Вчера – шофёр, завтра – руководитель
Родня, она и в Улуг-Хеме родня...
Кто сейчас разберётся в хитроумных сплетениях родственных отношений улуг-хемской новоявленной знати? С некоторых пор, а, точнее, с апреля 2007 года, когда вдруг Шолбан Кара-оол нежданно-негаданно получил из рук Шойгу власть в Туве, в Улуг-Хеме началась давка в очереди за признанием родства. Кто-то записывался к Шолбану дядьями, тётками, невестками, племянниками и сватами, кто-то бил себя пяткой в грудь и назывался двою-трою-пятироюродным братом или сестрой. Кто-то с пеной у рта доказывал, что ещё его прадед качал своей левой ногой деда Шолбана, а кто-то и оспаривал это право и со слезами на глазах доказывал, что именно его бабка собственной правой грудью вскармливала папашку Шолбана.
Улуг-Хем неугомонный по сию пору не утихает – весь в разборках, весь в скандалах. Придёт время, и Кара-оол волей (или неволей) покинет свой пост, а вся вспотевшая в давке родня рассосётся. И всё встанет на свои места. А кто-то даже принародно от родства с бывшим главой республики открестится. Останется он безродным и одиноким. Это, как говорится, дело времени. А сейчас в Улуг-Хеме на этом фоне разворачиваются поистине комедийно-трагедийные дела.
В начале 2000-х годов деревня Арыг-Узуу пила, ела, пела и плясала две недели. Приезжие недоумевали и спрашивали, в чём дело, что за праздник такой небывалый? Слегка подвыпившие старухи, весело подбоченясь, заливисто хохотали и чуть ли не вприсядку пританцовывая, от радости кричали: баламут, чайык переехал из деревни в Кызыл! Говорят, местные продавцы ларьков на радостях бесплатно раздавали ребятишкам чупа-чупсы и пряники. И даже пиво мужикам! Вся деревня, от мала до велика, гуляла! Аш-оол Артур (это его местный народец называет чайык-баламут, близкий родственник Шолбана Кара-оола) выехал на постоянное место жительства в Кызыл.
Вся деревня облегчённо вздохнула – теперь никто их не будет гонять и избивать, ведь Артур, напившись, не мог успокоиться, не увидев первой кровинки на лице своей жертвы. Жертвой мог стать любой попавшийся ему под руку – пожилая женщина на улице или подросток, старый человек или девушка. Бил всех без разбору. Если был пьян. А пьян он бывал частенько. Надо бы сказать, справедливости ради, не только он такой в его буйной семейке. Его братья Орлан и Олег, может быть, таким уж буйным нравом и не отличаются, как Артур, но шофера-водители они известные и знаменитые. И что с того, спрашиваете вы меня?
Так вы что, так ничего и не поняли, в свою очередь спрошу я вас, уважаемые читатели? Разве вы не поняли, что с 2007 года каждый шофёр из числа родственников Шолбана Кара-оола имеет неотъемлемое право стать мэром какого-нибудь города или даже главой района, руководителем какого-либо отдела или даже целым директором любого богоугодного заведения, какого-нибудь интерната для умственно отсталых или престарелых! Если вы не родственник и не шофёр, то уж, извольте отойти в сторону – не повезло, значит, вам. А братьям Артуру, Орлану и Олегу ух как повезло!
Давайте для начала присмотримся к Артуру. Сама кличка «чайык-баламут» уже говорит о его нраве и воспитании: несдержанный, неделикатный, об уважении к старшим и говорить не приходится. Улуг-Хемцы знают, что на Артура дважды возбуждались уголовные дела за поножовщину, но до суда дела так и не доходили. Да ведь он совсем не дружит с головой, говорят мне его земляки. И приводят в пример случай, когда тот по просьбе Юры (очень известного депутата) закинул гранату в окно квартиры Н.А.Ондара. Известный депутат Юра тогда полагал: все подумают, что гранату в окно кинули сторонники Шериг-оола Ооржака. Но, как известно, шила в мешке не утаишь: всё рано или поздно всплывает наружу.
В послужном списке нашего героя можно найти такие данные: в ресторане «Эне-Сай» Артур начал работать охранником, поскольку именно в нём владельцы устраивали стриптиз. А любящих оголяться девок надо было охранять от возбудившихся посетителей. После охраны стриптизёрш он стал работать водителем небезызвестного К.Бичелдея, когда тот депутатствовал в Хурале. Бичелдей нежно опекал Артура, говорят, даже позволял жить в его квартире, но что-то в отношениях двух мужчин разладилось, и тут Артур вспомнил про своё родство с Шолбаном. И пришёл к нему просить какую-нибудь работу. Шолбан взял его к себе личным водителем, а чуть погодя даже ввёл в Избирательную комиссию Тувы, а теперь...
Вот про теперешние события, уважаемые читатели, вы сможете сделать выводы сами. Так уж случилось, что недавние шофера-водители братья (Артур-младший, Орлан-средний, Олег-старший) из рук своего родственника «совершенно случайно» и «по заслугам» получили весомые должности. Орлану сначала доверили заведовать гостиницей «Кызыл», а чуть позже ему достался скандально-нашумевший водочный ГУП «Чагытай». Орлан, конечно, сразу же в Шагонаре открыл собственный винно-водочный магазин, пьяные деньги потекли рекой в карман. Теперь Орлан рьяно поддерживает своего шурина, которого назначили исполнять обязанности мэра города Шагонара. Хотя ещё осенью 2009 года он содержался в СИЗО по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.228 УК РФ (сбыт и хранение наркотических веществ в особо крупных размерах). Уж как он выкрутился из этого дела, не буду гадать, а просто сделаю запрос в соответствующие органы и проведу собственное расследование, после чего, уважаемые читатели, сообщу вам о результатах.
Старший брат Олег долгое время был личным водителем у также небезызвестного улуг-хемца Кан-оола Даваа, который, будучи министром социальной политики, назначил своего личного шофёра руководителем интерната для инвалидов. Зная неумеренные аппетиты вечно голодных братьев, надо полагать, что миллионы бюджетных денег для бедных инвалидов Олег мимо своего кармана не пронесёт. И теперь снова об Артуре, с которого началось повествование. Этот пьяница, дебошир, имеющий множество приводов в милицию, подозревавшийся дважды в покушении на убийство, этот человек претендует теперь на должность главы Улуг-Хемского района.
А дело было так. Бывший глава района проворовался. И не поделился бюджетными деньгами с другим районным начальством. Обиженные районные чиновники, говорят, сразу пожаловались в правительство: мол, тот деньги схавал один, а нам не дал. Из правительства пришёл гневный приказ явиться к первому лицу в кабинет. Ну а в кабинете первого лица произошла драка, в ходе которой первое лицо изрядно поколотил жадного чиновника и сказал, что на его месте будет работать его шофёр Артур.
Ну а про Артура, уважаемые читатели, делайте выводы сами. Жадные, голодные, преступные... Неужели вся республика теперь будет судить об улуг-хемцах только по таким людям? Я, конечно, не против шоферов. Только почему они думают, что крутить баранку и руководить коллективами – одно и то же? Неужели у нас родство выше профессионализма?
Улуг-Хемцы, куда вы смотрите?А. Эртине