В Законодательной палате |
ПОРАЖЕНЧЕСКИЙ БЮДЖЕТ
Такая уж у нас сложилась традиция – каждую осень бороться за бюджет республики. Неизвестно почему, но Глава правительства Тувы Кара-оол вдруг решил, что направленный им в парламент проект бюджета Тувы на 2010 год «проскочит» на «ура!». И был удивлен, когда этого не произошло. А уж повторное депутатское «нет!» его вообще повергло в шок.
В текущем 2009 году на содержание Канцелярии Председателя правительства РТ планируется истратить 53 млн. рублей. В предложенном парламенту проекте кризисного 2010 года планируется профинансировать её уже на 67 млн. рублей, т.е. с ростом на 25%. Вдвое увеличен резервный фонд правительства – с 25 до 50 млн. рублей. Одновременно предложено на 20% сократить финансирование здравоохранения, на 56% – спорта. |
Сказать, что состав сегодняшнего правительства Тувы слабый – это почти ничего сказать. Прямо скажем – никудышный. И сам премьер, и его заместители уже третий год демонстрируют очевидную профессиональную некомпетентность при удивительной необучаемости. А лидирует в этом экономический блок во главе с первым вице-премьером гастарбайтером Теном. Когда-то мы критиковали его за то, что он не сумел подготовить Постановление Правительства России по Туве. Тогда Глава по возвращению домой нас успокаивал тем, что вместо денег они привезли из Москвы удочку, которой сами наловят все, чего нужно.
И вот на заседании 18 ноября 2009 года выяснилось: «рыбаки наловили» в бюджет более чем на 2 млрд. рублей меньше, чем в предыдущем году. И здесь уж винить действительно некого, кроме как самих себя, сверставших проект бюджета «на дурака». Это во всех смыслах «пораженческий» бюджет. Правительство не сумело защитить интересы республики на федеральном уровне, в результате чего бюджет на 2010 год «похудел» на 15%. И не смогло в силу своего непрофессионализма поднять на новый уровень собственные доходы. Впрочем, такого желания не наблюдалось в принципе.
Нынешнее федеральное правительство сантиментами не страдает. Там никто не склонен вздыхать: «Ах, эта бедная Тува...». Правительства Ооржака и Кара-оола не смогли воспользоваться исключительно благоприятной ситуацией 2000-08 годов и дать толчок развитию добывающей промышленности республики. Проели все, что выделялось Россией. И теперь для дотационной республики наступили трудные времена. Но именно в этих условиях логично было бы ждать от правительства хотя бы каких-то самостоятельных шагов по оживлению экономики.
Как и предполагали многие, производство яиц и водки для Тувы спасением не стало. Скорее наоборот – продемонстрировало поразительную профессиональную некомпетентность власти, алчность и неразборчивость в выборе средств для обогащения высших чиновников правительства.
Не создав каких-либо доходных производств, правительственные чиновники демонстрируют желание вложить украденные у народа деньги «в дело», прикупив по дешевке госсобственность. В прогнозном плане на 2011 и 2012 годы стоит продажа предприятий по ценам, в два раза ниже, чем в них было вложено бюджетных средств. К примеру, балансовая стоимость основных фондов по ГУП «Юрта» составляет 8,4 млн. рублей, а 51% акций этого предприятия оценены почему-то в 3,8 млн. рублей. Только в увеличение уставного капитала ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию РТ» вложено 53 млн. бюджетных рублей, а предполагаемая сумма продажи 51% акций – 27,8 млн. рублей.
Правительство должно хотя бы определиться: или оно неэффективно вкладывало народные средства ранее, и за это кто-то должен ответить, или вложения были эффективными, но кто-то хочет «нагреть» республику при продаже предприятий, и тогда он должен идти под суд. И этот «кто-то» очень напоминает гастарбайтера, исполняющего обязанности первого зампреда правительства.
«Почему за такой бесценок хотим продать?» – возмутилась депутат З.Дехтяр и привела примеры других регионов: «Такое впечатление, что кризис только в Туве. В Оренбурге в бюджете на 2010 год финансирование только образования увеличено на 1,5 млрд. рублей. Наше правительство ничего не хочет делать для того, чтобы как-то решать проблемы».
