Обзор прессы |
ПОБЕДА НАД НАРОДОМ СОСТОЯЛАСЬ
Единороссы пожинают плоды массовых фальсификаций на выборах 14 сентября. На днях они «выдвинули кандидатуру Кан-оола Даваа на должность спикера парламента». Видимо, ему всё же удалось вымолить прощение у Кара-оола за свои амбициозные планы по освоению главного трона в республике. На голосовании его кандидатуру представлял такой же временно попавший под опалу деятель «вице-премьер, заместитель секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» А.Дамба-Хуурак». Это может говорить о том, что Кара-оол, наконец, понял: более верных псов ему всё равно не найти. Поэтому Дамба-Хуурак в своём выступлении нажимал на необходимость «обеспечить преемственность курса, который мы проводили последние четыре года».
Сам же Кан-оол, не имеющий собственного политического лица, не удержался, чтобы не соврать: «Прошедшие четыре года полномочий Верховного Хурала Тувы первого созыва были очень конструктивными». И так же, как зампред, «заверил, что курс на устойчивое экономическое развитие, укрепление политической стабильности» «будет продолжен».
Автор публикации напоминает, что жулики из избирательных комиссий Тувы «нарисовали» итоги голосования, в соответствии с которыми «в голосовании приняли участие 128 471 избиратель» и якобы «за партийный список кандидатов от «Единой России» отдали свои голоса 107 955 избирателей, или 84,03%». Понятно, что ни в процент явки избирателей, ни тем более – процент поддержки партии жуликов и воров никто не верит. Однако сегодняшней власти, которая ведёт себя, как захватчик, общественное мнение по боку. Для них важен сам факт удержания власти, чтобы не идти под суд. А способ, которым они этого добиваются, значения не имеет. Главное – отчитаться «наверх» о том, что задание демонстрации «массовой поддержки партии власти» выполнено. И даже в большем объёме, чем четыре года назад. «Второй этап» демонстрации «горячей народной любви» к жуликами и ворам «намечен на октябрь», – сообщает «ТП».
ТВОРЧЕСКИЙ БЕСПРЕДЕЛ
Так бывает: вдруг все кругом узнают, что король-то – голый! О таком прозрении говорит материал известной журналистки о выступлении «в минувшую среду» «Тувинского государственного ансамбля песни и танца «Саяны» «с премьерной программой». Программа эта была проплачена из федерального бюджета и по идее должна быть посвящена 100-летию единения Тувы и России. Но, как считает автор публикации, «приглашенные зря потратили время». Как художественная, так и идеологическая составляющие программы оставляли желать лучшего.
Начнём с творческой. Что ни говори, а сложно от творческого коллектива требовать высокохудожественного зрелища хотя бы потому, что у нас вкусы деятелям культуры прививают сомнительные, не имеющие к культуре никакого отношения, люди. А о падении уровня управления культурой в Туве можно судить хотя бы потому, что «прогоном чернового варианта работы в Доме Правительства РТ руководил» бывший прокурор республики, а ныне «вице-премьер А.Дамба-Хуурак». Что он понимает в искусстве – ни для кого не секрет. Как итог – малохудожественное представление зрелищным не назовёшь. «Мы увидели низкий исполнительский уровень», – признаётся автор. «Пожинаем плоды равнодушия к состоянию культуры в целом»: был «показан сырой продукт».
Впрочем, наличие прокурора в оценщиках культуры с некоторой натяжкой можно понять, поскольку сие событие имело вполне определённый политический смысл, под который, собственно, и растряс казну федеральный бюджет. Программа должна была подтверждать правильность избранного тувинцами 100 лет назад исторического пути развития с великим соседом Россией. Так что руководство творческим процессом со стороны прокурора было вполне с этой точки зрения оправданным. Однако желаемого эффекта не получилось. Потеряв под руководством Дамба-Хуурака в зрелищности, программа совсем ничего не содержала «по сюжету темы единения». Всё происходящее на сцене не содержало никаких «образов единения с Россией». Как отмечает автор публикации, случилось всё, «скорее, наоборот»: совсем не поминая Россию, «авторы сочли возможным в данном правительственном заказе вспомнить Чингисхана» («постановщик В.Донгак»), «под иго которого попала Русь». И в то же время никакого «особого поклона связям с большой родиной, частью которой Тува и есть, на сцене нет». «Каких только танцев зрители не увидели: скифских, китайских, маньчжурских», «но ничего русского!», – поражается «ТП». Создаётся впечатление, что всё происходящее – «вроде как поклон угнетателям». И может показаться, что на федеральные деньги создали программу, с которой «собрались на гастроли в Китай».
Всё это, может быть, «имеет право на существование», но совсем «не к 100-летию единения России и Тувы». Кенин-Лопсан признаёт право художников демонстрировать в своих произведениях «истории о прошлом тувинцев» – «никто не спорит». Но в программе, посвящённой 100-летию единения русского и тувинского народов, ни слова не говорится о России, а поминаются лишь Китай, Монголия и Чингисхан. Да и вся «программа пронизана любовью к предкам-скифам», а не к русскому народу, и руководит всем этим процессом зампред правительства. Поневоле задумаешься: 100-летию тут совсем не рады. И именно «на это творческие силы и были направлены, но не на госзаказ».
Да, безусловно, чтобы управлять творческим процессом, «надо иметь хороший вкус». Тогда будут гармонично смотреться и танцы, и песни. Но набраться нахальства таким образом демонстрировать своё отношение к теме единения народов, так унижать Россию на её же деньги – это, безусловно, своеобразный тувинский творческий беспредел. К тому же следует понимать, что Дамба-Хуурак, каким бы тупым он ни был – человек несамостоятельный. Он всегда и везде слепо исполняет волю своего начальника – премьера Кара-оола. Так что, скорее всего, «творческая направленность» этой программы задана именно им. В связи с этим интересно, чем у нас занимается Минкульт РФ и ФСБ, если у них под носом творится такое? Вот уж действительно – Сталина на них нет. При нём бы они уже давно сидели бы в местах не столь отдалённых...
МНИМАЯ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ
Как утверждает «ЦА», путём выделения Василию Оюну депутатского мандата обеспечена «многопартийность в парламенте Тувы». Правда, что будет там делать представитель СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ среди своры жуликов и воров, непонятно.
«Избирательная комиссия Тувы обнародовала» сфабрикованные «общие итоги выборов депутатов Верховного Хурала республики второго созыва». Если им верить (а верить им никак нельзя), то «в голосовании принял участие 128471 избиратель – 80,53% от числа граждан, внесенных в списки». В результате мошеннических действий 180 УИКов под руководством мерзавца Ондара, на свет появились протоколы, в соответствии с которыми «за кандидатов от «Единой России» отдали свои голоса 84,03%». СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ смогли уменьшить число сторонников до «4,92%», КПРФ довольствовалась «3,36%», РПР-ПАРНАС – «2,88%». ЛДПР, «Патриотам России» и «Коммунистам России», похоже, уменьшать процент поддержки не стали и опубликовали реальные «1,49%», «0,77%» и «0,72%» соответственно. И всё это – невзирая на известные замеры общественного мнения и опросы экзит-пол на выходе из избирательных участков, показавших поддержку ЕР в 35% населения, СР – 28%, РПР-ПАРНАС – 11%, а, таким образом, КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России» и «Коммунисты России» все вместе пользуются поддержкой около 26% избирателей. Так что даже если бы ЕР создала бы коалицию со своими спойлерами на выборах – жириновцами, коммунистами и патриотами, то и тогда бы им парламентского большинства не сформировать. Потому главная проблема выборов – не отсутствие сторонников оппозиции, а плохая согласованность в контроле на выборах неправительственных кандидатов и продажность учителей, врачей, полиции, прокуроров и следователей – всех тех, кто обеспечивает фальсификацию итогов голосования. И доказательство тому – второе место на выборах СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ. На выборах была установка – 1,5% СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ. Но благодаря мощной поддержки избирателей и относительно трезвой позиции избирательных комиссий в Чеди-Хольском и Улуг-Хемском районах и столице Кызыле «протолкнуть» вместо СР ЛДПР или КПРФ власти не смогли.
Конечно, депутатские корочки Василию Оюну в этом диком парламенте – небольшая награда и он, скорее всего, от своего мандата откажется, чтобы не быть «бельмом в непорочном парламенте», однако следует понимать, что даже в такой жуткой обстановке массой фальсификации итогов голосования властям не всё дозволено.
ПОСПЕШИШЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ
Как известно, обелиск «Центр Азии» русского скульптора Дёмина простоял полвека, и никто над ним не измывался. Изобретение бурятского художника нетронутым не простояло и дня: «новый обелиск пострадал от рук вандалов». Еженедельник поспешил объяснить это тем, что «наши жители пока не научились ценить красоту». Мол, дикие тувинцы, кочевники, что с них взять? Они просто не знают, что им делать, «когда приходит цивилизация».
Подумалось автору это, когда он «в минувшие выходные наблюдал за тем, как несколько рабочих пытались установить на место бронзовую скульптурку быка». Всё это дало повод думать, что «наши жители пока не научились ценить красоту». Но ведь над обелиском Дёмина они не измывались! А уж по художественной ценности он никак не уступал сомнительному ансамблю бурятского коллеги, изобразившего лошадей со свиными хвостами. Может, дело в другом?
С одной стороны, как справедливо замечено, «если скульптура установлена по уму, то ее не снесут и не расшатают». С другой, художественная ценность ансамбля, изготовленного по просьбе Шойгу, явно не нравится тувинцам. Это для министра обороны Тува – место охоты. А для тувинцев она – Родина. Буддисты никогда не приветствуют уничтожение живого. Это нравится лишь живодёру-охотнику. Поэтому экспозиция царской охоты не могла нашим аборигенам понравиться по определению.
Сейчас с ходу трудно разделить, что нашим гражданам не нравится больше – уничтожение прошлого путём сноса памятников, создание новых памятников по заказу российских вельмож или просто грубое изменение их социума. А может, им просто не нравится современная власть, этих «новых тувинцев», пренебрегающих обычаями предков? Наверное, поэтому «стали поступать тревожные сообщения о вандалах, которым чуждо все новое, красивое и современное». И не случайно «с каждым днем таких сигналов становится все больше».
В поисках следов вандализма журналист отправился «в Национальный парк». «Повреждения долго искать не пришлось»: «переходя мостик, заметил вырванный один из железных шаров, которыми украшена ограда». На подходе к «стадиону «Хуреш» увидел, что один из фонарей повален». На набережной Кызыла «одну или две фигуры буддийского гороскопа, которые входят в композицию «Центр Азии», сильно расшатали». И это, невзирая на установленную «камеру наружного наблюдения». На одной из беседок автор заметил, что её «крыша была частично повреждена». Даже «территория, окружающая Национальный музей, тоже пострадала от варваров – их целью стала система освещения. У одного фонаря вместо трех лампочек осталось две». А «мальчик-шахтер таинственным образом вообще исчез» – его демонтировали и увезли на ремонт. «Шквалистый ветер снес стелу «Я люблю Кызыл».
Следует отметить, что многие неприятности можно отнести на счёт погоды – новоделы не выдерживали порывов ветра. И это – явная вина правительства Тувы, не обеспечившего должный уровень проработки конструкций и всё делавших в спешке. К тому же, явное желание погреть на юбилее руки... А в итоге только гадай, чего больше населению не нравится: бурятский скульптор, тувинские вороватые чиновники или квасной патриотизм.