«ИСТОЧНИК КАТАСТРОФЫ ЗАТКНУЛИ ПРЕСС-СЕКРЕТАРЕМ»
Саяно-Шушенская ГЭС опасна, пока о ней говорит народ
Неожиданно для властей Хакасии на прошлой неделе оживилась общественность. Это же страшно подумать (несмотря на ежевечерние заверения о том, что в республике все прелестно как никогда), народ забеспокоился безопасностью плотины Саяно-Шушенской ГЭС. Столько текстов написано, столько сюжетов показано, столько высоких слов сказано, а народ все думает о целости плотины, трещинах в ее теле, разрушении водобойного колодца и т.д. А тут еще потребовал объяснить: а с какой это стати разработан план эвакуации населения да с памяткой жителям как действовать в случае катастрофы на СШ ГЭС? Мы вам не мыши, чтобы жить, под угрозой угодить в мышеловку. Отвечайте!
Понятно – лепетали чиновники, после аварии 17 августа люди беспокоятся. Мы понимаем, но...
Это мода нынче такая. Пришел начальник – всем хвалить. Ведущие республиканские журналисты и те не стесняются спрашивать: а после статьи вам еще не звонили из органов государственной власти. Как говорится, не умеешь – научим. Не хочешь – заставим. Отказавшись от диалога с общественностью, загнав под пяту СМИ, соткав из общественных организаций себе ширму гражданского общества и решив все проблемы республики тотальным молчанием, власть озабочена вопросом: как убедить народ в том, что Саяно-Шушенская ГЭС не несет опасности для населения? Три месяца назад (17 августа) власть, помнится, уже пыталась справиться с этой проблемой.
Власть не делает ошибок. Уже потому, что она власть. Обвинения в ошибках – заказ западных спецслужб, политическая подоплека, провокация паники мерзавцами.
Решение нашли. Вести диалог с обществом по острым проблемам республики (а беды СШ ГЭС без сомнения, таковыми являются) власть командирует местную сатиру – истеричных пресс-секретарей органов исполнительной власти. Пресс-секретари стараются, как могут. Пытаются выполнять сразу две задачи: поддерживать непорочно-отеческий имидж властей и убедить население в том, что СШ ГЭС безопасна. Не важно, что там происходит. Это не просто безопасно, это делается исключительно для народного блага. Вот только как не изгаляются пресс-секретари, обращения к народу у них заканчивается неизменным: сам дурак. Уж не знаю, последствия это взбучек начальства или чиновничий менталитет, но получается в бедах на СШ ГЭС виновато население республики.
Без сомнения, ярчайшей личностью на этом поприще стала пресс-секретарь Управления МЧС РФ по Хакасии Ирина Бутенко. Относительно недавно Ирина работала корреспондентом на местном телеканале и ратовала за свободу слова. С тех пор как девушка надела форму МЧС, умеет то слышать звуки под водой и даже говорить об этом прямым текстом федеральным СМИ. То (буквально на следующий день), искреннее удивляться: во что стучать в бетонном зале? Чудно то, что в обоих случаях она очень убедительно аргументирует свой рассказ. Позже, однако, недоумевает, отчего позиция местного МЧС порой напоминает ересь. Еще больший сбой происходит, как только Бутенко начинает обращаться к населению. Так было на прошлой неделе.
Сначала по республике поползли слухи о якобы утвержденном плане эвакуации населения в случае катастрофы на СШ ГЭС. Мол, план разослан в органы государственной власти и все готово ко времени «Ч». Люди, понятное дело, забеспокоились: если рассматривают эвакуацию, выходит, не все так гладко на СШ ГЭС. Власти эти слухи, однако, терпели (до Москвы не дошло и ладно). Все изменилось после публикации на местном форуме копий «схемы эвакуации жителей г. Абакан при катастрофическом затоплении» и то ли доклада, то ли лекции на тему «эвакуация населения г. Абакана в случае катастрофического затопления». Обе копии документа просочились даже в местную газету.
