Тувинское предпринимательство: Хамство, воровство и невежество в одном флаконе
Не так давно, отвечая на вопрос журналиста, президент России В. Путин высказал своё мнение в том духе, что в России предприниматели – это по большей части жулики. С ним можно соглашаться или нет, но основания под таким заявлением главы государства имеются. Далеко за примером ходить не придётся. Как известно, Тува – достаточно небольшой регион Российской Федерации. Занимаемая ею территория солидная, но народу проживает чуть больше 300 тыс. человек – меньше, чем в одном микрорайоне таких мегаполисов, как Москва, Питер или Новосибирск. А уж если обратить внимание на экономический потенциал, то и вовсе захочется заплакать. Основу экономической мощи республики составляют пара-тройка горнодобывающих предприятий и дюжина компаний с профилем «купи-продай». И спекулянты типа Р. Доржу, В. Тунёва или В. Васильева у нас на виду. Поэтому далеко не секрет, как у них выстроена бизнес-система, как они делают деньги и как относятся к своим работникам.
К примеру, про Роберта Доржу известно, что его бизнес был выстроен на деньгах, добытых его тёщей, много лет работавшей в должности председателя администрации пос. Каа-Хем и приумноженных на торговле водкой сомнительного качества в содружестве с чёрными братьями. Как помнится, его тёща так преуспела в «прихватизации» муниципального имущества, что умудрилась даже оформить в свою собственность здание поселковой администрации и сдавала её в аренду самой себе. Ни для кого не секрет, что у него в основном работают лица титульной национальности и появление какого-нибудь славянского лица в персонале его торговых точек – огромная редкость. А затем пришла пора делать деньги на аренде имущества, сомнительным образом «прихватизированного» его компаньоном по торговле зельем Шолбаном Кара-оолом. И до сих пор Доржу пользуется этими магазинами. Правда, «Эне-Сай» из борделя со стриптизёршами перепрофилировал под торговлю.
Виктор Тунёв известен патологической жадностью и тем, что он внезапно разбогател после того, как был убит его тесть Генрих Эпп. Ему удалось прибрать к рукам большую часть его состояния. В СМИ нередко публикуются материалы, в которых предполагается, что Тунёв сам явился причиной смерти своего тестя, и он сам никогда подобные предположения не опровергал. Однако документально доказать вину Виктора Тунёва в организации убийства Генриха Эппа правоохранительным органам так и не удалось. Хотя след убийства первого заместителя мэра г. Кызыла в 1999 году вывел милицию на Саяногорск, откуда Тунёв по протекции тестя приобретал безакцизную украинскую водку и по некоторым данным вовремя за неё не рассчитался в полном объёме. А долг погасил только после того, как был убит Эпп. Так что версия о том, что Тунёв преднамеренно не рассчитывался по долгам, гарантом оплаты по которым являлся его тесть Эпп, до тех пор, пока кредиторы не наняли убийцу и не взорвали автомашину Эппа, имеет право на существование.
Известен он также тем, что нечист на руку и продавцы у него в торговых точках надолго не задерживаются, поскольку у них в подотчёте всегда обнаруживается недостача, и они выплачивают Тунёву долги уже после увольнения. Поговаривают, что у Тунёва налажена практика, когда в подсобках вскрываются упаковки сигарет или пива, из них вынимается часть содержимого, а потом, в результате «случайной» ревизии эти недостачи непременно обнаруживаются.
После трагической гибели демократа, активного видного оппозиционера Эппа и получения его наследства Тунёв пришёл на поклон к местной власти и научился делать деньги сначала на дружбе с президентом Ш. Ооржаком, затем, когда к власти с подачи Шойгу пришёл Шолбан Кара-оол, стал служить ему. Сейчас, скорее всего, озабочен тем, как сохранить наворованное, поэтому активно прислуживает новому главе республики В. Ховалыгу, с которым они хорошо знакомы. Поговаривают, что Тунёв – частый гость в БД и даже влияет на принятие важных решений.
С этими персонажами Владимира Васильева роднит то, что он также начинал со спиртного. Работая в автобазе жилищно-коммунального хозяйства, организовывал завоз в республику технаря. А затем на «честно заработанные» деньги начал строить в республике АЗС. И теперь он уже не травит тувинцев техническим спиртом, а торгует по всей республике горюче-смазочными материалами через 12 АЗС. Но что его сближает с предпринимателем Тунёвым, так это всепоглощающая жажда наживы и пренебрежительное отношение к своим работникам, которых он воспринимает как своих рабов. И которых он готов при всяком удобном случае, как у нас говорится, «обобрать до нитки».
Как рассказывают хорошо знающие люди, Владимир Ильич Васильев, ранее имевший судимость, перед распадом СССР пристроился работать в автобазу Министерства жилищно-коммунального хозяйства, что находится по адресу: г. Кызыл, ул. Мугур 92, главным инженером. Однако недолго проработав, он на чём-то попался, и его должны были уволить. Но тут, как и в случае с Тунёвым, «произошло чудо» – директор Спец АТП В.Петров скоропостижно скончался. И в кресле директора оказался уже Васильев, чья судьба ещё вчера висела на волоске. Так что после окончания приватизации Васильев оказался в числе главных акционеров предприятия и очень скоро по дешёвке выкупил доли у других работников, которым платили за их работу сущие копейки, доводя до крайней нужды. И вот теперь В.Васильев – единственный владелец Спец АТП и 12 АЗС при нём.
За него можно было только порадоваться – сумел сориентироваться в условиях дикого капитализма, сохранил имущество и рабочие места... Только это – лишь фасад предприятия и личности его владельца. На самом деле за этим кроется мурло алчного беспринципного безжалостного сквалыги, готового ради наживы на любое преступление.
Не буду голословным и расскажу про несколько историй, связанных с деятельностью недобросовестного предпринимателя из материалов судебных дел.
В августе 2016 года предприниматель В.И. Васильев обратился в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации и взыскании морального вреда к своей бывшей работнице (бухгалтеру) Н. Саар. Она в Интернете разместила своё заявление, в котором предупреждала всех, кто собирается работать у Васильева, в том, что он не любит платить людям за работу, работников, особенно тувинцев, не считает за людей и ищет любой повод, чтобы унизить человека и обвинить в чём угодно. И вообще работников предприятия считает своими рабами, с которыми можно поступать, как ему захочется. Публикация имела огромный резонанс – многие поддержали женщину и оказали ей моральную поддержку. Это и взбесило Васильева.
Суд был недолгим. Приведённые Васильевым в суд работники Э. Кужугет, М. Баргундосов, С. Белек-оол, С. Боргояков и С. Сузуун, допрошенные по ходатайству Истца, дали показания, в соответствии с которыми выяснилось, что в деятельности Васильева имеются признаки принуждения людей к рабству, в связи с чем суд Васильеву в удовлетворении исковых требований отказал. С одной стороны, Васильев, подготавливая свидетелей к показаниям в суде, их неправильно научил, а с другой стороны, простые рабочие, они просто не смогли запомнить того, чему их учил начальник. И рассказали на суде всю правду о порядках, которые царят у ИП Васильева. При этом любопытно, что Васильев уволил свою работницу, обвинил её в том, что она якобы... заснула на рабочем месте! В связи с чем был составлен соответствующий Акт, в котором расписались дочь Васильева, гл. бухгалтер предприятия и некая «посетитель А.А. Иванова», которая впоследствии на поверку оказалась родной сестрой гл. бухгалтера Санниковой.
Так подробно об этом рассказываю потому, что в последующих случаях, о которых я расскажу ниже, Васильев действовал точно так же. А причиной конфликта между начальником и бухгалтером явился вопрос только что принятого на работу бухгалтера, «можно ли в пятницу после обеда идти домой?». На что она получила ответ в том духе, что они все у него – рабы. Поэтому сколько он прикажет, столько все они и будут работать. А если ему захочется, то будут на его столе плясать без нижнего белья. Конечно, такое вынести в состоянии не каждая приличная женщина. И она попыталась поставить на место хамоватого начальника. Это ему не понравилось. А поскольку бухгалтер материальной группы Саар по своей работе оказалась в курсе двойной бухгалтерии предприятия и успела много узнать о методах уклонения Васильева В.И. от уплаты налогов, конфликт был неизбежен.
Предметом второго судебного разбирательства послужило увольнение другого бухгалтера – кассира Т. Брюхановой. Якобы в связи с обнаруженной недостачей в кассе огромной суммы – 1 038 тыс. рублей. При этом кассир сумела проработать на предприятии всего пару недель... Но главные события развернулись уже после обнаружения недостачи. Дело в том, что Васильев после установления пропажи в кассе повёл себя как-то странно. Кассир категорически была не согласна с тем, что в пропаже виновна она. И предложила обратиться в правоохранительные органы, чтобы те достоверно установили, куда подевались деньги. Однако Васильев наотрез отказался подавать в МВД соответствующее заявление, а вместо этого его дочь Стребкова Л.В. обратилась в Кызылский городской суд с заявлением о взыскании с кассира суммы недостачи. Поэтому, в конце концов, такое заявление в полицию подала сама кассир. Следователь Найдан-оол, которой передали заявление Брюхановой, несколько раз по надуманным причинам отказывала в возбуждении уголовного дела. И только под давлением городской прокуратуры согласилась с доводами кассира. Правда, расследовала дело спустя рукава, и, в конце концов, приостановила следствие...
Однако даже то, что «накопало» следствие, хватило для того, чтобы суд отказал Стребковой в удовлетворении требования о взыскании с кассира суммы недостачи. При этом в ходе расследования уголовного дела и судебного следствия по гражданскому делу выявились такие факты ведения предпринимательских дел со стороны ИП Васильева В.И. и его дочери ИП Стребковой Л.В., что впору возбуждать в отношении них новое уголовное дело... Но не в связи с недостачей в кассе, которую следствие так и не установило, а в связи с мошенничеством и уклонением от уплаты налогов предпринимателями Васильевым и Стребковой. Однако давайте обо всём по порядку.
