Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
№10, 14 марта 2017 года.

Школа в формалине

Пока проблемы педагогики и медицины будут курировать бывшие топ-менеджеры и чиновники без профильного образования, сдвига в этих сферах можно не ждать.

Вице-премьер России Ольга Голодец насмешила многомиллионную аудиторию, предположив, что отставание российского образования связано с прямоугольной формой учебных классов. Между тем ничего смешного она не сказала, ее высказывание заслуживает серьезного анализа – не потому, что надо менять форму классов, а потому, что подобный взгляд на вещи идеально характеризует «эффективного менеджера», каковым Ольга Голодец, безусловно, является. Проблема в том, что у нее не очень хорошо обстоит дело с публичным выражением своих мыслей, из-за чего возникают скандалы и недопонимания.

Ведь что, собственно, имела в виду Ольга Голодец? Вероятно, что устарела сама форма подачи материала, при которой учитель стоит перед классом, имея сзади классную доску, и что-то такое объясняет, а потом спрашивает. Такая форма подачи действительно устарела, но отменить ее с помощью внешних перемен невозможно. Да, есть педагогические системы, позволяющие детям свободно перемещаться по классу; есть педагоги, предпочитающие проводить занятия вне классов, на природе, и есть климат, при котором это возможно. Есть мнение, что педагогу лучше находиться не у доски, а в центре помещения, чтобы проще было организовать дискуссию. Есть классы и университетские аудитории, где кресла расположены амфитеатром. Есть идея отказаться от кафедры. Есть педагоги-демократы, уверенные, что надо быть среди учащихся и общаться с ними на равных, а есть сторонники авторитарной педагогики, полагающие, что учитель не должен вступать в свободный диалог. Да мало ли есть концепций – несомненно одно: урок, как мы его знаем, то есть чередование лекций и опросов, устарел, и большинство учителей давно так не работают.

Всю информацию можно стремительно скачать из гаджета. Учителя нужны для того, чтобы заинтересовать темой, они должны уметь спорить, их дело – организовать в классе дискуссию, научить ученика самостоятельно мыслить и привить ему простейшие навыки социализации, предостеречь его от ошибок, грамотно ответить на мучающие его вопросы о смысле жизни, пресечь опасные увлечения. Я вообще не провожу опросов в обычной форме, потому что мне надо, чтобы работал и разговаривал на протяжении урока весь класс, чтобы дети высказывались с места и, если надо, опровергали мои выводы. Конечно, говорить о смене педагогической концепции сегодня необходимо – потому что подавляющее большинство коллег продолжают пересказывать учебные пособия и требовать затверженных формулировок, не умеют и не хотят поощрять детей к самостоятельной работе, к изучению исторических источников и внепрограммной литературы. Таких учителей-новаторов, как Ильин и Шаталов, знала вся страна, а многих ли знает она сегодня? Кто может назвать победителей конкурса «Учитель года»? И стала ли профессия учителя хоть на йоту престижней за то время, что социальными проблемами в России занимается Ольга Голодец?

В том-то и проблема, что подход эффективного менеджера к решению любой проблемы чисто формален и заставляет вспомнить не о «формальной школе» русской филологии, а о формалине, в который погружают препараты. Если дети плохо учатся или не интересуются предметом, надо предпринять чисто внешние меры – рассадить их по кругу, или по квадрату, или по треугольнику, в строгом соответствии с известным анекдотом про сельского мыслителя и кур: «Как, уже передохли? А у меня еще столько идей было!» Менять роль учителя (и его положение в классе) обязательно нужно, но для начала нужно деидеологизировать образование, ограничить доступ фанатичных попов или вульгарных атеистов к преподаванию, перестать навязывать детям единственно верные концепции и травить учителей, пытающихся новаторствовать; хорошо бы избавиться также от бумажной волокиты, а уровень школы измерять не количеством компьютеров в ней и не богатством родителей. Пока у нас не будет приличного педагогического образования, а профессия педагога останется, по сути, лузерской, невзирая на все денежные вливания, никакие классы, хоть бы и в форме тетраэдра, ничего не изменят. И, добавим заодно, пока проблемы педагогики и медицины будут курировать люди без педагогического и медицинского образования, с опытом менеджмента в крупных компаниях или чиновничества в мэрии, сдвига тоже можно не ждать. Вся надежда на тех, кто и не ждет.

Дмитрий Быков
«Профиль»

(прочитано 2852 раза)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 10:
 
   
Случайная картинка

Хорошее техническое название для штуковины на стене, в которую вставляют по праздникам флаги: ФЛАГАЛИЩЕ.

Шутка 2011 года

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube