Очередные задачи тувинской власти
Когда президент Путин 7 апреля 2021 года выдал Владиславу Ховалыгу карт-бланш на руководство Тувой, в республике вздохнули с облегчением, поскольку многие тогда опасались, что у «крыши» Кара-оола в лице Шойгу достаточно возможностей для того, чтобы продавить «добро» Путина на новый срок правления прогнившего воровского режима Кара-оола. Но реалии опрокинули планы Шойгу, и Кара-оол оказался не у дел. Впрочем, Шойгу быстро спохватился, что под угрозой доходы от реализации Индивидуальной программы социально-экономического развития Тувы (ИПСЭР), и он пристроил Шолбана Кара-оола в кресло девятого вице-спикера Государственной Думы РФ, чтобы тот с высоты новой должности «присматривал» за Ховалыгом и не позволил ему изменить финансовые потоки реализации ИПСЭР, чтобы они по прежнему шли через ближайшее бизнес-окружение Кара-оола – Иргита, Тунёва и других.
Но проблемы у Кара-оола возникли сразу. И связаны они были с тем, что Ховалыг, получив полномочия, убедился, что реализация ИПСЭР в том виде, в котором она сформирована правительством Кара-оола, ни к какому положительному результату привести не может, поскольку направлена не на экономический рост Тувы, а на личное обогащение Кара-оола и его бизнес-окружения. И это очень встревожило бывшего начальника. Об этом можно судить по его заявлению в Интернете, в котором он, в частности, сообщил, что во время пребывания в республике у него «состоялось общение с депутатами фракции «Единая Россия» тувинского парламента», в ходе которого «парламентарии были обеспокоены судьбой ИПСЭР», точнее «обеспокоены тем, что программа подвергается изменениям».
Понятное дело, что наши депутаты, особенно из фракции «Единой России», мало чем озабочены, кроме собственной судьбы. И они, несмотря на собственные желания и мечты, в большинстве своём не являются участниками разворовывания бюджета через Программу развития Тувы. Так что «судьба ИПСЭР», о чём заявляет Кара-оол, их мало волнует. Но она реально беспокоит самого Кара-оола, бенефициаром которой, он является.
Кара-оол в вышеупомянутом заявлении с горечью сознаёт, что только «власти региона вправе вносить в программу какие-либо изменения». А изменения ей необходимы, поскольку жизнь показала, что в нынешнем виде реального влияния на экономическую жизнь республики ИПСЭР не имеет. Но девятый вице-спикер не сдаётся и грозит Ховалыгу, что в случае его «самоуправства» он намерен «поднимать эти вопросы перед депутатами Верховного Хурала в любом другом месте».
Всем понятно, что как в сегодняшнем парламенте, так и «в любом другом месте» Шолбан Кара-оол никакого влияния не имеет, если его не поддержит Шойгу. И любое его несанкционированное со стороны Шойгу выступление будет восприниматься, как «пук» в лужу. Но на кону большие деньги, оставить которые «без присмотра» Кара-оол не может.
Да, многое уже украли. Но осталось тоже немало. Даже по оценке правоохранителей, большая часть средств, направленных на строительство курорта «Чедер» и организацию лесопереработки, уже украдена, в связи с чем к концу года ожидать запуск курорта даже в усечённом виде не приходится. На Тодже в штабелях уже сгнила половина из 300 тыс. кубов заготовленного леса, а рабочие более трёх месяцев не получают зарплаты. Нет никаких подвижек и на бывшем молокозаводе в Кызыле. А деньги по отчётам – потрачены... И если Ховалыг хоть немного изменит принципы финансирования ИПСЭР, все эти направления реализации Программы окажутся «замороженными».
На днях пришло известие о том, что в ночь на 3 ноября сотрудниками ППС была остановлена и проверена на предмет браконьерства автомашина, за рулём которой, по некоторым сведениям, находился директор маралхоза, бывший министр сельского хозяйства республики, доверенное лицо Кара-оола, скандально известный А.Дун. При проверке выяснилось, что в машине имеются три увесистых баула с деньгами, происхождение которых никто объяснить не смог. Однако деньги изъяты не были, поскольку при составлении акта изъятия сотрудникам МВД позвонили и от имени министра Полякова приказали отпустить машину с деньгами, сославшись на то, что в Пий-Хемском районе в это время идёт какая-то «спецоперация». По некоторым сведениям, подозрительные освобождённые по поручению министра Полякова наличные деньги были переданы одному из братьев Кара-оола... Не исключено, что эти деньги – из тех «отмытых» на реализации ИПСЭР средств, о которых так печётся Шолбан Кара-оол. И обнаружены они были не случайно. Скорее всего, они – результат оперативной работы чекистов, отслеживающих денежные потоки ИПСЭР в республике.
