Обзор прессы |
ПРИШЁЛ, УВИДЕЛ, РАЗВАЛИЛ...
В принципе, схема управления народным хозяйством республики со стороны правительства Тувы проста, как арбуз. Сначала чиновники разворовывают предприятия, дают его руководству разные глупые, но обязательные для исполнения приказы, а когда предприятие оказывается на грани банкротства и ликвидации, предпринимают усилия, чтобы сбагрить уже недееспособное предприятие на попечение федеральных властей. А если это не удаётся, предприятия сами умирают. Так в Туве похоронили все аэропорты, кроме Кызылского. Но и на нём положение «хуже губернаторского». В публикации «ТП» и шла речь о том, в каком состоянии сейчас находится ГУП «Тувинские авиационные линии», за которое всю ответственность нёсёт собственник – правительство Тувы.
Оказалось, что всё, что было нажито при Ооржаке, разворовали. Даже умудрились сжечь два самолёта и вертолёт. Утратили лицензию. И всё – под руководством неутомимого, жадного, но глупого Карлика. И вот он приехал, чтобы «успокоить коллектив». Он «обсудил с ними текущее положение дел на предприятии и перспективы». Насколько положение на предприятии аховое, можно судить хотя бы по тому, что первым делом он заверил, «что ни под каким предлогом не допустит ликвидации предприятия». И надеется, что дело не дойдёт до того, что «его территория зарастет травой, и там будут пастись коровы».
Думается, его слушали без особого восторга или надежды – ведь именно при его «чутком руководстве» оно пришло в сегодняшнее плачевное состояние. Так что его заклинания «мы продолжим наши усилия, чтобы сделать аэропорт жизнеспособным» вряд ли кого воодушевили. Даже его устрашающие возгласы типа «запретить продажу имущества предприятия» никакого впечатления не произвели – всё, что можно, уже растащено или уничтожено. Фактически, авиационный транспорт в Туве «приказал долго жить». Впрочем, как и водный с автомобильным, невзирая на понимание властей, что «если республика будет лишена транспортной доступности, то ее социально-экономическое развитие окажется под большим вопросом».
Но Карлик явно был не в адеквате. Иначе нельзя оценить его «обнадёживающее» заявление, что усилиями правительства Тувы «поднят вопрос присвоения аэропорту «Кызыл» статуса международного». И это аэропорту, который принимает от силы 2-3 борта в неделю! И даже не каждую. С таким же успехом придорожный сортир можно попытаться превратить в шикарный мотель. Карлик сообщил, что «правительство республики добивается ускорения решения вопроса по реконструкции взлетно-посадочной полосы». Создаётся такое впечатление, что только короткая взлётно-посадочная полоса в Кызылском аэропорту не позволяет принимать тяжёлые «Боинги» и «Аэрбасы». Хотя кроме одномоторных швейцарских «кукурузников» ему и принимать-то нечего.
Впрочем, одна надежда всё-таки есть – передача предприятия в федеральную собственность. Но тут есть проблема – тех дураков, что с подачи Карлика довели авиапредприятие «до ручки», вряд ли оставят на предприятии. Так что вопрос поиска нового рабочего места для многих станет актуальным... Карлик успокаивает: в случае создания «казенного федерального авиапредприятия», станет возможным «содержать штатные единицы за счет федерального бюджета». Таким образом, «смена собственника избавит бюджет республики от ежегодных 15-миллионных дотаций».
В принципе, это всё, что мог он предложить «для спасения единственного аэропорта республики», фактически в очередной раз расписавшись в собственной никчёмности.
ТУВЕ НУЖЕН НОВЫЙ ПРЕМЬЕР
Накануне зимы правительство Тувы вдруг вспомнило об энергетике. Как пишет «ТП», «Глава Тувы проверил готовность ТЭЦ». Правда, слово «проверил» в данном случае имеет достаточно условное значение, поскольку философ Кара-оол не только вряд ли что понимает в работе ТЭЦ, но даже и не приехал на предприятие, чтобы лично убедиться в чём-либо. Дело свелось к тому, что он лишь побеседовал с директором ТЭЦ в собственном кабинете. Именно такой «заочный» стиль руководства народным хозяйством сейчас внедряется в Туве.
Собственно, обсуждать с Троцаном Шолбану было нечего: он сам признался, что «в его лице видит эксперта в области энергетики». Поэтому речь шла не о ТЭЦ и даже не о том, что с 1 июля тепло в Кызыле подорожало аж на 21%, а о том, что делать с «Ак-Довуракской, Хову-Аксынской и Шагонарской ТЭЦ, у которых целые километры теплосетей находятся без всякого контроля». Премьер вынужден был признать, что правительство довело отрасль «до ручки», в связи с чем «для Правительства Тувы очень болезненной темой является банкротство энергетических предприятий», которые «при помощи правительства» уже не могут хозяйствовать самостоятельно и «содержатся за счет очень больших дотаций республиканского бюджета». А в правительстве никак не могут понять, «где именно необходимо сконцентрировать усилия, чтобы снизить потери предприятий и по возможности сделать их рентабельными».
Известно, что именно Кара-оол, придя к власти в 2007 году, отказался от разработанного Ооржаком и согласованного со всеми федеральными структурами проекта реконструкции Кызылской ТЭЦ. Теперь, спустя пять лет, он, видимо, спохватился и понял, что «наломал дров». И теперь, когда фактически «поезд ушёл», принялся реанимировать «все, что связано с модернизацией Кызылской ТЭЦ, с решением проблемы теплового дефицита Кызыла». Правда, без какого-либо успеха. Авантюра с некой блочной ТЭС оказалась явно нежизнеспособной и Кара-оол за пять лет так и не смог найти инвестора, который бы согласился вложить в его план деньги.
Не побывав даже на предприятии, со слов директора, Кара-оол «авторитетно» заявил, что «в целом положительно оценил подготовительную работу Кызылской ТЭЦ к очередному отопительному сезону». Мало чего понимая в хозяйстве, почти ничего не зная о работе ТЭЦ, тем не менее, он нахально заявляет: «вижу, что все необходимые работы проделаны на должном уровне». Ну что взять с такого премьера? А мы удивляемся: почему всё до такой степени развалено за столь короткий срок? Да, как не поверить заявлению оппозиции о том, что республике срочно требуется новый премьер...
ПОДОЗРИТЕЛЬНАЯ ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ
Как сообщила «ЦА», «в посёлке Эржей безжалостно губят берёзовую рощу». Об этом газете сообщил житель поселка С. Рассадников, представившийся архитектором. Впрочем, судя по всему, его возмущает не столько то, что двум жителям посёлка разрешено построить свои дома, сколько то, что «отвод участков выполнен безграмотно». А это, по его мнению, стало возможным потому, что «архитектор Каа-Хемского района ни разу не был в деревне». Мало того: по мнению автора, он «не имеет права занимать эту должность, так как», не в пример автору, «не имеет архитектурного образования» и с таким же успехом «его могли бы назначить районным гинекологом».
Наверное, автору хотелось бы занять его рабочее место. Но не те у нас времена: если прокурор может трудиться гинекологом, то почему гинекологу не поработать архитектором? Вот, к примеру, философ занял место премьера, и ничего – даёт указания, как будто что-то в этом понимает! Таковы времена. И серчать на это не приходится. Что же касается позиции принципиального человека с образованием, то что-то не помнится, чтобы он выступал против незаконного занятия лакомых земельных участков Теном и Кара-оолом. Или тогда возмущаться было «не по зубам»? А теперь, когда землю выделили коренным жителям, не облечённым властью, можно и попринципиальничать?
ПРИТЯНУТАЯ ЗА УШИ БЕЛИБЕРДА
Из номера в номер «ПИ» публикует материал о начальнице федеральной антимонопольной службы по Туве Долгих, которая, по мнению хозяев общества, заваливает «Оффлайн» запросами. Саму Долгих автор публикации сравнивает с котом, который во время, свободное от ловли мышей и охоты за кошкой, вылизывает себе интимные места. Думается, что сравнение не очень корректно, поскольку Долгих если и лижет, то совсем не себе. Так что на вопрос «интересно, что делает в аналогичной ситуации Долгих», приличного ответа найти крайне сложно. Автор не к месту вспоминает известную сказку про Золушку, которую злая мачеха заставляла много работать. По его мнению, Долгих точно также заставляет работать контору ООО «Оффлайн», заваливая его различными запросами типа предоставления перечня «оказываемых услуг с указанием стоимостных показателей» или «копии договоров на оказание услуг по размещению рекламы». При этом автор возмущён сроками исполнения запроса – всего одна неделя! Но больше всего автора возмутило вежливое обращение «Ольги Долгих: «опишите, какие по Вашему мнению существуют проблемы входа на рынок услуг по размещению сообщений в эфире телеканала (административные, экономические, технологические и т.п., а так же иные проблемы на рынке услуг по размещению сообщений в эфире телеканала, которыми сталкивалось / сталкивается Ваше предприятие и которые могут ограничить / ограничивают права и законные интересы Вашего предприятия». С одной стороны, автор почему-то возмущён самим вопросом, а с другой, главным препятствием для себя видит именно чрезвычайно активную деятельность этого самого антимонопольного ведомства, хотя «О. Долгих хочет показать себя родной матерью предпринимателям, хочет показать, как она заботится о них, интересуется их проблемами!» – возмущён автор. В связи с чем клеймит её позором как «Ехидну».
Но, похоже, больше всего автора возмущает не столько повышенный интерес к газете и телевидению, сколько чрезвычайно высокий уровень благосостояния её семьи. «За прошлый год О. Долгих получила 1048149,17 рубля», – заглянула в её карман газета и ужаснулась. Но, оказалось, и это ещё не всё: «годовая зарплата ее супруга чуть-чуть не дотянула до миллиона!» – негодует автор. Хотя какое отношение зарплата чиновника и её мужа – водителя БЕЛаза имеет к тем запросам, что Долгих направила в газету, в основном состоящую из объявлений коммерческого характера?
Далее приводится результат опроса отношения к деятельности антимонопольного ведомства Татарии. Правда, какое отношение Долгих к этому опросу имеет, не раскрывается. В общем, не нравится «ПИ» Долгих, это понятно. Но причём тут этот опрос? Получается как в той поговорке: в огороде бузина, а в Киеве – дядька! И за это тоже Долгих в ответе.
ВОДКА: КОМУ ЯД, А КОМУ – ДОХОД
В современном мире совсем не пользуются вниманием такие методы борьбы с пьянством и алкоголизмом, как агитация. Этот пробел, судя по всему, решила восполнить «Валерия Кан, канд. ист. наук, эксперт Сети этномониторинга EAWARN», которая в «ПИ» опубликовала материал «Пьянство: разрушить себя и жизнь своих близких». Как следует из публикации, результаты изучения общественного мнения показали, что «многие кызыльчане испытывают к пьяным людям неприязнь и жалость». Кроме того, «54% опрошенных полагает, что алкоголь, пагубно влияет на здоровье человека».
Автор напоминает, что «пьянство и алкоголизм способствуют возникновению различных психических заболеваний», в связи с чем «у психически неуравновешенных людей и больных нередко возникают мысли о суициде». Оказывается, «40,3% опрошенных знают, что у пьющих родителей рождаются больные дети». Да и вообще «продолжительность жизни пьющих людей на 15-20 лет короче».
Кроме того, автор отмечает «повышенную опасность употребления алкоголя тувинцами», поскольку «опьянение у них возникает молниеносно, после приема даже небольших доз алкоголя». А в состоянии алкогольного опьянения «они становятся очень подвижными, многоречивыми и беспокойными». «26,8% горожан ответили, что частое употребление алкоголя приводит к неурядицам в семье», а «20,1% выразили мнение о снижении трудоспособности пьющего человека».
Всё это, конечно, верно. Только вот сказано об этом достаточно много, тем не менее, пьют всё больше и больше. Так много, что премьер Кара-оол даже был вынужден построить водочный завод...