Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
№1, 16 февраля 2011 года.
Оставьте в покое Буян-Бадыргы!

Оставьте в покое Буян-Бадыргы!

С историей надо обращаться осторожно!

Продолжение. Начало в №№3-5.

Идет оживленная дискуссия по интернету на тему: «Ставить памятник в Кызыле гун нояну Монгуш Буян-Бадыргы, первому премьер-министру ТНР, в обнимку с полпредом РСФСР в Урянхайском крае Иннокентием Сафьяновым или без?». А есть и совершенно другое мнение...

По сравнению с монгольским гун-нояном Монгушом Буяном-Бадыргы урянхайский Кок-ноян Иргит Агбаан-демчи не продавал и не транжирил тувинские земли, а, наоборот, хотел объединить все народы Саяно-Алтайского нагорья в один народ, восстановить Великий тюркский каганат с названием Туранская губерния в составе Российской империи со столицей в Туране.

До революции Иннокентий Сафьянов, как купец, двулично льстил перед Кок-нояном Агбаан-демчи (народным), называя его: «Агбаан-башкы», что означает, учитель или голова. То, что в 1920 году Сафьянов высказывал желание назвать новую объединенную республику Туран, скорее всего, эту идею ему подсказал именно Агбаан-демчи. А Агбаан, как выходец из простого народа, нарочно добавил к своему имени титул «демчи» – «народный», и он даже «ненавистных для урянхайских феодалов – простых хемчикцев» любовно называл «своим народом». Для него все народы Саяно-Алтая были братья и сестры. И русский царь Николай II был согласен с ним. Но, в 1916 году Иргит Агбаан, выдающийся сын урянхайского народа, ставший в 1912 году путем государственного переворота Амбын-нояном Урянхайского края, был убит выстрелом киллера на перевале Калдак-Хамар.

Он ехал в свою ставку в Шуурмаке в сопровождении сотни русских казаков во главе с есаулом Шумовым. В его убийстве простые тувинцы небезосновательно подозревали монгольских и китайских правителей, а также их лизоблюдов из числа хемчикских и урянхайских ноянов. В первую очередь, подозрение падало на гун-нояна Буян-Бадыргы, который раскрыл свои связи с китайцами и монголами в годы гражданской войны. По приглашению Буяна-Бадыргы Туву оккупировали и китайские войска генерала Ян-Ши-Чао, и монгольские войска генерала Хатон-Батора Махсаржава, и русские белоказаки генерала Бакича и корнета Чуйкова, а также войска адмирала Колчака. Эти недобитые, прожорливые вояки отняли и съели у простых тувинцев и русских крестьян тысячи голов скота, изнасиловали тысячи молодых русских и тувинских девушек, расстреляли, зарубили шашками, живьем сожгли в юртах и избушках сотни простых аратов и русских крестьян! Если не Сергей Кузьмич Кочетов, Оюн Курседи, Адыг-Тюлюш Чульдум, Куулар Мартаажык и другие, пославшие в Иркутск кайгала Иргита Тараачы за помощью к Сибирской партизанской армии Щетинкина, возможно, такой нации, как тувинцы, теперь не было на свете! Прося себе звания «губернатора Урянхайского края», Буян-Бадыргы посылал самому Колчаку делегацию под руководством своего дяди Чамзы-камбы. И это на костях, как выражался гун-ноян, «ничтожных, рванных, голодных пограничных шабинцев». Значит, на наших костях...

Я пишу это со слезами на глазах. Незнание законов и истории не освобождает от ответственности. О каком памятнике Буяну-Бадыргы и Сафьянову может идти речь! Вдумайтесь! Имейте гордость, если вы считаете себя потомками урянхайцев! Не зря следователи МВД ТНР начали допрос Буяна-Бадыргы в 1928 году. Мент и в Африке мент! Значит, было что спросить у гун-нояна. И я, как урянхаец, тоже спросил бы у него, если б жил в то время! И не зря монгольский гун-ноян в 1929 году трусливо скрылся от следствия!

Думаю, что не стоит строить у нас в Кызыле памятник авантюристу и проходимцу, кем бы он ни был, гун, гунн... С его выдуманной кем-то славой выше других не станешь. Никому теперь этого не надо: ни мертвым, ни живым...

Образ на камне не может ни плакать, ни смеяться. Мы все будем там. Будем держать ответ перед Господом, каждый по-своему. Только памятник надо строить дома. Молодец первый президент Тувы Шериг-оол Ооржак! За восемнадцать лет правления республикой он ни разу не обмолвился о памятниках и мудро отказался от строительства памятника Буяну-Бадыргы в Кызыле, хотя характер Дизижиковича мало чем отличается от характера Хубилай-хана или Буяна-Бадыргы, как говорится, яблоко от яблони...

Ооржак, правитель очень внимательный и скрупулезный. Скорее всего, он все взвесил после ознакомления с секретными документами, которые хранятся в различных архивах. Наверно, Шериг-оол Дизижикович пришел к выводу, что если строить памятник, то надо строить в Чадане, на родине гун-нояна, а не в Хем-Белдири, чужбине, где его враги, по преданию, якобы, «зверски умертвили его». Надо брать пример у русских, они памятник первому Президенту России Б.Н.Ельцину построили не в Москве, а дома – в Екатеринбурге! Поэтому в Кызыле может быть только могила Буян-Бадыргы, если найдут его останки, а не памятник, потому что это кощунство, это аморально, надругательство над людской памятью, когда сначала над людьми надругаются, умертвят, а потом цинично поставят памятник кому-то из мучителей на том же месте, где его морально или физически убили. Но не изверги же мы, не дикари, не полинезийские аборигены, хранящие у себя на дворе скелеты своих умерщвленных и съеденных жертв. Жутко и стыдно нам, просвещенным потомкам, за злодеяния наших дедов и отцов...

И все-таки, тувинцы до сих пор сильно разнятся, урянхайцы не спешат родниться с хемчикцами и вряд ли, сломя голову, поедут жить в Чадан или Ак-Довурак. Другой менталитет, другие привычки, диалект. И хемчикцам, со своим характерным акцентом и привычками тоже неуютно жить в Эрзине, Тодже, Улуг-Хеме, Танды... И название Тува тоже звучит двояко. Хемчикцы произносят «тыва», а эрзинцы, тес-хемцы, кунгуртугцы, тоджинцы, даже салчаки и маады произносят «тува».

Так что переименование Тувы на Тыва в 1992 году восточные тувинцы-урянхайцы восприняли, как оккупацию, захват восточной Тувы хемчикцами. Но под ширмой предупреждения межнациональной розни было нарушено право коренных уранхайцев не то что называться «урянхайцами», но и владеть своим языком, диалектом.

А молодые, коммунистически настроенные ученые-филологи и лингвисты 40-ых, 60-ых годов (пальмбахцы) прошлого века под ширмой создания единого тувинского литературного языка полностью отвергли и вычеркнули из орфографических и лингвистических словарей и из употребления уранхайский диалект тувинского языка. Урянхайские слова, употребляющиеся в других тюркских языках, стали для пальмбахцев «архаизмами» и всячески игнорироваться неофилологами. Только такие ученые-филологи, как доктор филологических наук Александр Чайбарович Кунаа («Тес-Хемский (татарский) диалект тувинского языка), кандидат наук Зоя Барандаевна Арагачы («Тоджинский диалект тувинского языка». Это язык великих тайджиутов, прямых потомков монголо-татар пытались по-научному противостоять узурпации урянхайского языка коммунистическими догматами «пальмбахцами». Кунаа и Арагачы внесли огромный вклад в деле сохранении урянхайского диалекта тюркского языка, как языка коренных народов Саяно-Алтайского нагорья, как родного языка монгольского народа времён Чингисхана (это не современный монгольский язык), Субедей-багатура, Чебе-нояна, Богорчу-кулюка, Мухали-бека и всех 96-тысячников армии татаро-монголов, завоевавших полмира, покрыв себя неувядаемой славой. Среди них – отпрыски урянхайцев, народа, родившего бабушку Чингисхана-Темужина – Алан-гоа...

Окончание в следующем номере.

Игорь Иргит,
Заслуженный деятель искусств Республики Тыва

(прочитано 8347 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 1:
 
   
Случайная картинка

В детстве я обожал Жака Кусто. Мечтал, что вырасту, и тоже стану исследователем дна. Мечты сбываются...

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube