. Но это ничуть не волновало Тунёва, поскольку фактический брак к тому моменту уже превратился в фиктивный. Именно в это время, подпольный водочный бизнес сблизил Тунёва с тогдашним чиновником правительства Ооржака Кара-оолом, который также являлся в то время одним из лидеров по торговле суррогатами в Туве. А когда сам Кара-оол, не без протекции нашего звёздного земляка устроился в кресло Главы республики, Тунёву удалось-таки приобрести кресло главы города Кызыла. Правда детали этой сделки не раскрывает ни Кара-оол, ни сам Тунёв. Но именно с этого момента и начинается активная «политическая» деятельность нашего героя.
История эта, довольно захватывающая по сюжету для читателя и очень поучительная для будущих кандидатов, мечтающих стать депутатами Городского Хурала. Продолжение её обязательно будет. Ведь обыватель и потенциальный избиратель должен знать, кто же на самом деле сегодня восседает в Горхурале и почему Сагаан-оол так и не спешит расстаться с подаренной его дядей Шолбаном должностью мэра Кызыла. Впрочем, об этой стороне биографии политика-паразита Тунёва я расскажу в другой раз.
А.Н. Борщёв