В Законодательной палате |
ВПЕРЕД К ПРОШЛОМУ?
Проблема реформирования Конституции Тувы стояла в повестке первого заседания весенней сессии парламента под номером один. И это действительно символично, так как у властей республики она на данный момент является ключевой.
Если год назад конституционная реформа «шаркала» на месте, то с осени прошлого года она внезапно получила мощное ускорение после упоминания тувинского парламента Президентом России в его Послании Федеральному Собранию. И «бородатый» закон «О Конституционной комиссии РТ» тут же был принят в первом чтении на ближайшем заседании сессии – 25 ноября. Депутаты-меньшевики через силу, но все же подняли руки за создание ненужной Ш.Кара-оолу Конституционной комиссии.
Перспектива внесения изменений в действующую конституцию законами, которые сначала должны принять депутаты двух палат Великого Хурала, молодому «правителю» явно не по душе. Поэтому и созрела в недрах Белого Дома мысль протащить напрямую через референдум все свои потаенные мечты о будущем государственном устройстве республики. По логике властвующей клики, «надуть» избирателей Тувы гораздо легче, чем депутатов парламента.
25 декабря на заседании Палаты представителей была представлена группа граждан, у которых созрела инициатива принять на общенародном референдуме конституционный закон о внесении изменений в Конституцию Тувы. Несмотря на многочисленные нарушения действующего законодательства вокруг этой инициативы, депутаты Палаты представителей проголосовали за нее, а 28 декабря избирком Тувы ее зарегистрировал. На том и разошлись. А 27 января законодатели вернулись к прошлогодним проблемам. В зале заседаний зарегистрировались 26 депутатов – отсутствовали Сафрин, Кара-оол, Деге, Монгуш и О.Ондар. Не было и экс-спикера Валькова, который в судах по-прежнему настаивает на своей трудоспособности и рвется восстановиться в должности.
Председатель комитета по конституционно-правовой политике Виктория Кысыгбай представила принятый в первом чтении закон «О Конституционной комиссии РТ», в пакете которого были собраны все юридические заключения и поправки от самого председателя Правительства, от правительства, прокуратуры и Палаты представителей. Решение вполне оправданное – закон находится в процедуре принятия, которая должна иметь свое логическое завершение.
Надо особо отметить: Кысыгбай основательно подготовилась к защите своего закона. Для начала она камня на камне не оставила от инициативы группы граждан по проведению референдума. Ее оценка была резкой, но тщательно замотивированной: «Предлагаемая инициатива группы граждан по проведению референдума РТ, – это возврат к Конституции РТ 1993 года, согласно которой государственное устройство нашей республики имело все признаки суверенного государства.
Во-первых, речь идет об институте президентства. В 2001 году народ Тувы проголосовал за его упразднение. К тому в нашей стране должен быть только один Президент и дублирование наименования этой должности высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации неоправданно и снижает ее высокий статус.
Во-вторых – устройство парламента. Конституцией РТ 1993 года предусматривался Верховный Хурал (Парламент) РТ, состоящий из 32 депутатов, только 9 из которых осуществляли свои полномочия на постоянной основе. В 2001 году народ на референдуме отверг такую структуру представительной власти. И попытка вернуть конфигурацию власти в положение 1993 года по своей сути является попыткой создания полупрофессионального парламента, подконтрольного высшему должностному лицу Тувы.
В-третьих, при значительном ослаблении роли парламента в нарушение конституционного принципа разделения властей) и их самостоятельности, предлагается усиление исполнительной ветви власти путем дополнительной передачи к уже имеющимся полномочиям Председателя Правительства РТ новых президентских полномочий по представлению судей Конституционного суда РТ (фактически – вмешательство в деятельность органа конституционного правосудия); по назначению Уполномоченного по правам человека в РТ (фактически – превращение действенного института гражданского общества в «карманный» орган); по представлению аудиторов и руководства Счетной палаты РТ (аналогичные последствия) и так далее.
Таким образом, на референдум хотят вынести законопроект, фактически предлагающий возврат в прошлое. То самое прошлое, которому народ Республики Тыва уже сказал свое «нет» на референдуме 6 мая 2001 года. И повторное вынесение этих вопросов – неуважение к народному мнению. К тому же вносить изменения в действующую Конституцию РТ следует конституционными законами, продумывая и выверяя каждый шаг. Это единственно правильный, обоснованный, а главное – практически реализуемый путь по приведению конституции республики в соответствие федеральному законодательству.
Проект конституционного закона «О Конституционной комиссии РТ» был принят в первом чтении 25 ноября 2009 года, а инициативная группа зарегистрировалась через месяц. В этой ситуации мы действуем последовательно, а правительство пытается завести ситуацию в тупик. К тому же на данный момент референдум еще не проведен».
