Выборы Президента Путина – кто чем дышит?
Нынешний выборный марафон показал, как следование в фарватере чужой политической линии может отразиться на рейтинге той или иной политической силы. Когда Кремль инициировал аншлюс Крыма Россией, а затем организовал заваруху на Донбассе, никто о судьбе политических партий в России не думал. Лидеры ЕР, СР, ЛДПР и КПРФ соревновались лишь в том, кто эффектнее поддержит Путина. А о перспективах политического выживания ни Медведев, ни Миронов, ни Зюганов даже не помышляли. Жириновский, скорее всего, надеялся на то, что применительно к Крыму очень подойдёт его давнишний лозунг «Я за бедных, я за русских!». С тех пор прошло более трёх лет, и можно подвести кое-какие практические итоги.
Как известно, народам свойственно стремление к собственной идентичности. В связи с этим крымчане тоже не лыком шиты. Невзирая на то, что львиная часть населения Крыма – мигранты, не имеющие на острове своих корней (за исключением возвращённых из ссылок крымских татар), желание иметь свою власть и пользоваться всеми благами местного самоуправления им свойственно. Принято считать, что они на референдуме, организованном засланными туда россиянами, проголосовали за вхождение Крыма в состав России. Референдум этот не был признан мировым сообществом, и об его легитимности говорить не приходится. Но сейчас, в 2018 году, референдум 2014 года уже не кажется таким спасительным кругом. Впрочем, я не о Крыме, а о политической ситуации в стране накануне президентских выборов. А она, мягко говоря, нестандартная.
Вряд ли кто мог подумать, что ни один из лидеров парламентских партий в России (кроме Жириновского, не имеющего никаких шансов на победу) после триумфального присоединения к России Крыма не решится идти на выборы под флагом своей партии. Но и Владимир Вольфович на этом празднике политического процесса смотрится не очень убедительно. Его шансы на победу не то что невысокие – никакие. Как известно, он играет свою давно определённую ему роль в структуре власти и вряд ли когда-то взберётся на её вершину. Он персона стабильной поддержки, но не очень большой. Он нужен власти, вероятно, для того, чтобы не переживать за итог второго тура голосования, если он вдруг состоится, если в финал выйдут Жириновский и Путин. Чего нельзя сказать в тех случаях, если во второй тур выйдут Грудинин или Явлинский. Впрочем, губернаторы костьми лягут, чтобы второго тура голосования не было. Поэтому, скорее всего, «нарисуют» Путину столько, сколько будет нужно.
Странно, но ни в ЕР, ни в СР или КПРФ не нашлось ни одного члена партии, который бы осмелился идти на выборы от родной партии. Даже КПРФ в итоге пришлось выдвинуть Грудинина – члена ЕР и человека, никогда не состоявшего в компартии. Более того, выступавшего на выборах доверенным лицом Путина. Это ли не кризис политической системы страны?
На фоне импотенции основных политических партий страны недопуск по надуманным причинам к выборам главного борца страны с коррупцией Навального смотрится уже не как кризис. Это уже полномасштабный коллапс всей выстроенной в последние 18 лет конструкции политической власти. В этой ситуации фигуры кандидатов в президенты Г.Явлинского и К.Собчак смотрятся всё более привлекательными.
Однако мы находимся только вначале политического процесса – впереди регистрация кандидатов и активная фаза агитации. Пока ещё нет уверенности в том, что, к примеру, Г.Явлинский и К.Собчак будут зарегистрированы. Похоже, власть всё больше боится конкуренции и всерьёз опасается, что в случае необходимости проведения второго тура голосования губернаторы могут не обеспечить нужный Путину результат. А это уже не кризис и не коллапс – это настоящий ужас. И не только политической системе, но и в целом системе государственного управления страной, отстроенной под В.Путина.
