Без сменяемости власти не будет здорового общества!
Про нынешние осенние выборы не высказался только самый ленивый. Они всколыхнули наше унылое политическое болото, где, казалось бы, давным-давно вырваны всяческие ростки жизни, где не было никакой надежды без разрешения Кремля изменить власть в собственном регионе. Но оказалось, что деградация политической системы достигла такого уровня, что фавориты власти неспособны выигрывать даже у специально подобранных спарринг-партнёров. Не будем говорить про отдельные персоналии – в каждом регионе есть свои причины случившегося позора «Единой России». Попробуем подвести основные итоги последней избирательной кампании.
Главный плюс – это возвращение веры у народа в собственные силы и надежды на возможность изменений. Вдруг выяснилось, что даже в рамках нашей шулерской избирательной системы можно обыграть власть. Да и приложить нужно совсем не много сил, чтобы пробить брешь в, казалось бы, монолитной и нерушимой системе фальсификаций. Эта нарождающаяся вера может существенно поднять явку на последующих выборах. Именно явку протестно настроенных избирателей.
Вторым удивительным фактом стало то, что народу не требуется какой-то сильный оппозиционный лидер – власти настолько дискредитировали себя, что люди готовы голосовать за кого угодно, только не за кандидата от власти. На «Единой России» сегодня висит не только ответственность за тотальную коррупцию, но и неподъёмный груз пенсионного дефолта, повышение налогов, тарифов и других поборов. Откровенный грабёж населения, сопровождаемый при этом нескрываемым ростом собственного благосостояния, вывел в политику даже тех, кто раньше старался держаться от неё подальше.
Бывалые эксперты говорят, что радоваться тут нечему. «Единая Россия», ЛДПР, СР или КПРФ – это всё головы одной и той же кремлёвской гидры. И действительно – найти различия в сортах этой аморфной массы, хором признающейся в любви одному президенту, довольно трудно. Но главное здесь всё-таки – сменяемость власти. Даже если вместо старой жабы придёт молодая гадюка. И вот почему.
В народе ходит такое устойчивое убеждение, что незачем менять власть – старые уже наворовались, а придут молодые голодные – с новой силой начнут грабить. На самом деле «навороваться» невозможно, поскольку аппетит приходит во время еды. В природе нет реальных примеров, когда вор, дорвавшийся до «сладкого», смог бы самостоятельно остановиться. Сам «наелся», следом подтягиваются голодные родственники, сначала ближние, потом дальние, потом начинают подрастать внуки-правнуки...
Со временем жулик и вор, получивший доступ к бюджетной кормушке, только теряет страх наказания, оттачивая навыки казнокрадства, начинает более откровенно и нагло запускать руку в казённый карман. Он постепенно окружает себя надёжными подельниками, с которыми можно удобно и безопасно конвертировать бюджетные средства в собственное благосостояние. С годами родные человечки расставляются на всех более-менее хлебных должностях, начиная от министерских и заканчивая поселковыми больницами и библиотеками. И чем позже долгожителя снимают с кресла, тем большими катаклизмами для региона это может обернуться – нити коррупционной паутины проникают практически во все институты общественной жизни, смыкаясь на главном пауке.
При смене власти разрушаются все прежние коррупционные связи. На первое время коррупция вообще может упасть до нуля, так как оставшимся жуликам и ворам неизвестны новые правила игры, а коррупционные связи, замкнутые на определённого чиновника, разорваны. Потому, чем чаще меняется власть, тем меньше шансов у нечистых на руку дельцов выстроить новые преступные взаимоотношения.
С другой стороны, могут возразить те же эксперты, – когда на смену старым «проверенным» кадрам приходят откровенные пустышки, управление регионом вряд ли станет лучше. Особенно, когда накопилось множество проблем, которые нужно быстро и профессионально разрешать.
Ситуация напоминает анекдот про бездарных футболистов, против которых тренер решил выставить бочки. «Ну, и как?» – спросили его. «Бочки выигрывают», – мрачно ответил тренер. Ну, если даже бочки обыгрывают футболистов, то, может, пора выкинуть на свалку таких «профессионалов»? Иногда и «бочки» оказываются более полезными кандидатами, чем живые, но никчемные футболисты. Хотя бы для того, чтобы во время этой пертурбации на забетонированном политическом поле смогли вырасти новые цветы.
Конечно, эти выборы всего лишь маленький шажок в сторону реального народовластия. Возможно, к следующим выборам испуганные единороссы, сменят окрас, назвавшись по-новому, примут новые ужесточающие законы, усложняющие победу в выборах несогласованных кандидатов. Но «поезд» тронулся. Многие старожилы отмечают, что нынешняя ситуация напоминает конец 80-х годов прошлого века, когда, несмотря на всю видимую мощь КПСС, люди в большинстве своём отказывались голосовать за выдвиженцев от власти. Сегодня, как и тогда, осталось немного людей, готовых выступить в защиту токсичной власти. И у неё остаётся всё меньше шансов на то, чтобы удержаться на троне. Время работает против.
Главное, чтобы процесс выборов и сменяемости власти опять не остановился на очередном вожде, который снова поведёт нас к очередному «светлому будущему» в конце бесконечного туннеля. А для этого нужно раз за разом, как можно чаще менять власть, тем самым уничтожая вокруг властьпридержащих ореол сакральности, вседозволенности и всесилии.
О. Шын