РЕЦЕПТЫ ВЫЖИВАНИЯ
Большинство регионов России разработало, приняло и осуществляет антикризисные программы. Тувинское правительство только начало разработку такой программы, в то время как в парламенте уже сформировалось общее мнение о целях, форме и методах антикризисного управления бюджетом республики. В №12 мы знакомили читателей с мнением по этому вопросу ряда депутатов. Публикация вызвала шквал откликов, поддерживающих народных избранников. Мы продолжаем публикацию мнений депутатов о содержании антикризисной программы республики.
Сергей Сафрин, председатель Комитета по промышленности и строительству Законодательной палаты Великого Хурала РТ:
Кризис обязывает навести порядок в строительной сфере республики
Многолетний бардак в строительстве необходимо срочно ликвидировать. Обратите внимание: во многих регионах в рамках антикризисных мероприятий наводят порядок в инвестиционных программах. Реквизируют состояние объектов, выделяют приоритетные. А в нашей республиканской инвестиционной программе до сих пор никаких изменений, хотя по многим объектам до сих пор отсутствует утвержденная правительством проектно-сметная документация. И потому она продолжает оставаться кормушкой для нечистоплотных чиновников. Такая же ситуация сложилась и по федеральным объектам, которые должны возводиться на условиях софинансирования. И такая практика продолжается не один год, создавая почву для коррупции и хищений.
Как результат – республика ежегодно не осваивает до 100 млн. рублей федеральных и республиканских финансовых средств, предусмотренных в инвестиционной программе. Да и как их освоишь, если на эти объекты даже нет проектно-сметной документации? И в это же время не решается другая проблема – не гасятся долги перед строителями, которые правительство накопило на сумму, превышающую более 40 млн. рублей. И не замечаю, чтобы правительство заботило, что это грозит распадом предприятий, ростом безработицы и распространением протестных настроений в обществе.
Мы внимательно проанализировали инвестиционную программу республики на текущий год. Картина, прямо скажу, безрадостная. 20 объектов не имеют ПСД и заключений государственной строительной экспертизы, тем не менее, правительство умудрилось открыть на них финансирование, превратив в удобную лазейку для выкачивания бюджетных денег. Схема стара как мир: средства идут не столько на строительство и оплату труда строителей, сколько на «откаты». Еще с 2005 года эту схему называют «бюджетным пылесосом». Но надежды, что обновленная власть не будет прибегать к этим незаконным методам, не оправдались.
Возьмем один из любимых правительственных объектов – «Тепличный комбинат», который был оценен правительством в 18,6 млн. рублей. Еще в прошлом году оно умудрилось провести торги на право его возведения, был выплачен аванс, – а документации на объект нет до сих пор! Что и как строить – никто не знает. Куда потрачены 30% аванса на объект – будут искать правоохранительные органы. Тем временем, мифический объект «Тепличный комбинат» продолжает оставаться в инвестиционной программе.
Новое правительство все уши прожужжало перспективой создания инфраструктуры квартала малоэтажной застройки №10 Южного микрорайона Кызыла. На этот объект в инвестиционке выделено 22,4 млн. рублей. До сих пор отсутствует ПСД на объект, тем не менее, в нарушение всех строительных правил, на объекте начаты работы засаянскими бригадами, которые, к тому же, ведутся с крайне низким качеством.
Или, к примеру, Центр восстановительного лечения для детей в Кызыле. Его реконструкция много лет стоит в инвестиционной программе. И в нынешнем бюджете на него заложено 10 млн. рублей. На этом объекте работали такие строители, что сейчас этот недостроенный объект требует не меньше средств на устранение брака. При этом никто не ответил за растрату государственных денег – ни заказчики, ни подрядчики.
И таких объектов в инвестиционной программе набирается на общую сумму 185 миллионов. Вот где внутренние резервы! Сюда входят и средства для приобретения автотранспорта правительству на 7 млн. рублей. Хотя еще в декабре прошлого года, в разгар кризиса, оно приобрело на бюджетные средства два LEXUSа общей стоимостью 10 млн. рублей! И это в ситуации, когда многие строительные организации не могут выплатить своим рабочим заработную плату из-за того, что правительство не рассчитывается за сданные объекты. Поэтому комитет предложил правительству средства на приобретение автотранспорта из программы убрать.
А в целом комитет предложил снять с инвестиционной программы все объекты, не имеющие проектно-сметной документации, а освободившиеся средства направить на создание Резервного фонда по борьбе с кризисными явлениями. Эти деньги должны не питать криминал, а работать на общество путем создания новых рабочих мест.
Зинаида Дехтяр, заместитель председателя Комитета по науке, образованию и культуре Законодательной палаты Великого Хурала РТ:
Я поддерживаю создание финансовой подушки безопасности
Все говорят том, что в развитии кризиса виноваты банковские и финансовые структуры. Я считаю, что причиной кризиса стали наши леность, бестолковость и отсутствие эффективного труда. Кризис внутри власти! Поэтому, когда представители правительства заявляют, что Тува от кризиса только выигрывает, так как появляется возможность дополнительного получения федеральных средств, я в корне с ними не соглашаюсь.
Ну, о какой эффективности управления можно говорить, если наше правительство только и мечтает, как можно больше «откачать» денег от федеральной власти? Это иждивенчество в чистом виде. В первую очередь, Туве необходимо научиться эффективно использовать внутренние ресурсы, а не только надеяться на помощь кого-то, более богатого.
Именно поэтому вызывает возмущение, что правительство до сих пор не сделало никаких шагов по оптимизации бюджетных расходов и сокращению своих непомерно масштабам республики штатам. А такие возможности оптимизации есть. Во-первых, это сокращение огромных затрат на содержание госаппарата, во-вторых, ревизия перечня инвестиционных проектов, часть из которых сегодня финансируется в нарушение закона без наличия необходимой ПСД, в третьих, разумное перераспределение средств в пользу приоритетных задач: защита социальной сферы, поддержка сельхозпроизводителей и реальная помощь малому бизнесу, обеспечение безопасности жизни.
Это те задачи, которые органы госвласти республики обязаны решать в первую очередь. Я поддерживаю идею создания финансовой «подушки безопасности» за счет оптимального внутреннего перераспределения бюджетных средств.
Думаю, всем набили оскомину заявления правительства, что социальная сфера у нас хорошо защищена. В ней полно дыр, которые годами никто не латал. И в период кризиса именно эти слабые места будут наиболее уязвимы. Прежде всего, это касается социальной защищенности многодетных семей, которых в республике достаточно много. Сегодня государственную поддержку получают инвалиды, дети-сироты, матери-одиночки, но не многодетные семьи. В период финансового кризиса, роста инфляции и платных услуг населению именно эти семьи наиболее незащищены. Я поддерживаю инициативу моей коллеги Зои Назытыевны Сат, которая разработала законопроект о государственной поддержки многодетных семей и предлагает его принять.
Вообще, много говорят о поддержке банковских структур, производственных предприятий, но самая большая ценовая нагрузка лежит на семье, которая, как известно, является у нас ячейкой общества. Еще одна проблема и головная боль – дети из неблагополучных семей. Мы знаем, как нелегко им приходится. Нам надо быть готовыми к тому, что рост безработицы может дать и рост численности этой категории детей. Им надо уделить особое внимание. Законодательные механизмы оказания адресной социальной помощи есть, их надо активно использовать, обеспечивая достойную финансовую поддержку.
Еще одна проблема, требующая внимания это – борьба с социальными болезнями. В этом направлении мы не должны допускать секвестра, жесткой оптимизации и прочих последствий кризиса. Борьба с социальными болезнями, охрана общественного порядка – это государственные задачи, и экономить на этом нельзя!
И еще одна задача, которую органы власти обязаны проконтролировать – рост тарифов. Система тарифов, скажем, на услуги ЖКХ должна быть понятной, оправданной, а главное – предсказуемой! В условиях, когда не знаешь, сколько тебе придется платить завтра за тепло, свет, газ, телефон, трудно что-то спланировать в семейном бюджете. Тем более, что оплата этих услуг часто занимает почти треть семейного дохода.
Тува жила в условиях кризиса и до начала мирового финансового и экономического коллапса. У нас уже более 15 лет беспросветно высокая безработица, развалено все производство, и кому-то может показаться, что вопреки ожиданиям жизнь в республике вряд ли сможет существенно измениться. Такие надежды не обоснованны. Мы не можем сидеть, сложа руки и ждать финансовых вливаний из федерального бюджета.
Вся страна, весь мир предпринимает усилия, чтобы смягчить последствия кризиса. А Тува тем временем будет сидеть спокойно? Этого допустить нельзя. Депутаты Законодательной палаты уже выступили со своими предложениями по антикризисным мерам, но адекватных мер от правительства мы до сих пор не дождались. Нам, депутатам и членам правительства, доверено право распоряжаться от имени и в интересах людей народными средствами. Мы отвечаем за то, чтобы каждая копейка была потрачена по целевому назначению для повышения благосостояния наших избирателей.
Судя по всему, в правительстве пока такого понимания нет, и его чиновники жируют, как на пиру во время чумы. Мы должны отрезвить их головы и помочь настроиться на рабочий лад.
Виктор Молин, председатель Комитета по аграрной политике и природопользованию Законодательной палаты Великого Хурала РТ:
Во время кризиса сельское хозяйство должно стать приоритетным
Наша республика традиционно сельскохозяйственная. Агросектор – это то, что сегодня в условиях углубляющегося финансово-экономического кризиса поможет людям выжить. Уже сейчас многие араты, фермеры не могут оплачивать взятые ими в том же Россельхозбанке кредиты. Поэтому я считаю, что в первую очередь нужно принять меры по пролонгации этих кредитов сроком до года, а в каких-то случаях и больше. Надо дать местному мелкому товаропроизводителю возможность вздохнуть и, в конце концов, встать на ноги. Мы не можем позволить, чтобы кризис подкосил их.
Сегодня также необходимо вести речь о том, чтобы уделить самое пристальное внимание тем предприятиям, помощь которым уже запланирована. Финансирование им должно поступать в оговоренные сроки, а не так как бывает обычно – с большим опозданием и не в полном объеме.
При рассмотрении изменений в бюджет в рамках антикризисных мер мы должны реально подходить к поддержке сельхозпроизводителя и наметить помощь тем, кто действительно сеет, убирает и выращивает скот. А для этого министерство сельского хозяйства должно провести определенную аналитическую работу с целью выявления крепких и надежных хозяйственников. Ситуации, когда господдержка оказывается только по знакомству или кумовству, быть не должно.
Сейчас идет речь почти о 30%-м сокращении Республиканской целевой программы, направленной на развитие села до 2011 года. И здесь мы должны очень дотошно разобраться, что пойдет в корзину, а что мы должны оставить. И еще раз говорю, давать деньги только тем, кто занимается сельским хозяйством.
Особая тема – подготовка к посевной. Вот здесь мы должны не только думать о весенних работах текущего года, но уже планировать посевную кампанию 2010 года. Семена, горюче-смазочные материалы, технику выделять тем хозяйствам, которые уже готовы выйти на поля. Дать все, что им надо, а потом – осенью – спросить: где результат, где семенные запасы на следующий год?
Чтобы работа в агросекторе была системной, мы должны целенаправленно заниматься семеноводством, не забывая и о науке. В животноводческой республике без этого никак: надо выращивать и корм скоту, и пшеницу на хлеб. Ведь доходит до того, что в республике сеют семена 5-6 репродукции или совсем нерайонированные. А это, безусловно, отражается на качестве и объемах полученного урожая, качестве следующего семенного запаса.
Семеноводство, использование минеральных удобрений приведут к эффективному растениеводству, что, в свою очередь, должно привести к сокращению конопляных плантаций, интерес к которым питают даже на самых высоких уровнях власти.
Во время кризиса, как правило, под удар подпадают самые необеспеченные, малоимущие слои населения. Считаю, что необходимо создать Резервный фонд, средства которого могли бы под гарантию правительства пойти на выделение кредитов или субсидий тем же пенсионерам для приобретения коровы, лошади, или нескольких овец, семян различных овощных культур. Средства этого фонда могли бы возмещать начисленные на ссуды проценты. Ведь и дураку понятно, что не страшен любой кризис, когда производится товар: мясо, молоко, картофель. Надо обеспечить все условия, при которых люди могли бы сами себя прокормить.
И нельзя забывать о рыболовстве. В Туве есть все условия для его развития. И вот здесь как раз уместна поговорка: дать удочку, чтобы ловить рыбку.