Такого риска система допустить не может. Но и игнорировать падение рейтинга власти – тоже. Властям не даёт покоя результат Москвы на последних муниципальных выборах, когда с большим перевесом победили кандидаты от избирательных сообществ Гудкова и Яшина, а по нескольким муниципалитетам «Единой России» не удалось провести ни одного (!) кандидата. Не добавляет оптимизма и результат опроса радиослушателей «Эха Москвы» в Московской области, в соответствии с которым за Путина намерено голосовать только 7 (семь!) процентов опрошенных. А в ситуации, когда более половины избирателей проживает в нескольких крупных городах, где имеется реальная возможность контроля за ходом выборов, ситуация с голосованием в Москве, где победили Яшин и Гудков, может стать для властей роковой. Именно поэтому так важна политическая ситуация в регионах, особенно – национальных, где традиционно высок уровень фальсификации итогов волеизъявления граждан. В этом плане Тува времен Кара-оола уникальна с точки зрения грубости, наглости и беспринципности работы избирательных комиссий всех уровней.
Сегодня Тува известна не столько тем, что здесь родился Шойгу, сколько высоким уровнем безработицы, преступности в целом и коррупции в частности, бедности и отсталости экономики. Но ещё Тува в последние 10 лет стала известна беспрецедентной фальсификацией итогов голосования, в связи с чем была отмечена Центром стратегических инициатив А.Кудрина. Но что можно сказать о самом состоянии политической системы республики?
Вряд ли можно было рассчитывать на политическую активность в Туве, если в целом в стране думские политические партии находятся в таком плачевном состоянии. Да и разве могли бы прорасти в республике какие-либо политические лидеры при таком антиобщественном монстре, как Кара-оол? О какой политической деятельности можно говорить в регионе, где подавляющая часть жителей не знает не только своих депутатов, но даже и самого спикера парламента? Впрочем, пробежимся по так называемым партийным организациям республики.
«Единая Россия», именуемая больше как партия жуликов и воров, уже давно не воспринимается как политическая организация, являясь неотъемлемой частью чрезвычайно коррумпированного государственного аппарата Тувы. «Справедливая Россия» уже много лет находится в самовольно-добровольном подполье, довольствуясь редкими упоминаниями в СМИ. О смысле и форме деятельности ЛДПР в республике не помнят с кашинских времён – а этим временам скоро «стукнет» 20 лет. Что же до отделения КПРФ, то, судя по всему, пришедшему в руководство гастарбайтеру с кавказским лицом сам политический процесс то ли неизвестен, то ли неинтересен. Его интересуют лишь финансовые темы. Судя по всему, тувинские региональные отделения думских партий на этих выборах будут заняты лишь «освоением» выборных бюджетов, а не самим политическим процессом как таковым. Выборы Главы республики в 2016 году показали, насколько продажны наши партийные лидеры. И вряд ли ситуация в этих партиях как-то повлияет на выборную ситуацию в целом.
Однако на фоне пассивности главных политических сил страны на первый план выходят лидеры непарламентских партий. Пока таковыми можно считать Григория Явлинского и Ксению Собчак. К примеру, в Туве на сегодняшний день известна активность только их выборных штабов. Про этих кандидатов можно услышать много разного, но чего точно не услышите – это о том, что они – ставленники Кремля. Совершенно очевидно, что Явлинский и Собчак – самостоятельные лидеры, не делающие ставок на исполнительную власть. Так уж случилось, что Тува одна из первых собрала нужное количество в поддержку кандидатов Явлинского и Собчак подписей. В то время, как остальные партии в Туве только думают, как строить агитационную работу, в штабах этих кандидатов она кипит вовсю.
