Современная Тува: Сепаратизм или лояльность?
В Шотландии на 18 сентября 2014 года был назначен референдум о выходе из состава Королевства Великобритании. В самом королевстве к нему отнеслись достаточно прохладно и приступили к агитации «против» выхода только за неделю до даты голосования. Чего нельзя сказать о России. У нас тема возможного шотландского суверенитета стала злободневной месяца за три до самого события. И это не случайно. Дело не в том, что в России очень любят шотландцев. Просто в Кремле решили, что положительный итог голосования за независимость Шотландии может сослужить добрую службу российскому агитпропу в деле оправдания аннексии Крыма и заварухи в Донбассе. В этих регионах Украины прошли мероприятия, отдалённо напоминающие референдумы, и в случае победы шотландских сепаратистов, признанной властями Англии, давало возможность спекулировать этим на международном уровне, заявляя, что если право независимости Шотландии реализуемо в результате референдума, то чем хуже крымчане или жители Юго-Востока Украины? И российские СМИ начали раскачивать тему референдума в Шотландии, как будто это событие имеет отношение к России. Создалось впечатление, что только Россия и заинтересована в исходе голосования. Может быть, даже больше, чем сама Англия. И чем ближе был день голосования, тем яростнее шла пропаганда российских СМИ о необходимости удовлетворения желания нации на самоопределение. В Кремле явно ожидали положительное решение о выходе Шотландии из королевства – благо, что опросы населения подтверждали настроения в Кремле: с 34% за месяц до голосования число сторонников независимости выросло до 52% за неделю до дня голосования.
Однако надеждам кремлёвских политтехнологов не было суждено сбыться: Шотландия сказала «нет» отделению от Великобритании. На прошедшем референдуме о независимости страны победили сторонники целостности государства. За отказ отделиться от Соединенного Королевства проголосовали 55% избирателей, в то время как число сторонников отделения составило 45% от людей, пришедших голосовать. И это произошло при беспрецедентно высокой явке избирателей от 16 лет и старше. Явка на шотландском референдуме побила все британские рекорды и достигла беспрецедентного уровня – 85%. Такого числа людей, пришедших на избирательные участки, не было в Великобритании с момента введения всеобщего избирательного права в стране в 1918 году.
«Мы сделали правильно, когда, уважая большинство Партии шотландских националистов в парламенте Шотландии, дали шотландскому народу возможность высказаться», – заявил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.
Многие считают, что референдум в Шотландии умерит пыл сепаратистов всего мира, и в том числе каталонцев в Испании. Однако референдум показал большой раскол общества в Шотландии, что не может не повлиять на жизнь страны. Референдум там не был случайностью, и его проведение отражало интересы большой части населения жить самостоятельно, своим умом и за счёт своих ресурсов. Не секрет, что в Шотландии находятся 90% запасов нефти и газа Великобритании. И большая часть местной элиты решила, что с такими запасами они безбедно проживут и без английской короны. Но прагматичное большинство решило не рисковать своим будущим и остаться в составе Великобритании.
Глядя на безудержную поддержку России сепаратистских движений во всё мире, создаётся впечатление, что в России неадекватно воспринимают опасность развала многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации. А опасность эта очевидна. Шотландия в составе короны уже более 300 лет. А сегодняшняя Россия имеет гораздо меньшую по длительности историю. Даже если принять во внимание преемственность современной России от СССР и царской России, то она составляет не более 100 лет. К тому же цивилизационные данные народов, населяющих Россию, часто далеки от шотландцев – дикость, варварство и бескультурье населяющих Россию народов временами вызывают изумление... И в такой ситуации, сидя на бочке взрывоопасного сепаратизма, зажигать фитили где-то в Крыму, Донбассе или Шотландии – просто безумие.
Далеко за примерами ходить не надо. Тува в составе России 70 лет. Начало её колонизации северным соседом недавно отметило 100-летие. Причины перемены Урянхаем патронажа от Китая под крыло России известны. С одной стороны, Россия была ближе, в то время как Китай разделяла Монголия, с другой – уж больно активно китайские чиновники боролись в Урянхае с коррупцией и скотокрадством. Чего стоили хотя бы выпоротые нойоны и расставленные по дороге в Пекин столбы с насаженными на них головами подконтрольных им 60 скотокрадов.
Однако следует признать, что 70 лет единения не дали Туве ни экономического процветания, ни духовного. Сегодняшние тувинские чиновники, как и их коллеги из России, поражены чванством, бескультурьем и непобедимой коррупцией. Не то, что самодостаточной, вообще более-менее приспособленной к выживанию экономики так и не было создано. И никаких перспектив ее создания не видно. Да и сама Россия теперь выглядит не такой перспективной, как Китай. Так что выбор тувинских нойонов 100 лет назад уже не смотрится как единственно верный. Просто пошли туда, где меньше бьют...
Но за 100 лет мир сильно изменился. Сегодняшний мир глобализован, рационален и беспощаден. И в этом плане судьба Тувы ещё до конца не определена.
К тому же, ситуация в России, а значит и в Туве, сильно осложнилась (и осложнится в разы в ближайшее время) из-за неразборчивости российских власти в установления своего статус-кво на территории Украины, Молдавии, Азербайджана и Казахстана. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Запада, стало анексирование Крыма и развязывание войны на Донбассе. В отношении России развитые страны стали вводить одни санкции за другими. Финансовое положение страны резко пошло вниз. Возникли угрозы экономике страны. Бывший министр финансов, ближайший финансовый консультант президента Путина Кудрин предрекает стране 6-процентное падение ВВП в ближайшие годы. А это означает неизбежные и неминуемые инфляцию, падение уровня жизни и реальных доходов большинства граждан, нарастание протестных и сепаратистских националистических настроений в обществе. И попытка провести 17 августа в Новосибирске «Марш за федерализацию Сибири» под лозунгом «Хватит кормить Москву!» – лишь первая ласточка.
Как известно, современное сепаратистское движение в Туве зародилось в конце 80-х. Возглавил его тогда младший научный сотрудник Каадыр-оол Бичелдей, получивший образование в Монголии. Поначалу на него не обращали внимания, полагая, что он – сумасшедший. Но когда он в компании своих единомышленников-голодранцев с блеском выиграл выборы, тогдашние власти забегали. Но было поздно – вскоре он оставил без работы, «Чайки» и квартиры первого и второго секретарей обкома КПСС Ширшина и Долгополова, председателя Верховного Совета Ондара и официально возглавил народную власть Тувы. Не следовало бы забывать, что одним из первых громких его заявлений было о нелегитимности вхождения Тувы в состав СССР. В течение двух лет русские чиновники в большинстве своём покинули республику и перебрались подальше. В том числе и второй секретарь обкома КПСС Долгополов, председатель Совета Министров Тувы Серяков. За ними следом испарился председатель Верховного Совета Ондар, все министры и партфункционеры. Лишь первый секретарь Ширшин остался в нищете и безвестности доживать свой век на родине.
Пример этот привожу лишь для того, чтобы никто не питал иллюзий относительно твёрдых позиций сегодняшнего руководства республики. Никто не должен обольщаться, что политический аксакал Бичелдей готов уйти на покой и больше не имеет амбиций. Не сомневайтесь: как только сложится соответствующая ситуация, он готов ринуться в бой. А такая ситуация, похоже, зреет.
О событиях в Шотландии я вспомнил не случайно. Как только там осознали, что виски, нефть и газ позволят им самостоятельно безбедно жить, они заговорили о свободе. И тувинцы в этом плане ничуть не хуже шотландцев. Как только для них станет очевидным, что угля, нефелиновых руд, лесных и водных ресурсов им хватит для самостоятельной безбедной жизни без управляющей и направляющей руки Москвы, они сделают однозначный, для всех понятный вывод. Тем более, что 70-летняя совместная с русскими жизнь, и особенно последнее 20-летие, подтвердили: модель взаимоотношений с Россией далека от совершенства. Сформированные властями страны условия не способствуют развитию экономики республики, а поступаемых из России денег хватает только на кормление чиновничества да массовое развитие коррупции.
И, похоже, что Россия совсем не заинтересована в развитии производительных сил далёкой отсталой республики. Наверное, поэтому реального инвестора миллиардера Пугачёва Москва заменила на проходимца с Кавказа, который уже пять лет имитирует бурную деятельность, обманывая всех. Думается, такой выбор не случаен. И железную дорогу в Туву никто строить не собирается. Хотя, помнится, близкий к Путину олигарх Тимченко заявлял о желании построить железную дорогу из Тувы в Китай. Но пыл его как-то быстро угас. И не по причине отсутствия денег. Кто-то влиятельный ему разъяснил ситуацию. Поэтому нужно понимать: никакому реальному инвестору с деньгами дорогу строить Кремль не разрешит. И даже если могучий Китай захочет её строить за свой счёт с прикидкой самостоятельной добычи угля, то и он, скорее всего, встретит сопротивление Кремля, невзирая на стратегическое сотрудничество России и Китая перед угрозой изоляции России со стороны Запада. И это не от того, что нет денег. Хотя их сейчас у России действительно немного. Просто для властей России очевидно, что, развивая потенциал республики, они тем самым будут создавать условия, усиливающие центробежные силы и подпитывающие тувинский сепаратизм. А его силу в конце 80-х – начале 90-х Россия почувствовала.
