Страх насилия
Этот интернат ещё прогремит на всю Россию. Когда несколько лет назад министр образования Органа Натсак представляла педагогическому коллективу нового директора, то просила обратить внимание учителей на то, что он очень умный, имеет необычное образование – учился не в Туве и даже не в России, а в Турции! Возможно, её кадровые видения в то время отличались смелостью, а действия – новаторством, сложно сейчас судить, однако, протеже госпожи министерши сразу же развернулся в интернате на широкую ногу и все наизусть выучили его излюбленную фразу «За моей спиной гора». В смысле, что бы я ни делал, как бы вам это ни нравилось, а мне ничего не будет по той причине, что министр Натсак, зампред правительства Дамба-Хуурак и я – мы все родом из Тес-Хемского района, земляки и родственники.
Новоиспечённый директор не утруждал себя, не старался завоевать авторитет, говорил: читайте обо мне в книге «Люди Центра Азии», там обо мне всё сказано. Учителя прочитали и уяснили только одно, что заветной мечтой выпускника турецкого ВУЗа было открытие в Кызыле элитного питейного заведения и одновременно культурного места отдыха – бара.
Сейчас директор интерната осуждён условно за гибель двух школьниц, но работает. Теперь уже нынешний министр образования К. Бичелдей, видимо, исполняет функцию горы, то есть прикрывает и оберегает осуждённого директора интерната, позволяя ему, в нарушение закона, работать. У меня, честно говоря, нет уверенности в том, что прокуратура устранит это и другие многочисленные и очень серьёзные нарушения. Пока монолитная гора в лице правительственного и министерского чиновничества повязана круговой порукой, директор интерната будет получать заоблачно-высокую зарплату со всеми мыслимыми и немыслимыми надбавками, педагогический коллектив покорно и безропотно молчать, а маленький посёлок, где находится это учебное заведение, полниться слухами.
Сотрудник интерната, с которым мне удалось встретиться, очень просил не называть его имени. Он очень боится. Не называю. Но точно знаю, что и Натсак, и Дамба-Хуурак, и Бичелдей, и Кара-оол очень внимательно читают нашу газету, а после этой статьи они, грубо говоря, задолбят, извините, наездами, инспекциями, проверками и придирками учителей интерната, выискивая, от кого пошла «утечка информации». Информацию по этому интернату, надеюсь, досконально знает и Светлана Аракчаа – государственный защитник прав детей. Но об этом не в этой статье. В этой статье о том, как передряги в министерстве образования конкретно прошлись по судьбе подростка-сироты.
Несколько месяцев назад Романа отвезли в психиатрическую больницу. Предыстория такова. Кирилл, выпускник этого интерната, после скитаний вернулся в свой дом. Его дом – это интернат, до 23-х лет сироты числятся за государством-опекуном. Его не пускали, он ночевал в сараях и кладовках посёлка, в близлежащем лесу, где придётся. Конечно, тайно встречался с детьми из дома-интерната, собрал небольшую группу и они совершили несколько краж. Крали продукты. В этой группе был Роман, он и попался, когда все смогли убежать. В полиции Роман рассказал, что Кирилл с младших классов насиловал его. Чувство страха оказалось сильнее, и он подчинялся Кириллу беспрекословно.
Кирилл сейчас в СИЗО, Романа упрятали в психушку. Для чего? Протеже госпожи Натсак, бывшего министра образования, и так уже имеет судимость за утонувших в летнем лагере отдыха двух девочек, а сексуальное насилие над Романом – это ещё одно преступление, очень нежелательное в отчётности министерства. Нынешнему министру образования не нужна такая головная боль. А кого волнует судьба сироты? Его, видимо, будут держать в стенах психиатрической больницы, пока не расформируют интернат. А расформирование ожидается на днях.
Ал. Монгуш