Дело в том, что для Тувы президентские выборы весьма важны. А всё потому, что Глава Тувы за своё более чем десятилетнее правление не сумел решить в республике ни одной проблемы и не исполнил ни одного своего предвыборного обещания. Республика прочно занимает последние места в России по всем показателям. В рейтингах опросов Шолбана Кара-ола наряду с его хакасским коллегой Виктором Зиминым называют не иначе, как «кандидатами на вылет». Последние годы даже приезд в Туву на отдых В.Путина не удавалось использовать для укрепления его положения – как правило, Кара-оола до тела Президента не допускала его охрана. Поэтому остается единственная возможность проявить себя – это показать высокий результат за Путина на президентских выборах. И по явке, и по проценту поддержки президента. Предварительная работа уже проведена: мы знаем, что в протоколах голосования явка избирателей должна «зашкалить» за 90%, а поддержка Путина не может быть менее 92%. Понятно, что такой явки никогда не было и не будет, да и поддержка вряд ли достигнет 70%, но нет никаких сомнений, что Фортуна сможет «обеспечить» Кара-оолу любой заказанный результат. Но это при условии, если не будет действенного общественного контроля за ходом голосования. Если он будет, то и явка по Туве окажется не более 60% с такой же поддержкой Путина. А это для Кара-оола смерти подобно, потому как Кавказ наверняка покажет результат, близкий к 100%.
И тут снова на сцене появился Навальный и заявил, что организует тотальный контроль за выборами по всей стране, дабы доказать нелегитимность избрания Путина на четвёртый срок. Заявление оказалось настолько серьёзным и опасным, что министерство юстиции РФ обратилось в суд с заявлением о ликвидации фонда Навального «Пятое время года», который должен был финансировать мероприятия по контролю за выборами.
Проблема Навального – головная боль всей избирательной системы страны. Однако в Туве эта проблема гораздо острее, чем в других регионах России, поскольку у нас в последние 10 лет фальсификация итогов голосования имеет тотальный характер, итоговые цифры никогда не совпадают с теми, которые представляют наблюдатели. Последние относительно честные выборы в Туве прошли весной 2007 года. С тех пор исполнительная власть республики крепко оседлала не только избирательные комиссии, но и прокуратуру, суд, ФСБ и МВД, которые, как могут, прикрывают жуликов, окопавшихся в избирательных комиссиях. Как правило, полицейские и прокурорские представители на избирательных участках при бездействии сотрудников ФСБ создают условия для фальсификации итогов голосования, выдворяя с участков наиболее принципиальных наблюдателей. А, тем временем, учителя и врачи, включённые в состав участковых избирательных комиссий, вбрасывают в урны избирательные бюллетени, вписывают в списки избирателей подписи граждан, которые на выборы не пришли, и подписывают подготовленные избирательной комиссией Тувы протоколы голосования. Таким очень простым способом явка избирателей «подпрыгивает» с 40% до 90%, при этом во все «левые» бюллетени ставятся отметки за представителя власти. И так – все 10 лет с нарастающим результатом, при этом авторитет власти всё это время падает.
В связи с этим выборы президента России для Тувы получают новый смысл. Поскольку у Главы республики Ш.Кара-оола имеется только один способ отличиться – это дать умопомрачительный результат на выборах, для всех здравомыслящих тувинцев остаётся всего один способ помочь Путину его уволить – это либо не явиться на выборы, либо проголосовать не за Путина. Здесь вспоминается 2007 год, когда «Единая Россия» проиграла парламентские выборы «Партии Жизни». Тогда за провал ответил Ооржак – он лишился должности.
Так уж устроена Россия. Уровень жизни граждан, переселение из ветхого и аварийного жилья, безработица, преступность и экология – это, конечно, важно. Но всего важнее для Кремля искусство обеспечения нужного результата на выборах. Любой ценой. При любых обстоятельствах. Но если вдруг губернатор проявляет неуместный либерализм и позволяет избирательным комиссиям работать самостоятельно, его ждёт участь губернатора Красноярского края Толоконского – почётная отставка и забвение. Ну а нашего, скорее всего, ещё и тюрьма. За похищенные из бюджета миллиарды должен же кто-то ответить!
В общем, у избирателей Тувы выбор невелик. Или голосовать за Путина, продляя срок властвования тувинских жуликов во власти, или не голосовать вообще. А если и голосовать, то за другого кандидата. Так будет практичнее и дальновиднее. Но в любом случае все, требующие честных выборов, должны участвовать в контроле за выборами. И тогда у республики откроются новые горизонты.
Кондрат Пчёлкин