Мэрия Кызыла сегодня
или Кто там на самом деле верховодит столицей?
В очередной раз я задаюсь одним достаточно важным вопросом: каким бы мог стать наш славный Кызыл, будь во главе его настоящие хозяйственники, профессионалы своего дела, готовые не только предлагать идеи, но и с успехом их реализовывать? Однако рассуждать о том, как могло быть и как оно есть на самом деле – две большие разницы. Уверен, уважаемый читатель, что большинство из вас обладает критическим мышлением. Также уверен я и в том, что каждый из вас уже устал от того, что за каких-то 15 последних лет столица в Центре Азии с лёгкой руки лиц, восседающих в городской администрации, превращается в обычный захолустный райцентр. И по комфорту проживания Кызыл совсем недалеко ушёл от Турана или Шагонара. А едет оттуда население в столицу в поисках лучшей доли, постепенно осваивая заброшенные территории Вавилинского затона, левобережных и правобережных дачных обществ, только потому, что там жить ещё хуже.
Складывается впечатление, что пройдёт всего год-два, и в Кызыл переберётся всё трёхсоттысячное население республики. Вокруг города все пригодные местечки превратятся в прекрасные пастбища, а орда безработной молодёжи пополнит ряды местных безработных, в народе именуемых «карашериг». А бомжи и прочие ассоциальные элементы полностью оккупируют городской Арбат и другие облагороженные места. Думать об этом, конечно же, не хочется. Но душа от всего этого обливается кровью и наполняется минорными нотами. Я не пророк и не ясновидящий, тем не менее даже мне понятно: пока в руководстве нашего города сидят такие бездари, как сейчас, которые работают лишь на свой карман, а не для народа, этому так и суждено быть.
Итак, я уже рассказывал вам о том, кто же на самом деле сегодня восседает в креслах в качестве так называемых народных избранников в Кызылском Городском Хурале. Напомню лишь о том, что главой Кызыла у нас формально числится Ирина Казанцева. Учитель труда, женщина, мать, хозяйка по определению, в конце концов, коренная кызылчанка, которой выпала честь проявить все свои женские черты и сделать свой родной город чище и краше. Однако, дама эта в борьбе с алкоголем расположена отнюдь не к прекрасному, чистому и великому. И ей, наверное, и дела нет, что там творится у неё под носом. Ведь сегодня для неё главное, чтобы с утра, придя в себя после вчерашнего, у неё не болела голова. А то, что по должности она обязана думать о положении дел в этом самом городе, об его освещённости, безопасности и элементарном комфорте кызылчан – так это всё потом. Но самое главное в её жизни – это желание угодить всем начальникам враз и льстить им с утра до вечера. Она, по всей видимости, и не пытается бороться с трусостью перед своим заместителем Лопсаном и мэром Сагаан-оолом, которые с азартом используют эту её слабость.
Сам же Аяс Лопсан, следующий в своей жизни принципу наживы за счёт других, словно трутень в улье, гнёт и свою линию сегодня в городском хурале. Ведь этот отморозок, может запросто открыть дверь пинком в кабинет Главы Кызыла. Да и у мэра Сагаан-оола в кабинете он – нередкий гость. А ходит он к нему с одной целью: ему важно порешать те вопросы, которые принесут ему значительные барыши в карман. А вопросы эти, как обычно, связаны либо с продажей земельных участков своим проверенным людям, либо со льготными условиями для проверенных людей при участии их в тендерах. И если раньше, все эти темные делишки Лопсана в мэрии прикрывал его уволенный в запас патрон Шолбан, то сегодня Аяс проворачивает свои мутные схемы самостоятельно. При этом он использует в своих интересах безропотную, до смерти запуганную, в доску весёлую Казанцеву и довольно имбецильного на вид Сагаан-оола.
Практика работы Городского Хурала последних лет лишь подтверждает эти мои предположения. Чего стоят комбинации с городскими землями, которые с успехом реализует Лопсан. Особенно те территории, которые освобождаются в центре столицы под предлогом сноса аварийного и ветхого жилья. Ведь на их месте не появляются новые высотки, а, как грибы после дождя, растут очередные торговые центры, которые принадлежат опять-таки не рядовым предпринимателям, а таким одиозным личностям, как Тунёв, Ондар, Чигжит, Сугер-оол, Богусов и прочим мало кому известными личностям, вдруг ставшими уважаемыми бизнесменами Кызыла. И всё это происходит при непосредственном участии нынешнего мэра Кызыла Сагаан-оола.
Вот кстати и о нём. В прошлых номерах я подробно описал всю подноготную этого бестолкового с точки зрения руководителя человека. Но для тех, кто не в курсе, ещё раз напомню, что мэр Кызыла Сагаан-оол доводится племянником экс-губернатора Кара-оола. И он, хочет того или нет, будет выполнять волю своего дяди. В интересах всё той же семьи. Все те движения, которые будут способствовать не только приумножению и так объёмного состояния семьи Кара-оолов, но и самого Сагаан-оола. Но никак не будут направлены на улучшение условий нашего с вами жития в Кызыле. Недаром за время своего мэрства он не только построил парк «Семейный» для всяких там хопуев, уюсовых, уйнукеев и прочих, не забыв и себя любимого, но и обзавёлся двухэтажным особняком из добротного привозного засаянского кирпича. Причём не где-то на отшибе, типа землях на 11-ом километре Вавилинского затона, а в особо охраняемой прибрежной зоне на левом берегу Енисея-батюшки, тем самым создав новую тувинскую рублёвку.
Опять же от Москвы до Тувы, добрых пять тысяч километров. Возможно, поэтому прокурорское око и не видит этого безобразия. Сам по себе Сагаан-оол ничем не примечателен. Ни как управленец, ни как человек. Исключение составляет лишь его неуёмная погоня за материальными благами. Поэтому он, как настоящий патриот, выполняет программу демографии. Точнее сказать, интересует его в основном материальная выгода от увеличения поголовья его семьи. А после восстановления Президентом Путиным великих и уважаемых званий «Мать Героиня» и «Многодетная семья», коими славились все мои земляки в советское время, Сагаан-оол вполне ещё больше будет работать над повышением демографии именно своей семьи. Ведь этот бездарь в последние 15 лет где только ни работал. Но, побывавший на разных должностях и везде проявивший себя исключительно негативно, он не смог достойно работать ни министром топлива и энергетики, ни председателем районной администрации, ни директором местной энергетической компании. И ведь туда он тоже был назначен по протекции своего дяди Шолбана. Однако, лучше всего, читай в кавычках, он проявил себя в должности столичного градоначальника. Куда он был назначен всё так же благодаря своему дяде. Именно по указке своего протеже, ничего не умея, он и команду себе подобрал из таких же недотёп.
К примеру, из четырёх заместителей у него три – отставные полковники полиции. Нет среди них ни экономистов, ни строителей, ни инженеров. Да и какой из милиционера юрист? Одно название. Люди, от которых с большим удовольствием, как говорят в народе, избавилось МВД Тувы. Сам Сагаан-оол, как выходец из сельской малообеспеченной семьи одного из западных районов Тувы, откровенно негативно относится к русским, которые оказываются в его подчинении. Облыжно и безосновательно обвиняет их в развале на том участке работы, за который они отвечают. Недаром, в его подчинении из огромной армии чиновников осталось лишь двое представителей не титульной нации. А несобранный, не имеющий в жизни никаких целей, кроме личного обогащения, экономический дилетант Сагаан-оол, не имеющий понятия, как концентрировать финансовые и людские ресурсы для решения конкретных задач, фактически уничтожает действующую инфраструктуру города. И заместители ему как раз подобраны такие же. К примеру, два заместителя из четырёх, полковники МВД в отставке, увлечённо строят себе коттеджи из бросовых материалов, свезённых с площадок со старыми разобранными домами. И никого не волнует, что заместители мэра фактически строят себе коттеджи из ворованного. Это и есть истинное лицо сегодняшней городской власти и тех, кто там сидит. Как тут говорить о переселении простых кызылчан из ветхого и аварийного жилья? Ведь только некоторая кучка людей, точнее – нелюдей, распределяют эти самые земельные участки между собой.
Стоит обратить внимание и на распределение бюджета города. Основная его часть уходит к аффилированным с бывшим главой Тувы Кара-оолом людям. Дороги строит главный кошелек экс-главы Уюсов. С бездомными собаками борется массовик-затейник и хозяйка похоронного агентства Лифанова. Уверен, что сегодня в Кызыле и за его пределами есть масса компаний, готовых более качественно вести работы и по отлову собак, и по освещению, и тем более по асфальтированию наших убитых дорог. Однако к бюджетному корыту допущены только избранные. Из года в год эти «талантливые предприниматели» дербанят бюджет, не достигая оплаченных бюджетом задач. Поэтому, товарищи бюджетники, надеюсь на ваше критическое и, самое главное, рациональное мышление, которое позволит осознать, что сегодняшние депутаты нам с вами уже не нужны. Отработанный материал. А злые языки, получая свой неплохой навар, пусть злословят. Им это полезно. Тем более, что осталось им всем восседать недолго. Ведь 11 сентября не за горами. Уверен, каждый из вас сделает свой правильный выбор именно в день голосования.
Ну, а о том, какой бардак творится у нас в МУПе «Благоустройство», которым имеет удовольствие руководить другой племянник экс-главы республики Кара-оола, я расскажу в следующий раз.
Ваш А.Н. Борщёв