Но время, как известно, неумолимо. И когда-нибудь, наверное, придёт день, за которым всё же наступит расцвет тувинской экономики. Всё-таки миллиардные запасы коксующегося угля и другие природные ресурсы Тувы будут востребованы. Если не Россией, у которой их хоть отбавляй, то мировым сообществом, испытывающим их недостаток. И перед элитой Тувы неизбежно, как 100 и 25 лет назад, снова встанет извечный вопрос: с кем идти дальше? Идти и дальше по пути коррупции, роста общей преступности, сифилиса и туберкулёза, или искать новый путь? Искать счастья с Россией или Китаем? Или искать свой путь, независимый от них?
Формально Россия не может препятствовать строительству железной дороги из Курагино в Китай через Кызыл. А строительство такой магистрали сделало бы Туву к тому же важнейшим транзитёром ресурсов, как Украина по газу. К тому же, к примеру, даже без переработки угля добыча его в количествах 25-30 млн. тонн в год дала бы республике доходов в бюджет в виде налогов на добычу полезных ископаемых и добавленную стоимость более 10 млрд. рублей в год. А с учётом всех других налогов – до 15 млрд. рублей. Если же будет налажена переработка в кокс, брикеты, газ или электроэнергию, то это может «выскочить» в цифру вдвое большую. И это – только по углю. Вдобавок, нельзя сбрасывать со счетов китайцев. Если они всерьёз войдут в Туву, то у нас собственные электроэнергетика, цемент, алюминий, переработка леса и пр. могут стать реальностью. Возникнет так часто к месту и без оного поминаемый премьером Тувы Кара-оолом «мультипликативный эффект». Нужно понимать, что валовой доход республики в пересчёте на рубли в объёме до 30 трлн. рублей и налоговые поступления в сумме до 30 млрд. при скромном населении в 300 тыс. – это вам совсем не сегодняшняя Тува с годовой российской унизительной дотацией в скромные 10 млрд. рублей. Тут самый ленивый политик начнёт размышлять: а зачем мне Москва?
Однако, я, кажется, кого-то напугал. Не бойтесь. Такая перспектива в сегодняшних реалиях слабо реализуема. Слава Богу, о перспективах добычи 30 млн. тонн угля, переработки его в кокс, газ и прочее пока можно только писать в газете «РИСК». В реальности и без того весьма скромная добыча угля, с 1 млн. тонн в советские времена до 400 тыс. тонн в этом году, позволяет только самому смелому мечтателю размышлять о возможных потугах тувинских националистов взять курс по примеру Шотландии на самостоятельность. К тому же, следует иметь в виду, что Кремль, поощряя националистов вне России, с привычной ему жестокостью в преследовании инакомыслия расправляется с такими вольнодумцами внутри страны. Не случайно в Новосибирске «Марш за федерализацию Сибири» под лозунгом «Хватит кормить Москву!» был категорически запрещён. За сепаратизм введена даже специальная норма в Уголовном Кодексе РФ, подразумевающая до пяти лет лишения свободы. Тут вам не «Пусси Райот» с их песенками. Так что Бичелдей пусть пока отдыхает. Да и следует осознавать, что формируемая Москвой тувинская элита не способна самостоятельно не то что делать – даже думать.
Не могу не сказать нескольких слов по поводу точности подсчёта голосов на шотландском референдуме. Там стрелка итогов голосования качалась вокруг 50%. Однако никто, ни националисты, ни власти Великобритании не усомнились в честности подсчёта. В этом огромная пропасть между Англией и Россией. Там голосовали и верили, что все цифры будут подлинными, избирательные комиссии не украдут ни одного голоса. В России такое невозможно. У нас сколько власти нужно, столько и будет. Если бы Чуров и Ондар руководили референдумом в Шотландии, то при явке в 98% в пользу власти было бы столько же. И референдум бы потерял всякий смысл. Этим и отличается Россия от цивилизованных стран. Поэтому ставить на Россию национально ориентированным элитам республик не стоит – обязательно проиграют.
Впрочем, это не касается элиты Тувы. Она национально не ориентирована. Более того, она ориентирована только на коррупцию. Сформированная путём избирательных махинаций господина Ондара со товарищи, она хорошо понимает, что прилично существовать может только в тёплом болоте российской коррупции. Так что мирным путём сепаратистам Тувы к власти в обозримом будущем не прийти. И спокойное, если не 10-летие, то, по крайней мере, 5-летие Туве обеспечено. А там – что Бог подаст.
Кондрат Пчёлкин