Наверняка специалисты знают, что при рассмотрении дел о взыскании недостачи у кассира Истец обязан доказать факт и размер недостачи. И Стребкова представила в суд копии квитанций к расходным и приходным ордерам, в соответствии с которыми недостача имела место. Но при ознакомлении с ними защита Ответчика обнаружила признаки фальсификации доказательств. В частности, в документах стояли подписи Васильева В.И. и его супруги Васильевой Е.В., хотя Брюханова работала у ИП Стребковой Л.В. и к Васильеву и Васильевой отношений не имела. К тому же было известно, что Васильева Е.В. в то время находилась на лечении и потому подписывать данные документы не могла физически.
Ответчик подала сначала в следствие заявление о фабрикации документов, а затем в суд о фальсификации доказательств. Её подозрения оправдались. Васильева 11.01.2022г. направила в суд заявление, в котором подтвердила, что «с мая 2016 года Васильева Е.В. проходила длительное, в том числе стационарное, лечение, Брюханову она не помнит, своей подписи в расходных в расходных кассовых ордерах от 22 сентября 2016 года на сумму в 5 658 410 руб., от 29 сентября 2016г. на сумму 108 079,60 руб., от 29 сентября 2016 года на сумму 4 875 428 руб., от 30 сентября 2016 года на сумму 2 351 944,50 руб., от 05 октября 2016 года на сумму 1 440 761 руб. не ставила, в трудовых отношениях с ИП Стребковой Л.В. не состояла». Кроме того, назначенная следствием бухгалтерская экспертиза, в частности, установила: «...в связи подделкой официальных бухгалтерских документов (в копиях расходных кассовых ордеров от 29.09.2016г. на сумму 108 089,60 руб., 1 440 061 руб., от 05.10.2016г. и 22.09.2016г. на сумму 4 875 428 и 5 658 410 руб.) было отказано, поскольку оригиналов таких документов в материалах бухгалтерского учёта ИП Стребковой Л.В. не было обнаружено», так как при проведении экспертизы «оригиналы указанных расходных кассовых ордеров не установлены», и в связи с этим «провести почерковедческую экспертизу по представленным копиям расходных кассовых ордеров не представляется возможным». Поэтому в возбуждении уголовного дела в отношении ИП Стребковой Л.В. и гл. бухгалтера Санниковой Л.А. по ч.1 ст. 327 УК РФ было отказано. Но в ходе бухгалтерской экспертизы ревизором ЭКЦ МВД по РТ Рязановой следствие пришло к выводу: «...установить сумму недостачи не представилось возможным в связи с тем, что бухгалтерские документы ИП Васильева В.И., Стребковой Л.В. ведутся ненадлежащим образом, подписей в документах подотчётного лица нет, поэтому сравнить, установить, разницу между документальным остатком и фактическим наличием денежных средств и установить недостачу не представилось возможным».
Если всё сказанное выше перевести на обычный язык, то выглядит это так: достоверно установить факт подделки документов со стороны Стребковой и Санниковой, чтобы привлечь их к уголовной ответственности по ч.1 ст. 327 УК РФ не представилось возможным, поскольку они предусмотрительно не представили следствию оригиналы подделанных ими документов. А сам факт наличия и размер недостачи установить невозможно в связи с нарушением законодательства по ведению бухгалтерского учёта ИП Васильевым и ИП Стребковой.
Но и это ещё не всё. Допрошенная в суде в качестве свидетеля бывшая кассир ИП Васильева О.Грек под присягой дала показания, что установление недостач у подотчётных лиц ИП Васильева под надуманным предлогом – обычное дело у Васильева. Он практикует в своей предпринимательской деятельности двойную бухгалтерию с сокрытием реальных доходов и систематической выплатой заработной платы работникам по двум учётам. Одному – официальному и другому – из «чёрной кассы». К тому же она дала показания, как её пытался обмануть Васильев и как он обманул другого кассира предприятия.
Кстати, свой вклад в саморазоблачение внёс и сам Васильев В.И., который объяснил наличие больших сумм наличных денег в кассе практикой закупки ГСМ за наличный счёт для уменьшения базы налогообложения. Он отказался признавать свои подписи в документах, представленных его дочерью Стребковой в суд.
К этому следует добавить, что все перечисленные документы, уличающие Васильева и Стребкову в подделке документов, искусственном уменьшении налогооблагаемой базы предприятия и нарушениях бухгалтерского учёта, Ответчик направила в Налоговую службу Тувы. И получила откуда ответ, что проверка представленных документов не назначена в связи с отсутствием у Госналогслужбы такой проверки в планах на 2021 год... Интересно, а в 2022 году у наших мытарей найдутся силы и время, чтобы проверить ИП Васильева В.И. и его дочь ИП Стребкову Л.В. на предмет уклонения от уплаты налогов?
В судебном деле о взыскании сфальсифицированной недостачи поставлена жирная «точка». Осталось дело за восстановлением Брюхановой трудовых прав. Надеюсь, с этим дело не затянется, учитывая, что по первому делу решение суда вступило в законную силу. Однако встаёт закономерный вопрос: а что с семейством Васильевых? Они так и будут унижать и обирать народ, обманывая государство?
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин