ПолитЛикБез |
«Попросили за 70 тысяч помочь «Единой России»
Председатель питерского УИК отказалась подделывать итоги голосования и уволилась
Бывший председатель участковой комиссии №99 Санкт-Петербурга на выборах в Госдуму завуч Татьяна Иванова рассказала «Газете.Ru», как за 70 000 рублей должна была «помочь «Единой России»» и почему она не стала этого делать. «Единая Россия» получила на ее участке один из самых низких результатов по городу.
Татьяна Иванова говорит, что хочет «дожить свой век в хорошей стране» и хочет только, чтобы все было честно. За 14 лет во главе участковой комиссии (УИК) Иванова, по собственному признанию, впервые столкнулась с давлением и принуждением к фальсификациям.
Как рассказала «Газете.Ru» бывший завуч и учитель школы №575 Петербурга, а теперь безработная Татьяна Иванова, за три недели до дня голосования ее с коллегами, главами других УИК, вызвали на совещание в Социальный центр на 17-й линии Васильевского острова, где попросили за вознаграждение – 70 тысяч рублей – «помочь «Единой России».
«Нас было пятеро, – вспоминает Иванова. – Человек, представившийся членом городского избиркома Сергеем Пономаревым (был главой избиркома на выборах в муниципальном образовании «Красненькая речка», где экс-губернатор Валентина Матвиенко получила 97% голосов. – «Газета.Ru»), начал с того, что назвал нас «опытными председателями» – и пошло-поехало. «Пономарев говорил, что никто никого не заставляет, но просил подумать, – рассказывает Иванова. – Мы спрашивали, ради чего мы должны это делать? Я говорила, что они и так победят с небольшим отрывом, на что Пономарев и сидевшая рядом Наталья Назарова, начальник районного отдела образования, отвечали: «Нам нужны голоса».
Согласно инструктажу, вбросить надо было от ста до двухсот бюллетеней с отметкой за «Единую Россию». «Я стала им объяснять, что, раз двойные выборы (в Госдуму и заксобрание), вбросить нужно 400 штук. Приказали действовать в зависимости от ситуации на участке», – уточняет Иванова.
Иванова подчеркивает, что они с коллегами пытались доказать Пономареву, что этого делать нельзя. Собравшихся пытались мотивировать, играя на их местечковых патриотических чувствах: надо помочь району, а поможет «Единая Россия», поэтому она должна победить.
«Одна из нас спросила в лицо: «А цена вопроса?» Нам пообещали выплатить по 70 тысяч рублей».
По ее словам, на первой же встрече четверо из пяти присутствовавших ответили на предложение подделать результаты голосования категорическим отказом.
«И в первый, и во второй раз, и даже когда они ко мне в школу приехали со списком, который надо подделать, я ответила, что не собираюсь этого делать, – продолжает педагог. – Когда выходили с обработки, видели, как в коридоре своей очереди ждет очередная пятерка. Сколько их было всего, не знаю. Видимо, разное время всем назначалось».
4 декабря, по словам Ивановой, они с принципиальными коллегами очень боялись вбросов, поскольку после демарша, опасалась Иванова, ей могли отомстить – подкинуть бюллетени, вскрыть «фальсификацию», отменить результаты по ее участку.
По итогам голосования на участке Ивановой победила «Справедливая Россия» – «эсеры» получили больше 31%. «Единая Россия» финишировала второй с 23%, третьим было «Яблоко» с 16%. Именно эти цифры и были признаны официальными и введены в ГАС «Выборы»: как вспоминает Иванова, в ТИК возмутились, но признали, что «исправлять» уже поздно.
Проблемы у Ивановой начались через две недели после выборов, когда в школе стали распределять премию по итогам года. Директор сообщила ей, что РОНО собирает против нее документы, чтобы отдать их в комитет по борьбе с коррупцией, поскольку в школе работают сын, дочь и невестка Ивановой – мол, семейственность не приветствуется. Иванова говорит, что под угрозой расследования ей пришлось уволиться.
Вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи, курирующий сферы образования, культуры и СМИ, прокомментировал историю Ивановой лаконично: «Есть правоохранительный орган, который должен решать все вопросы публично. Ранее о подобном не слышал – это первый случай».
Член ТИК Сергей Пономарев утверждает, что «информация недостоверна» и его «грязно оклеветали». «Красненькой речкой» я занимался, а этими – нет. Как член горизбиркома выполнял общегородские функции, – отрезал он. – Василеостровский район не интересовал никогда. Прокуратура разберется».
www.gazeta.ru