Обзор прессы |
ТУВИНСКИЙ УГОЛЬ – ДЁШЕВ, ТОЛЬКО ПЛОХ
Да, что ни говори, а Тува богата запасами коксующихся углей. Но к этому богатству необходимо ещё приложить голову и руки. О проблемах «компании «ЕВРАЗ Межегейуголь» рассказал корреспондент «ТП». «В прошлом году «Межегейуголь» поднял на поверхность 1088 тыс. тонн жирных углей». На международном рынке стоит он недорого, но для Тувы «100 долларов за тонну» – деньги немалые. Хотя уголь Кузбасса гораздо дороже. Как деликатно признаётся директор «ЕВРАЗ Межегейуголь» Лукиных», «уголь – неплохой, просто он специфический».
Но проблема не столько в цене на тувинский уголь, сколько в возможностях его сбыта. И дело даже не только в том, что обычные угли на коксохимических заводах превращаются в кокс за 24 часа, а тувинскому для этого требуется не менее 36 часов, что влияет не только на цикл коксования, но и на цену кокса. «Угольному пласту «Улуг» более сотни миллионов лет», и он как бы не долежал ещё почти столько же, из-за чего и залегает неглубоко – «на глубине 160 метров», и себестоимость его добычи – низкая. Правда, «рынок сбыта межегейского кокса ограничен», поскольку «угли юрской системы», к которым относятся тувинские угли, «считаются молодыми, как бы «недолежалыми», из-за чего в них присутствуют оксиды железа и кальция, которые и являются препонами к его использованию на современных металлургических заводах». К тому же реализации угля на мировом рынке мешает «нынешняя политическая ситуация с ее санкциями» из-за действий российских властей в Крыму и на Донбассе. Поэтому «применять его на современном сталеплавильном оборудовании можно только в смесях», при этом его доля «не должна превышать 2-3%». Единственный пока выход – «он хорошо идёт на тех сталелитейных предприятиях, которые до сих пор используют старые доменные печи».
Такие производства сохранились в Украине. В связи с этим логично, что «30% угля, добываемого компанией, экспортируется в Украину, где остаётся много заводов со старыми «доменками». Но, поскольку российско-украинский кризис не разрешается, а, скорее, наоборот, узел проблем затягивается всё туже, «экспортировать его туда становится всё труднее». Поэтому в «компании «ЕВРАЗ Межегейуголь» задумываются, куда они в будущем будут пристраивать уголь. Тем более тот, что появится при запуске второй шахты. «В компании рассматривают возможности альтернативной переработки, которая бы позволила получать из местного кокса другие виды топлива. Например, нефть». «До сегодняшнего дня такой альтернативой пока никто не занимался».
А вот о брикетировании угля пока речи нет. Хотя республика задыхается от сажи, выделяемой при сжигании угля, недолежавшего в недрах несколько десятков миллионов лет.
Другая проблема – кадровая. «Сегодня тувинское подразделение «ЕВРАЗ Групп» сталкивается с новыми вызовами» – «наблюдается отток засаянких вахтовиков». И возникла реальная необходимость в «привлечении на предприятие кадров из числа местных». Ситуация с кадрами «создаёт необходимость в поиске горняков, здесь, на месте». Соответственно, появилась нужда «в обучении местных рабочих шахтёрским профессиям». «Но готовых специалистов, которые могли бы работать в шахте, – в Туве дефицит». Да, действительно, работать вахтовым методом при «средней зарплате проходчиков на «Межегейугле» в 60 тыс. рублей» – одной из самых низких в отрасли, желающих найдётся немного, особенно учитывая аварийность со смертельными случаями. А вот тувинцев такая зарплата устраивает – «за прошлый год число местных жителей, работающих в компании, увеличилось на 15%». Так что «теперь персонал, по информации самой компании, на 25% укомплектован местными кадрами». Но дефицит кадров не пропал – на предприятии «на сегодня открыто 20 вакансий».
В плане интенсификации добычи угля руководство считает, что новые горизонты для развития угледобычи в Туве откроются «лишь тогда, когда регион будет связан с остальным миром железной дорогой». Правда, местное население к этой идее относится весьма негативно. Одни видят в железной дороге угрозу своей идентичности и уникальной природе республики, другие полагают, что это строительство приведёт к росту и так неприемлемой коррупции в республике. Но Абрамовичу нужна железная дорога – и Кара-оол в компании с Шойгу не жалеют сил в выбивании для неё из Пенсионного фонда страны 240 млрд. рублей.
ДАЁШЬ КИТАЮ ДЕШЁВУЮ РАБОЧУЮ СИЛУ!