Оппонировать логичным доводам Кысыгбай было невозможно, тем не менее, после некоторого замешательства слово взял завядший было записной бузотер палаты Бартына-Сады. Вряд ли ему понравится, если его извечный конкурент по сбору специфического урожая на полях Улуг-Хема Кара-оол станет Президентом республики, а он сам будет исполнять обязанности депутата на общественных началах (если, конечно, ему позволят стать депутатом), тем не менее он не нашел ничего другого, как выдавить из себя глупый риторический вопрос о праве народа на референдум.
В связи с этим интересна позиция по вопросу конституции республики у представителей федеральных органов власти. Интересно, что как в те годы, так и сейчас все эти прокуратуры, управления юстиции и суды дают свои положительные решения на любой каприз исполнительной власти. За период с 2001 года зарплаты у них выросли в 4,5 – 10 раз, но ни профессионализма, ни принципиальности в их действиях не добавилось. Вот и выходит: повышай им зарплату – не повышай, как не было в мышлении и действии самостоятельности, так и нет.
Впрочем, итоги голосования по закону «О Конституционной комиссии РТ» были известны заранее. Для его принятия необходимо 22 голоса, что возможно лишь при согласованной позиции всех сторон. Ее достижение для нашего лидера – высшая математика. Дешевле и проще списать свою несостоятельность на происки врагов-депутатов, навешать «лапшу на уши» Кремлю, землякам-избирателям и протолкнуть референдум «под себя».
Однако, невзирая на результат, польза от голосования по этому вопросу имеется. Большинству участников процесса пришлось высказать свою позицию, что тоже немаловажно. Определились в своих метаниях З.Доржу и Д.Ооржак. Не найдя убедительных доводов в пользу кара-ооловского законопроекта и покритиковав его местами, они открыто его поддержали. Общий смысл их слов можно выразить как «деваться некуда». Вызвало сожаление признание руководителя фракции ПЕдРосов Доржу, что фракцию ей собрать не удалось и потому она выражает только собственное мнение. Странные эти представители партии власти – по разным пустякам они собираются и принимают решения, а проблема Конституции республики их почему-то не интересует.
В роли цепного пса выступил представитель правительства Очур. Злость от необходимости доказывать недоказуемое исказила его лицо. Речь была прерывистой и жалкой. Но главную цель она достигла: проправительственные депутаты поняли, что Кара-оол требует от них голосовать «против».
Интересно было наблюдать в ходе дискуссии по инициативе референдума поведение депутата Чучева. Как известно, формально он является одним из инициаторов Конституционного закона и принятия его на референдуме. Обычно неприятно активный на заседаниях палаты маразматик на этот раз просидел все заседание молча и ни разу не выступил, хотя по логике он должен был быть самым информированным по данному вопросу, так как представлен в качестве автора конституционной инициативы. Заседание 27 января еще раз продемонстрировало общее мнение, что он уже давно ни в чем не разбирается и является всего лишь подставной фигурой Кара-оола. В том числе и по инициативе референдума. Впрочем, как и большинство членов так называемой «инициативной группы».
В противовес марионеткам здравомыслящие депутаты выступили в поддержку закона. Лидер фракции «Справедливая Россия» Ш.Чооду сообщил, что фракция единогласно приняла решение голосовать за принятие законопроекта во втором чтении и в целом, поскольку это ускорит конституционную реформу, озвученную в послании Президента РФ Медведева.
З.Сат была, как всегда, немногословна, но решительна: голосовать за Конституционную комиссию.
З.Дехтяр призвала задуматься о необходимости скорейшего исключения из конституции республики противоречий федеральному законодательству, а не о переделе власти. И отметила: не умаляя прав народа инициировать референдум, надо учитывать, что права у граждан инициировать конституционные законопроекты нет.
Сначала не прошли согласованные поправки, затем по одной – несогласованные, затем – и весь закон. Конституционный закон «О Конституционной комиссии РТ» второе чтение не прошел.
Зато удалось проголосовать изменения в конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РТ» и в статью 111 Конституции РТ, по которой теперь Председатель правительства РТ «определяет» структуру правительства, а «утверждается» она законом.
Упираться дальше с признанием этого факта было бы совсем уже ни в какие ворота, так как еще неизвестно, чем закончатся его инициативы по внесению изменений в Конституцию республики. Думается, что впереди еще осознание Кремля деталей плана Кара-оола и главных движущих сил предполагаемого изменения конституции по-караооловски. А они не могут не вызывать интереса хотя бы потому, что в сколоченную Кара-оолом инициативную группу граждан по проведению референдума входят такие одиозные личности, как известный в республике и за ее пределами националист Бичелдей, много сил и времени отдавший суверенизации Тувы, и лидер преступного мира Тувы по кличке Мешпек.
Примечательно: если Ш.Ооржак нашел в себе силы отказаться от президентства и уложить Основной закон Тувы по основным параметрам в едином правовом поле России, то Кара-оолу хватило всего двух лет у власти, чтобы откатить республику на 20 лет назад.
Наш корр.