Популярно о наболевшем |
Вера в Бога: Мифы и реальность
Приметой времени стала подозрительно повальная набожность людей, олицетворяющих официальную власть. Посмотришь на трансляцию какого-нибудь обряда в храме – а там на первых местах истошно молятся самые главные чиновники. Причём они, как правило, выходцы из партийно-комсомольских активов или органов безопасности. То есть оттуда, где десятилетием вытравливалась вера в Бога. Где воинствующий атеизм был нормой жизни. Но, тем не менее, сейчас они молятся нещадно. Вроде как грехи замаливают. Хотя природа такого рода верования, на мой взгляд, в одном – в кризисе идеологии. В стране на смену коммунистической пришла воровская: «не пойман – не вор». Но не будешь же её официально провозглашать с трибун! Вот и приходится чиновникам прикидываться верующими.
Вообще-то я не против, пусть молятся – свобода вероисповедания у нас прописана в Конституции. Тем более, что главное в вере – это жизнь по Божьим заповедям и ответственность самого человека перед Всевышним за свои дела и поступки. Важно не жить во грехе, несмотря ни на что. Но я не о том. Я о фарисействе.
Сам я убеждённый атеист, хотя в компартии никогда не состоял. Это у меня от родителей. Папа и мама были убеждёнными атеистами. Бабушка по матери в Бога веровала, а попам не верила и на дух их не переносила. С Богом общалась непосредственно. Дома держала иконы и молилась. Была весьма просвещённой – в детстве закончила гимназию. Дед, красный партизан, воевал у Кочетова в отряде, был безграмотным и абсолютно неверующим. Но споров с бабушкой на сей счёт у них не было. Дед по отцовской линии был номенклатурным большевиком и уверенным атеистом. Про бабушку по отцовской линии об этом ничего не известно. А вот родной брат деда был не просто глубоко верующим человеком – он был раввином. Из Польши от фашистов эмигрировал в США, где дослужился до сана главного раввина США и Канады. Когда умер, его прах перевезли в Израиль и похоронили на Иерусалимском кладбище. Такие вот разные братья...
В общем, как видите, у всех было разное отношение к Богу. Но всех объединяла честность по отношению к нему. Одни верили, другие – нет. И это не мешало им жить вместе дружно и даже счастливо.
Теперь же другая картина. Воруют почти все, кто может что-то спереть. Коррупция и публичная демонстративная вера в Бога набирают силу синхронно. Одно другому – не помеха. Набожным чиновникам вера не мешает иметь сомнительные фонды, дворцы, виноградники и домики для водоплавающей живности, в то время как основная масса людей живёт на грани выживания. Более того, это не мешает им кичиться своим богатством, демонстрируя золотые ручки и часы. Больше всего поразил наш главный священнослужитель, обвинивший соседа сверху в порче его личной библиотеки некой нанопылью.
Та трансформация воинствующего атеизма в повсеместное навязывание веры, что мы наблюдаем последние лет 15, невольно возвращает нас к воспоминанию о тяжёлым военном и послевоенном периоде, когда миллионы граждан под воздействием социальной катастрофы, вызванной нападением гитлеровской германии на СССР, начали веровать в Бога. Но то было искреннее желание простых людей, вдруг уверовавших в чудо. Понятно, что наши сегодняшние чиновники – это совсем иного склада народец. Никаких чрезвычайных событий в их жизни, кроме главенства принципа жизни «не пойман – не вор», не произошло. Всего лишь появилась мода на веру. Вот они и пристрастились на всякий случай.
Мой отец геройски воевал на фронтах Великой Отечественной войны, чудом выжил от страшных ранений, был незаконно репрессирован и затем реабилитирован, но почему-то не впал в верноподданнический маразм и оставался самим собой до самой смерти. Потому что настоящие люди с крепкой психикой и стержнем жизни так просто взгляды не меняют. Кто верил в Бога – верит при любой власти. А кто не верил, продолжает быть атеистом. А те, кто вчера был буддистом, сегодня – христианином, а завтра примет ислам – это, скорее всего, конъюнктурщики, не имеющие на самом деле за душой ничего святого.
Конечно, отношения с церковью – дело сугубо личное. Других оно не касается. Но поступать ты должен всегда по совести и жизнь вести праведную. Однако когда я смотрю, как Глава Тувы, будучи буддистом, зимой по православному обычаю окунается в прорубь, а министр обороны страны, будучи иудеем, публично крестится на Красной площади, я невольно думаю: у них напрочь отсутствуют не только приличия, но и, наверное, совесть как таковая. Вот в подобную набожность я не верю точно. Они наверняка знают заповеди, типа не убий, не укради и не прелюбодействуй, однако... Если они искренне верят в потусторонний мир, то и вести себя должны бы по иному, но...
Да и премьер-министр страны, если бы верил в Бога, он не о доме для уточки бы думал, а о том, как тысячи людей ютятся в далекой Туве в аварийных трущобах. Поверьте, веровать в Бога и ежедневно грешить – невозможно. От этого любой нормальный человек сошёл бы с ума, представляя, как будет гореть в аду. Так что, нужно действовать по известной поговорке: или крестик снять, или трусы надеть. А совмещать буддизм, иудаизм и православие в одной отдельно взятой душе при святой вере в Бога – это для меня совершенно непонятно. Думаю, так может поступать только отъявленный и беспредельный циник.
А вы как думаете?
Всегда с вами,
Сергей Конвиз