Въедливые блоггеры тут начали пересчитывать данные о времени затопления Абакана. По их расчетам, вода бы добралась до города раньше упомянутых в копиях 6 часов. Началось обсуждение, посыпались комментарии, мнения, и, понятное дело, претензии. Стоило слухам получить публичность, власть решила вступить с общественностью в прямой диалог. Отвечать (диалог же) «слабоумному народу», что опасностей нет, и не стоит раздражать власть страхами, взялась Ирина Бутенко.
Оказывается, это правительство Хакасии распространяло схему эвакуации в ответ на «упреки в адрес властей в том, что население не знает, как вести себя в случае чрезвычайной ситуации». Ни дать ни взять. «Правительство Хакасии приняло решение уделить этому вопросу больше внимания и поручило муниципальным властям, используя средства массовой информации, листовки, памятки и другие возможные средства, научить население Хакасии правилам эвакуации».
Прочувствуйте высокий штиль: «научить население». Анализировать весь текст мы, разумеется, не будем. Бред очевиден в первых строчках. Правительство Хакасии инкогнито публикует на форумах схему эвакуации, а спустя несколько дней дает поручение пресс-секретарю МЧС по Хакасии об этом объявить. Выходит, либо Бутенко работает в правительстве Хакасии, либо у того нет своих пресс-секретарей. Текст выдержан в эдаких радужных тонах: граждане беспокоятся, правительство отвечает. После прочтения творчества пресс-секретаря Ирины Бутенко в голову приходит один вывод: все плохо. Будет хуже, скажут. А пока не паниковать.
Вот некоторые ее признания:
- жителям Хакасии неизвестна эта информация и на практике не отработан порядок действий;
- руководители всех уровней управления не уделяют должного внимания вопросам гражданской обороны и защиты населения;
- растущие хребты Саян не исключают возможности землетрясений;
- изношенные коммуникации могут послужить причиной серьезных коммунальных аварий.
Последнее отправит в нокаут кого угодно:
- Да мало ли что еще может случиться в наше неспокойное время.
А в сухом остатке:
- ни при каких обстоятельствах не поддаваться панике!
И вновь нет ответа: насколько высока угроза «катастрофического затопления»? Как будет проходить эвакуация жителей городов Хакасии в этом случае? Опять что-то скрывают, выходит?..
Какую цель преследовала публикация текста? Убедить население в том, что публикация «схемы» – дело рук правительства? Доказать фактами то, что причин для беспокойства нет? Вероятность аварии есть, но существует утвержденный план спасения? Тогда где четкие указания, что делать (куда бежать, что брать, на чем повезут, куда повезут и т.д.) каждому гражданину из конкретного района Абакана? Словно панацея от всех бед: не поддавайтесь панике! Жители Хакасии слышат это слово уже четвертый месяц и ни слова о конкретных шагах власти по мерам на случай «катастрофического затопления». Вместо этого общие слова: «необходимо внимательнее знакомиться с любой информацией, которая поможет вам в случае чрезвычайной ситуации, и запоминать для себя правила безопасного поведения».
Перелив из пустого в порожнее и, попутно признавшись в том, что дела обстоят хуже некуда, Бутенко, видимо, решила, что с честью справилась с задачей: обеспокоенность граждан перевела в заслугу правительства (где, напомню, она пресс-секретарем не работает). Вот только ничего кроме странного чувства пустоты (вместо ясных ответов на важные вопросы) творчество Ирины Бутенко не оставляет. Более того, правительству она сослужила плохую службу: вопросов стало больше.
Не мудрено, еще ни один пресс-секретарь не смог собой заменить открытый диалог власти и общества по острым проблемам. Мерзкие ощущения возникают не от того, что пресс-секретарь Бутенко не в силах связать двух слов и шлет по сути «сигнал» населению: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Никого не оставит равнодушным ее эдакое надменно-пренебрежительное отношение к народу только уже за то, что жители Хакасии беспокоятся за свою безопасность. Бутенко как бы говорит: вам уже сказали, что в порядке. Чего еще надо? Один ее материал, кстати, был озаглавлен именно так: Как надоели все эти истерики. В статье Бутенко хвалит саму себя за ратный труд при ликвидации последствий катастрофы на СШ ГЭС (пришлось принимать «тысячи звонков в день», неправильные журналисты Бутенко «надоели», а правильных она благодарит) и тут же бросается объяснять народу причины его слабоумия.
- И в заключение несколько слов о нашем любимом народе. Не могу вспомнить, кто из великих сказал, но сказал гениально: «Человека ничему нельзя научить. Всему можно только НАУЧИТЬСЯ» (другими словами, если хочешь что-то знать, то ты обязательно найдешь эту информацию и используешь ее по назначению). Есть еще одно не менее гениальное наблюдение – человек слышит только то, что ХОЧЕТ слышать. И жизнь это подтверждает.
- Не надо кивать на власти и чиновников, что они чего-то не предприняли в данной ситуации. Остановить паникующую толпу невозможно. И причина этому не отсутствие информации, а животный страх и невежество. Люди, будьте благоразумны!
Есть у Бутенко одно интересное наблюдение:
- Любой вброс провокационной информации (а она, кстати, продолжает время от времени появляться через эсэмэски и др. источники) может стать поводом для новой паники!
Трудно сказать, является ли поводом для паники публикация правительством Хакасии (со слов Бутенко) схемы эвакуации. Впрочем, далее Ирина прямо указывает на умысел неких злых людей, провоцирующим панику (вбрасывающих «провокационную информацию). Оказывается, им хочется при катастрофе только посмеяться над людьми:
- журналистам, которые ничего не понимая в специфике гидроэнергетики и гидрологии, не разбираясь в вопросах безопасности, огульно пытаются чего-то анализировать и рассуждать на эти темы. Помните, всегда найдутся желающие посеять смуту и посмеяться над неуправляемой толпой.
Надо полагать, Бутенко является высококлассным специалистом в гидроэнергетике и гидрологии (как в умении создать смуту и посмеяться над толпой). Впрочем, дело не в этом. Мы не будем переубеждать читателя, что дело совсем не в народе. 17 августа в Хакасии не было паники в буквально смысле слова. Никто не шел по головам, не крал, не мародерничал, цен не повышал. Люди спокойно организовали собственную эвакуацию и выезжали из городов колоннами (что отметил глава МЧС РФ Сергей Шойгу), без участия властей (на улицах можно было лишь встретить растерянных милиционеров, к слову, с честью выполнявших свою работу). Мы не будем даже предполагать, что дело в неадекватных пресс-секретарях, увидевших в желании людей жить, чей-то коварный умысел. Мы не будем говорить, что власть оказалась не готова к чрезвычайному происшествию, а люди показали верх благоразумия. Мы не будем доказывать пресс-секретарям очевидное: у власти нет другого народа, а паранойя власти на тему врагов не решит вопрос о безопасности СШ ГЭС.
Мы просто констатируем очевидный факт: власть сама по себе, а народ сам по себе. Власть воспринимает народ как некоего смутьяна, а народ власть как официальный орган, ограждающий народ от вопросов о его (народе) безопасности. Это единственное, что связывает власти и население.
Вместо того чтобы откровенно поговорить с людьми (опровергнув аргументы сторонников опасности СШ ГЭС), власть отправляет вести диалог с народом пресс-секретарей. Те, как не стараются подыскивать формы и слова, во всем винят народ и его (народа) враги (не власть же).
Позвольте, но кто паникует больше? Люди, пытающиеся ясно понимать, к чему им быть готовым после катастрофы на СШ ГЭС? Или власть, скрывающая ответы на эти вопросы и подавляющая устами пресс-секретарей любую общественную дискуссию на эту тему?
Михаил Афанасьев