Но вернёмся в парламент. Неудовлетворённый приёмом в республике, Шолбан Кара-оол собрал своих нукеров из числа фракции «Единая Россия» в тувинском парламенте. Набралось меньше половины от числа депутатов. Не было в том числе и спикера парламента Кан-оола Даваа. Разговор не получился. Депутаты очевидно выдерживают паузу и отслеживают, кто в республике возьмёт верх – глава республики Ховалыг или бывший их покровитель, «возвышенный» до должности спикера Госдумы Кара-оол. Присутствовавшие на встрече рассказывают, что депутаты внимали Кара-оолу, уважительно смотрели на него и кивали. Но от клятвенных обязательств верности предусмотрительно воздерживались...
Последовавшее голосование по утверждению состава правительства Республики Тыва показало, что Ховалыгу удалось переменить баланс сил в Верховном Хурале и теперь он контролирует ситуацию в нём. Для Кара-оола это неприятная новость. Оказалось, что фактически в борьбе с Ховалыгом он может рассчитывать только на 6-7 голосов фракции «Единая Россия». Похоже, сейчас Шолбан Кара-оол вправе рассчитывать в лучшем случае на поддержку в хурале только своего брата Юры, племянника Чаш-оола Артура, а также находящегося вместе с ним под уголовным преследованием Чингиса Каминова, Ирины Бадырги, Эреса Хуурака, Ульяны Монгуш и Алдын-кыс Конгар. Остальные депутаты либо придерживаются стороны спикера парламента Кан-оола Даваа, либо напрямую сотрудничают с главой Владиславом Ховалыгом, либо имеют общую позицию с Андрианом Ооржаком и Василием Оюном. Есть и группа неопределившихся, которые, скорее всего, вскоре примкнут к группе главы правительства.
Но опасность, исходящая от Шолбана Кара-оола, гораздо шире, поскольку его опорой в республике кроме упомянутых депутатов парламента являются 11 из 14 местных хуралов и, соответственно, 11 председателей администраций кожуунов и столицы республики. По крайней мере, пока попытки переформатирования районных и городских властей со стороны Ховалыга ни к чему не привели. В этом плане очень симптоматичными являются предстоящие в следующем году выборы депутатов Хурала представителей города Кызыла. Думается, это и будет генеральная битва за влияние и власть в республике. И борьба развернётся в первую очередь за кандидатов в депутаты городского хурала от правящей партии. Кара-оол, используя ресурс Шойгу, попытается включить в список кандидатов от «Единой России» в противовес предложениям Ховалыга своих надёжных «баранов», на которых он может положиться. Вероятнее всего, список будет 50/50 от людей Кара-оола и Ховалыга.
В этом споре очень важна позиция официального руководителя регионального отделения партии «Единая Россия». Пока им является Даваа. Удастся ли ему сохранить за собой это положение, покажет время. Но в любом случае всё решит голосование по одномандатным округам и позиция депутатов от других партий. На сегодняшний день Кара-оол вправе рассчитывать на поддержку лидера РО «Справедливая Россия» Рената Ооржака и в меньшей степени – коммуниста Романа Тамоева. И он точно не договорится с руководством ЛДПР. В общем, ситуация с депутатами по партспискам к тому времени может сильно измениться. Появилась новая думская партия «Новые люди», может выйти из коматозного состояния партия «Яблоко», могут проявиться и другие партии.
А пока ближайшее сражение официальной власти в лице В.Ховалыга и оппозиции в лице Ш.Кара-оола состоится во вторник, 16 ноября, на сессии Верховного Хурала Тувы при утверждении членов региональной Избирательной комиссии. Не исключено, что оппозиционные депутаты, ведомые братом Карлика, в случае успеха попытаются развить успех и «подвинуть» Кан-оола Даваа с кресла спикера парламента. Скорее всего, претендентом на его место может стать Артур Монгал, проявивший «твёрдость духа» и верность следования линии Ш.Кара-оола.
Но тут есть ещё один аспект, не учитывать который опасно. Кара-оол, обиженный предательством некоторых депутатов Верховного Хурала, вполне может спровоцировать роспуск парламента. Что обеспечит ему следующей осенью сразу два предвыборных марафона – за Верховный и Кызылский городской хуралы. Для этого у него сил и верных ему депутатов, готовых сложить полномочия, точно хватит. И тогда вопрос, кто в Туве главный, может решиться уже следующей осенью. Так что, если 16 ноября у Кара-оола в парламенте случится «осечка», он вполне готов к инициированию новой очередной фазы противостояния с Ховалыгом. Именно поэтому новому главе необходимо за первый год руководства республикой заручиться поддержкой политической и экономической элиты республики и в целом населения. А это возможно, если он, с одной стороны, перекроет каналы финансирования своих оппонентов через реализацию воровской версии ИПСЭР, а с другой, начнёт реализацию тех проектов, о которых он заявлял президенту Путину при назначении и после выборов. Снижение уровня бедности населения, борьба с монополизмом Каа-Хемского угольного разреза и АО «Тываэнерго», борьба с сажей и создание агропояса вокруг столицы – вот реальные дела, которые в состоянии укрепить положение Владислава Ховалыга и обеспечить его личное доминирование на высшем уровне власти.
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин