Пиар власти дороже людских судеб
Ушли не прощаясь
Похоже, Тува перевернула страницу строительства железной дороги – на прошлой неделе Омский «Мостовик» дружной колонной покинул Кызыл. Причём ушёл не один – прихватил с собой некоторое количество наших местных наиболее квалифицированных водителей, экскаваторщиков и бульдозеристов. Людей понять можно: рыба ищет, где глубже, а человек – где ему лучше. В общем, получилось ровно то, о чём «РИСК» предупреждал последние 3-4 года. Хорошо это или плохо? Думается, жизнь рассудит. Но утверждение о том, что никаких позитивных перемен в инвестиционном климате Тувы ожидать не следует, пока у власти Кара-оол, получило своё очередное подтверждение. Впрочем, угольно-дорожная эпопея ещё какое-то время будет занимать наше внимание. По крайней мере, вряд ли Байсаров и Карлик оставят попытки прибрать к рукам Элегестинское месторождение угля. А потому борьба Алтушкина за свой актив неизбежна.
Но нас должно интересовать не то, кому достанется Пугачёвское наследство, а то, что могло бы случиться с Тувой в случае, если бы реально началось строительство железной дороги Курагино-Кызыл и что будет с Тувой, если всё-таки эта дорога когда-нибудь будет построена.
Большие риски
Газета уже не однажды писала о той угрозе, что нависла над целомудренной природой республики, если начнутся крупномасштабные работы по строительству магистрали. И приводила пример того, что сделал Шойгу в Ергаках в результате строительства достаточно небольшой по размерам базы МЧС, призванной стать очередной заимкой. Вот уже год, как стройка закончена, но никто к приведению в порядок испорченных склонов Саян не приступает. Даже здесь, в месте, приспособленном специально для приёма Путина, царят хаос и запустение. А что тогда можно будет сказать о безобразиях на 400-километровой трассе, по которой планируются сооружение полотна, строительство мостов и тоннелей?
Серьёзную озабоченность у населения республики вызывает и возможный приток завербованных в разных уголках нашей необъятной родины строителей не с самой лучшей репутацией. И дело здесь даже не в серьёзном изменении соотношения коренных и прочих граждан. Просто подальше от дома обычно едут люди, имеющие конфликт не только со своим окружением, но часто и с законом. И добавление нашей чрезвычайно криминализированной республике несколько сотен или тысяч отпетых уголовников вряд ли добавит спокойствия и уюта. К тому же необходимо помнить, что правоохранительная система Тувы в последние 2-3 года изрядно прогнила и вряд ли будет способна противостоять криминальному натиску приезжих головорезов. Следует иметь в виду: из понаехавших солидная часть наверняка «осядет» в республике на долгие годы, пока их всех не приберёт к рукам пенитенциарная система...
Но главное, наверное, всё же в другом: коррупция в Туве при Карлике достигла таких масштабов, что власть уже мало интересует конечный результат, поскольку нравится сам процесс, в ходе которого можно прилично украсть. И в этом плане любой инвестиционный процесс рассматривается не с точки зрения конечного результата, а как возможность поживиться на самом процессе. Думается, вряд ли кто всерьёз полагает, что строительство подъездных путей к Элегестинскому месторождению приведёт к оживлению экономики республики или всерьёз изменит положение с её дотационностью. Всё это – сказки, рассчитанные на обывателя, чтобы он меньше протестовал. По крайней мере, таких прецедентов в последнее время не было. Достаточно вспомнить БАМ.
Уроки БАМа
Грандиозная стройка стратегического участка железной дороги по чрезвычайно богатой полезными ископаемыми, лесом и гидроресурсами огромной территории. Казалось, сам Бог велел этому краю расцветать и кормить страну. Однако, как ни странно, ничего подобного так и не произошло. Скорее, наоборот. С высоких трибун до сих пор заявляют о планах увеличить грузооборот убыточной магистрали в 3–5 раз, построить новые железнодорожные ветки и целые города. И в то же самое время официально принята программа расселения бамовских посёлков, в которых более 30 лет в нечеловеческих условиях существуют около 50 тыс. ветеранов «стройки века».
«Аргументы Недели» не так давно рассказали, как существует посёлок Умбелла в Иркутской области. Он официально перестал существовать с 1 июля 2012 года. Хотя последние жители уехали отсюда ещё пять лет назад и обретаются в соседних посёлках в ожидании компенсаций. Но он такой – не один. Вокруг БАМа существует ещё около 70 посёлков строителей магистрали, и расселять их правительство планирует в течение 7 лет. Положение людей настолько отчаянное, что для ускорения процесса расселения 14 ветеранов БАМа из посёлка Тоннельный в Бурятии начали голодовку. Это те самые строители 15-километрового Северо-Муйского тоннеля, самого протяжённого в стране. На «большую землю» хотят перебраться 110 семей из Тоннельного, а общее число потенциальных беженцев в Муйском районе Бурятии составляет 4 тыс. человек. Люди возмущены тем, что с мятежного Тоннельного сняли статус рабочего посёлка и нарекли временным населённым пунктом.
Как там вообще живут люди – уму непостижимо. Как сообщает «АН», жителям БАМа «лечиться нужно ехать по той же «железке» за десятки километров. Самое разорительное – зубы. Стоматолог есть только в Тынде, а за один приезд ведь коронку не поставишь. Приходится снимать гостиницу, питаться в кафе». «Здесь всё вертится вокруг БАМа, даже парикмахер наведывается в специальном купе – люди записываются к ней за пару недель, на каждого клиента – 15 минут». «Автомобильного сообщения между посёлками нет, разве что зимой ездят на вездеходах по замёрзшим речкам». «В кузов «Урала» помещаются два мотоцикла или «жигули», водитель за денежку может доставить их вам в посёлок, сможете в радиусе километров пяти колесить. А дальше никак. Все местные аэропорты закрыты, не ходят ни автобусы, ни «метеоры» по речкам». «В Верхнезейске живёт бывший заключённый Сергей: у него парализованы ноги, но инвалидности он получить не может – для этого нужно ехать в райцентр. А он не способен прыгать на подножки проходящих товарняков. Если в посёлках кто-то умирает, то свидетельство о смерти тоже выдают за сотни километров. Причём нужно вести с собой гроб с телом, два-три раза пересаживаясь с одного рабочего поезда на другой».
Но это, так сказать, социальная сторона дела. А как обстоят дела с экономикой края, которой обещали бурный рост?
Прорыв в светлое будущее не состоялся
Как пишет автор, «причина печального положения бамовских посёлков известна каждому их жителю – они нерентабельны. Как нерентабельна оказалась и сама «стройка века». БАМ сдали в эксплуатацию в 1989 году, стоимость его строительства оказалась в 4 раза больше первоначальной сметы. И хотя магистраль стала самым дорогим мегапроектом в истории СССР, никто из экономистов по сей день не может внятно объяснить, чем она была так уж необходима стране».
Дело в том, что ещё до начала строительства БАМа все понимали: без освоения месторождений полезных ископаемых вокруг БАМа дорога будет приносить лишь убытки. Поэтому на всём протяжении магистрали планировалось построить 11 территориально-промышленных комплексов. За 25(!) лет создан всего один – Южно-Якутский угольный комплекс с ядром в виде Нерюнгринского угольного разреза. Но, как отмечает «АН», «уголь давно не сулит суперприбылей». А поэтому даже разработка такого огромного месторождения угля, востребованного регионом, не спасает положения: «БАМ приносит 5 млрд. рублей убытка ежегодно», являясь головной болью для РЖД, глава которого Якунин планирует потратить на его реконструкцию 60 млрд. рублей. Параллельно планируется потратить 17 млрд. из федерального бюджета и столько же из местного на расселение бамовских посёлков. Но экономисты уверены – это никак не улучшит ситуацию и не разрешит проблем. А всё потому, что «никто не задумывается над тем, что собираются возить по этой дороге, – говорит экономист Андрей Близнец». Ну всё, просто всё, точь-в-точь, как со строительством железнодорожной магистрали Курагино-Кызыл.
Кому это нужно
Но тогда зачем же все эти стройки? Неужели у страны так много лишних денег? Тогда почему не обустроят на них жизнь тех же бамовцев?
Как считает автор публикации в «АН», «Мегапроекты хорошо подходят для освоения больших бюджетов». Но беда в том, что «их легко забрасывают, когда в мире снижаются цены на нефть и газ». И приводит конкретный пример: «Когда бывшие комсомольцы из посёлка Тоннельный мёрзли и голодали в своих «бочках», страна потратилась на масштабный памятник их подвигу у Северо-Муйского тоннеля». Пиар властям оказался дороже судеб людей.
Как видите, даже строители Всесоюзной Ударной стройки смогли оказаться ненужными, забытыми людьми второго сорта. А что бы ждало наших строителей? При этом не следует забывать, что БАМ строился в необжитых просторах. Поэтому экологический урон до сих пор не стал предметом обсуждения. Но когда говорят о строительстве магистрали Курагино-Кызыл, необходимо осознавать, что вся северная часть республики в случае реализации проекта ждёт участь того свинороя, что Шойгу оставил после себя в Ергаках.
Многострадальная М54
Туву с Большой Россией связывает автотрасса М54 протяжённостью 400 км. Да, трасса тяжёлая, неблагоустроенная. Даже сотовая связь на её участках – большая редкость. Бывает, её заваливает снегом, и движение на ней блокируется на день-два. Именно это и является одним из обоснований необходимости железной дороги Курагино-Кызыл. Но как это соотносится с реальностью?
Действительно, М54 «Енисей» постоянно ремонтируют. Тратят на её содержание и ремонт огромные деньги – миллиарды. Но воруют при этом так, что положенный летом асфальт порой следующей же весной «сползает» с полотна вместе со снегом. Рассмотренное Абаканским городским судом одно уголовное дело подтверждает, что при ремонте 20 км. трассы можно свободно украсть до 45 млн. рублей. Чем дорожники, собственно говоря, последнее время и занимаются. И если бы в Управлении автомобильной дороги М54 «Енисей» и ООО «Восток» при содействии правительства Тувы так активно не воровали, то, наверное, и нужды бы в железной дороге в Туву не появилось.
Хотя, конечно, М54 необходимо благоустраивать, расширять, создавая зоны обгона и отстоя и поднимать её категорийность. Кстати, предыдущие власти этой проблемой были всерьёз озадачены и занимались ею. В 2004-05 годах была сформирована программа реконструкции М54. Она предполагала повышение категории трассы, расширения её, укрепление мостов и тоннеля на «полке». Новые власти её «похоронили», реализовав только продление тоннеля и укрепление нескольких мостов. Видимо, решили – зачем тратить деньги на автомобильную дорогу, когда ожидается скорое появление железнодорожной магистрали? Жизнь показала – попали пальцем в небо. Для справки: тот проект стоил всего 3,5 млрд. рублей. Сравните это с предполагаемой стоимостью строительства железной дороги в 150-200 млрд. рублей. Понятно, где можно больше и незаметнее украсть. Наверно, поэтому так тянет проходимцев всех мастей к этому железнодорожному проекту.
Посудите сами: «железка» всё равно бы не решила всех наших проблем. По сути, она нужна только для воровства при её строительстве и для получения сверхдоходов владельцу Элегестинского месторождения коксующегося угля. А все, кто захочет добраться до Минусинска, Абакана или Красноярска, по-прежнему воспользуется автодорогой М54. Но если бы вдруг каким-то чудом появилось железнодорожное сообщение Тувы с Россией, скорее всего, автомагистраль стала бы стремительно хиреть сразу, как только появилась альтернатива – уголь тяжеловозными тягачами возить бы перестали и некому бы было «шевелить» власти о её бедственном положении.
Запоздалое прозрение
Сейчас, похоже, пришло прозрение, что с «железкой» поторопились. Возить по ней, скорее всего, как и на БАМе, было бы нечего. И не только потому, что угля в Туве добывается смехотворно мало – меньше, чем при СССР. Просто спроса на тувинский уголь ни в России, ни тем более в мире – нет. И не предвидится. Особенно в случае реализации плана финансовой стагнации. Сейчас запасы угля в Туве рассматриваются больше как способ капитализации. Именно поэтому ни Северсталь, ни ЕВРАЗ, так же, как и ЕПК, владеющие тувинскими месторождениями коксующихся углей, даже не помышляют о его добыче в ближайшем обозримом будущем. Так что пример с БАМом приведён не случайно. Если бы авантюристам удалось втянуть в проект Путина, призрак БАМа долго бы бродил по просторам Тувы.
Мы ещё вернёмся к этой теме.
Кондрат Пчёлкин