И то правда. Никто из членов правительства не встал и не сказал: «Мы сделали все возможное, чтобы увеличить свои собственные доходы, учли каждую копейку, которая должна прийти в бюджет». Говорят примерно следующее: «Не волнуйтесь, Москва все равно потом даст деньги. Так было всегда, будет и в этот раз». В этом и состоит их основной аргумент, почему должен быть принят бюджет. Но раз есть уверенность в этом, почему в проекте бюджета стоят совсем другие цифры? Пусть Кара-оол и Тен официально вносят проект бюджета с реальными цифрами и отвечают за них. Но они выбрали другую тактику: поставят убогие объемы финансирования, а если Москва добавит денег – отчитаются о своей «замечательной работе».
К тому же, если разобраться, то причина убогого бюджета 2010 в том, что правительство Тувы в силу своей профнепригодности не смогло отчитаться перед федеральными ведомствами по всем статьям, потому Москва и сократила финансирование. Правда, в правительстве «гуляет» другая версия: таким образом, Кремль подталкивает правительство Тувы к ускорению конституционной реформы. При этом правительство демонстрирует удивительный подход, когда заявляет: срочно примите этот убогий бюджет в первом чтении – это даст нам возможность просить деньги дальше. Хотя все совсем обстоит наоборот: непринятие цифр доходов бюджета парламентом как раз и является основанием для ходатайств по увеличению трансфертов. А вот если бюджет будет принят, то в Москве скажут: вы же утвердили бюджет! Чего вам еще надо?
Но такие депутаты, как З.Сат, не хотят голосовать за бюджет, в котором питание на одного стационарного больного в день будет организовано на 48 рублей, учитывая, что даже в прошлом не очень удачном году на это отпускалось по 67 рублей в день. Кого, кроме правительства могут устроить тарифы на оплату услуг бесплатной медицинской помощи, которые ниже федеральных норм в два раза? Ведь это означает, что в два раза может снизиться зарплата медиков, финансируемых из ФОМС. Такая же картина по лекарственному обеспечению и так далее. Уровень финансирования республиканских целевых программ снижен до предела, а речь идет о программах по обеспечению общественной безопасности, безопасности дорожного движения и ряда других программ, включая программу по развитию русского языка. И все эти цифры депутаты должны утвердить законом? Согласитесь, это другой уровень ответственности, чем обещания на словах от имени правительства республики.
Особняком встал вопрос о русском языке. Уже ни для кого не секрет, что во многих кожуунах изучение русского языка ведется аналогично иностранному. И потому у выпускников этих школ фактически отсутствуют перспективы продолжения образования. Но это не помешало известной своей экстравагантностью и невыдержанностью Дикой Розе отнести программу развития русского языка к разряду второстепенных и со ссылкой на президента предложить исключить ее из финансирования. А депутату З.Дехтяр, которую она назвала «носительницей русского языка», она посоветовала «лично поучаствовать в его развитии».
Подобная беспардонность вызвала обоснованное возмущение коллег. Как известно, русский язык в России пока еще считается государственным. И когда говорят о развитии русского языка, речь идет о предоставлении тувинским ребятишкам равных прав на получение качественного образования. К тому же З.Дехтяр – одна из лучших в республике действующих учителей русского языка, имеющая гранд Президента России. И подобные заявления от недалеких депутатов, желающих во что бы то ни стало угодить правительству утверждением фактически антинародного бюджета, атмосферу вокруг его принятия не улучшают. А как еще назвать этот документ, в котором при увеличении сумм на содержание Канцелярии Председателя Правительства финансирование всех бюджетных организаций сокращено на 15%?
Вот за такой бюджет и отказались голосовать большинство депутатов – только 13 законодателей сочли возможным переступить через свою совесть и поддержать правительственный проект. Примером принципиального подхода к государственным делам может служить резюме депутата З.Ондар: «Ищите два миллиарда – проголосуем мгновенно!».
Честно говоря, принципиальная позиция большинства депутатов даже удивляет. Казалось бы, что тут такого: проголосовали бы «за», да и дело с концом! Правительственные СМИ тут же назвали бы их «честными, прозорливыми и болеющими за нужды народа». Перестали бы шельмовать, что у депутатов есть какие-то свои корыстные интересы в этом бюджете. И пусть бы Кара-оол остался один на один с исполнением «пораженческого» бюджета, способного вызвать социальный взрыв населения накануне выборов. Стоит ли депутатам подстраховывать его, принимать обращение на имя В.Путина с просьбой посодействовать увеличению дотаций? Но нет, опять З.Сат с коллегами бросается на защиту здравоохранения, образования, общественной безопасности! И все обвинения в каком-то торге, бюджетном тупике, которыми пестрят правительственные СМИ, безосновательны. Не депутаты загнали бюджет в капкан, а правительство само загоняет себя в бюджетный тупик!
Наш корр.