По щучьему велению
Всю прошедшую неделю мировая блогосфера потешалась над 21-килограмовой щукой, пойманной Путиным в Туве. Мнения разделились: одни полагают, что эту щуку на президентский крючок насадил Шойгу в акваланге на пример Папанова в известной комедии, другие настаивали, что рыбину подцепил егерь, а уже затем передал удочку президенту. Критически настроенные блогеры отметили, что поначалу егерь воскликнул, глядя на пойманную рыбу: килограммов 12-15! Точных аптечных весов в оснащении рыбаков на кадрах видно не было, однако рыба почему-то оказалась весом в 21 килограмм. Чудеса! Дело дошло до того, что уже сам Путин вынужден был оправдываться: «хоть никто и не верит, что я поймал такую щуку, но она была». И объяснил, откуда она взялась: «300 км, ни жилья, ни дорог, добраться нечем. Попасть туда могут единицы. Вот она и выросла!»
Ушлые блогеры тут же припомнили, как Путин «нашёл» две старинные амфоры на дне Чёрного моря и окольцевал выловленную в дальневосточной тайге амурскую тигрицу. На самом деле, как выяснилось, бойцы МЧС сначала намыли амфоры струёй воды и подложили их на место, в котором Путин и Шойгу «случайно» их нашли. Поэтому они оказались чистыми, без ракушек, что, собственно, и стало причиной тотального неверия в везучесть президента страны. Ну а с тигрицей дело обстояло ещё гнуснее: никто её в тайге не вылавливал. Бойцы МЧС доставили её из зоопарка, Путин окольцевал и выпустил её в тайгу, где она, как и должно было случиться, умерла от голода.
Ничего не поделаешь: всё тайное когда-нибудь становится явным.
Однако кривотолки о том, зачем президент Путин и премьер Медведев встречались в тувинской глуши, продолжаются. Версия местных чиновников, состоящая в том, что они прилетали поздравить с днём рождения и поддержать изрядно подмоченную репутацию тувинского премьера Кара-оола, никакой критики не выдерживает хотя бы потому, что даже находясь в Туве в день рождения Главы республики, Путин от публичных поздравлений воздержался. Вездесущие пиарщики даже не смогли представить широкой общественности ни одного фото Кара-оола рядом с Путиным или Медведевым. На чиновном языке это означает полное пренебрежение... А последующие события говорят о том, что Путин и Медведев прилетали в Тоджу для встречи тет-а-тет, и Тува с её премьером, днём рождения и финансовыми проблемами тут совсем ни при чём. В официальных расписаниях премьера и президента визит в Туву не значился. Они, судя по всему, даже не собирались придавать гласности свою встречу. И лишь попытка тувинских проправительственных пиарщиков «разнести весть» «о высоком доверии» Кара-оолу со стороны Путина и Медведева заставила, хоть и с недельным опозданием, дать в эфир сюжеты об этой встрече. Но, как ни странно, Кара-оола в показанных эпизодах нет. Да и Шойгу показали лишь один раз мельком. Оно и понятно: во время масштабных учений место министра обороны не около высоких особ на рыбалке, а в войсках...
А последовавшие за этим события говорят о том, что встреча Путина с Медведевым была не случайна, поэтому будет иметь серьёзные последствия. По крайней мере, сразу после этого Путин уволил 17 генералов, а Медведев – трёх замминистров. Затем Путин на Селигере разоткровенничался и сообщил, что после отставки с госслужбы хотел бы заняться общественной деятельностью...
Таких случайных совпадений не бывает. Судя по всему, страну ждут серьёзные потрясения, и речь на «рыбалке» между первыми лицами государства была именно об этом.
Но главное для нас в этой ситуации совсем в другом. Судя по беспрецедентной подготовке в Туве к принятию высоких гостей, планы тувинских властей на этот визит были грандиозными. Готовилась закладка камня в строительство кадетского корпуса в молодёжном сквере Кызыла на берегу Енисея, хотя никаких решений по отводу земельного участка не имеется, натянули ленточку для торжественного открытия Перинатального центра, подмели город и даже полили чудом выжившие в условиях хаваныковского бардака зелёные насаждения. В Туву вновь прилетел авантюрист Байсаров и на пугачёвской базе «Рысь» готовился к обещанной Шойгу встрече с Путиным и Медведевым для решения вопроса государственных гарантий кредитования строительства железной дороги в Туву. Для кавказца это было последним рубежом: за последний год им было выдано столько обещаний, что для их реализации необходимо до триллиона рублей. Но финансовые возможности этого «генерального инвестора» весьма скромны. К тому же за ним нет никакого большого бизнеса, под который можно было бы солидно прокредитоваться в России. А уж об иностранных банках тут и речи быть не может, поскольку сами проекты заведомо неэффективны.
И вот встреча состоялась. Но положительных результатов для тувинской властной верхушки, Шойгу и Байсарова пока не видать. Скорее, наоборот. Стало очевидным, что забитый Путиным два года назад золотой костыль так и не превратился в золотой дождь для Байсарова и Кара-оола. Про порт в Ванино говорить нет смысла – заявка на строительство сразу носила откровенно безнадёжный характер. И даже не потому, что Байсарову такое строительство не потянуть никогда. Ни по сложности, ни по дороговизне. Достаточно того, что этот порт никому не нужен. В том числе – самому Байсарову. Самым верным подтверждением этого является роспуск Байсаровым сразу после отбытия высоких особ из Тувы всех работников на Элегестинском месторождении и консервация разреза. Оказалось, что не только организовать разработку месторождения угля – даже продолжить то, что начато, чеченский бизнесмен оказался не в состоянии.
Похоже, закончились разговоры Кара-оола и о строительстве блочной ТЭС. На днях пришёл ответ Минэнерго РФ о нерентабельности проекта и отсутствии интереса к нему со стороны федеральных властей. Так что ни сейчас, ни по окончании строительства государство финансировать затраты по его строительству не намерено. Ну а когда ВТБ официально отказал Байсарову в выделении кредита на строительство «железки», всё встало на свои места. Сказка сказкой, а по щучьему велению без денег в настоящее время ничего не строится. Так что Байсарову и Кара-оолу и тут поживиться будет нечем. Впрочем, может быть, они и тут «не при делах».
Давайте внимательно посмотрим на развитие событий вокруг строительства железной дороги в Туву и разработки Элегестинского месторождения угля. Этот гигантский проект православный олигарх Пугачёв продвигал с помощью вездесущей профессиональной вдовы Нарусовой при непротивлении президента Ооржака. Главное, чего они добились – это 50% госфинансирование строительства «железки» при росте сметы её строительства вдвое. Фактически Пугачёв мог построить дорогу бесплатно и даже при этом изрядно «навариться». Но тут ввязались могущественные силы, которые воспользовались промахами Ооржака, неумением его договариваться с оппонентами, и заменили сначала во власти Ооржака на Кара-оола, а затем в бизнесе Пугачёва на Дерипаску. А когда алюминиевый король начал «качать права» и устанавливать свои порядки, его поменяли на мало известного бывшего зятя Аллы Пугачёвой, который тут же начал усиленно генерировать один план за другим. Его обещаниям до сих пор нет предела: уголь, дорога, ТЭС, порт в Ванино, Кадетский корпус, объездная дорога в Кызыле – это лишь начало «дождя изобилия», которым без устали поливает нас залётный бизнесмен. И власти Тувы вынуждены делать вид, что верят ему. Хотя никаких оснований для этого продемонстрировано не было. В связи с чем премьер Кара-оол даже однажды публично пояснил, что верит ему только потому, что он – с Кавказа. Умопомрачительное обоснование...
На это можно было бы не обращать внимания, если бы это касалось всех, живущих в Туве. Любой понимает, что и Кара-оол, и Байсаров сами по себе ничего не значат. И если бы за ними не стоял Шойгу, о них бы никто ничего не знал. Поэтому предположение, что и Кара-оол, и Байсаров, и строительство железной дороги и разработка Элегестинского месторождения угля являются частью тувинского проекта Шойгу, имеет под собой серьезную почву. Понятно, что если бы министр Шойгу не разрешил, Байсарова тут бы не было. А сам чеченский авантюрист для таких грандиозных проектов просто слабак. И цель его деятельности – таскать из огня для Шойгу каштаны. Почему из огня? Да потому что, начнись строительство железной дороги, народных волнений в Туве не избежать. Поскольку главной целью сегодняшнего проекта является не само строительство, а лишь получение государственного финансирования под него, то ожидать окончания строительства и пуска дороги не имеет смысла. А тогда морально-психологический конфликт народа с властью перейдёт сначала в финансовую, а затем в криминальную плоскость. И кто-то должен будет сесть. Реально. И может быть, надолго. Как в случае с Васильевой из Оборонсервиса. Вот Байсарова к этой роли и готовили.
Но тут резко изменилась ситуация. Путин назначил Шойгу министром обороны. Как известно, военный бюджет России составляет более 2 трлн. рублей в год. Даже если принять, что уровень коррупции в Минобороны с приходом Шойгу уменьшится в два раза, что маловероятно, то ежегодная сумма откатов составит порядка 200 млрд. рублей. Сравните: вся железная дорога столько не стоит. При этом, как показал опыт Сердюкова, если не зарываться, то можно спокойно воровать, не опасаясь скандала. Скажите, зачем Шойгу какие-то 150 млрд. за 5-6 лет с громким скандалом на Родине, когда не менее 200 млрд. ежегодно «валяется под ногами»? И это – без учёта 20-триллионного заказа на перевооружение армии и флота, к которым, скорее всего, Шойгу не пустят. Думается, именно в этом и причина того, что сначала с проекта строительства железной дороги в Туву сняли 50-процентное госфинансирование, а затем отказали в госгарантиях на кредитование стройки.
Так что экологи и националисты могут быть спокойны – в ближайшие годы ничто их спокойствию не грозит. Щуки в Туве будут по-прежнему водиться, но их веление на реализацию планов Шойгу никак не повлияет.
Кондрат Пчёлкин