Правительство Тувы взяло курс на торговлю минеральными ресурсами республики. На продажу будут выставлены все оставшиеся нетронутыми залежи полезных ископаемых. Скорее всего, они перейдут в руки ненасытных китайцев, мечтающих о закабалении Сибири. Но рудникам нужны рабы в большом количестве. Накануне китайского Нового года «стало известно, что с сентября этого года в стенах тувинской «альма-матер» начнут готовить специалистов по подземной разработке пластовых месторождений». «Появление нового направления продиктовано необходимостью готовить специалистов по подземным работам». «Преподавать специализированные дисциплины этого направления станут приглашённые горняки-практики» китайской компании «Лунсин».
Работа эта началась не вчера – «горных инженеров в ТувГУ начали готовить с 2011 года». В 2013 году «появилась своя кафедра, подготовившая уже 25 инженеров по открытой горной работе». Из подготовленных специалистов «5 выпускников смогли продолжить своё образование в одном из вузов КНР в рамках соглашения между правительством региона и компанией «Лунсин». «Минобрнауки уже сформировало 50 бюджетных мест для подготовки специалистов по подземной разработке пластовых месторождений». Подготовка тувинских рабов для китайских компаний набирает силу.
ВСЕ СИЛЫ НА ОБОЛВАНИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ЗАСУЧИВ РУКАВА!
«ТП» сообщила, что «в конференц-зале отеля «Азимут» прошла расширенная коллегия Министерства информатизации и связи Тувы по итогам прошлого года и планах на перспективу». Почему в гостинице «Азимут», а не в здании правительства или парламента, спросите вы? Да всё очень просто – гостиница, скорее всего, принадлежит нашему замечательному земляку Сергею Шойгу, потому правительство Тувы озабочено ростом её доходов. Вот почему правительство и проводит свои официальные мероприятия именно там.
По итогам года министерство посчитало «важным событием» «реформирование подведомственных министерству СМИ». В результате «реформирования» «6 государственных автономных учреждений» объединены «путём слияния в единый медиахолдинг «Издательский дом «ТываМедиаГрупп». Правительство надеется «сконцентрировать ресурсы» и «перезагрузить» коллективы» в борьбе с инакомыслием, «выстроить творческую, финансово-хозяйственную и маркетинговую деятельность на современном уровне», чтобы дать реальный отпор распространению негативной информации о деятельности правительства Тувы и её руководителя Ш.Кара-оола.
Перед новым холдингом поставлена задача «увеличения недельного тиража республиканской газеты «Шын» до 15 тыс. экз., газеты «Тувинская правда» до 5 тыс. экз. с увеличением полос и с акцентом на содержательный контент, аналитику, обзоры, творческие читательские проекты». В общем, «в рамках медиахолдинга в 2019 году министерство ставит перед собой амбициозную задачу по созданию первого (ведущего) республиканского информационного агентства «ТываМедиаГрупп». Так что теперь министерству будет не до «развития инфраструктуры связи, вопроса кадров и образования». И ему точно будет не до «повышения цифровой грамотности старшего поколения при использовании повседневных электронных сервисов».
Таким образом накануне парламентских выборов «Министерство информатизации и связи Тувы» превращается в министерство геббельсовской пропаганды, деятельность которой будет направлена на более качественное восхваление Шолбана Кара-оола и его вороватых чиновников.
У КАРА-ООЛА ОЧЕРЕДНОЕ ОБОСТРЕНИЕ?
Глава Тувы вернулся из турне по Кавказу с пустыми руками. Продать должность сенатора от Тувы за 1,4 млрд. не удалось, и теперь необходимо изыскивать внутренние ресурсы для окончания строек Тувы и выполнения программы переселения. Начал он разговор с того, что необходимо укреплять кадры. И его понять можно. В Туве строительство – одна из самых отсталых отраслей. А он во главе его поставил леченого алкоголика из отставных ментов, ничего в этом деле не понимающего. Но Кара-оол не очень этим озабочен. Он заявил, что «готов менять министров до тех пор, пока не найдёт настоящего профессионала и патриота», у которого «средства будут использоваться по назначению и вовремя». Он полагает, что на такой должности «должен работать человек или команда, которые способны переломить забюрократизированную систему».
Кара-оол считает, что «дома сиротам, затягивание сроков, недострои могут исчезнуть как проблемы, если искоренить бюрократию и вовремя отсекать нерадивых подрядчиков и продажных вороватых чиновников». Как подсчитал сам Кара-оол, в выстроенной им бюрократии «если даже взять строительного подрядчика за руку и провести его по всем инстанциям, всё равно начать строительство удастся не раньше чем через 150 дней». Себя он в этом, конечно, не винит и к такой категории «бюрократов», по видимому, не относит... По мнению знающих людей, для подбора такого министра одной жизни ему вряд ли хватит.
Но это – ещё не всё. Теперь он, как и в 2007 году при заступлении на должность, спустя почти 12 лет, вновь «нацелил Минстрой на создание индустрии по производству стройматериалов». «Глава Тувы Шолбан Кара-оол поставил задачу создать в республике индустрию, которая должна заняться производством стройматериалов». И «решение этой задачи станет экзаменом на зрелость республиканского строительного ведомства». Судя по всему, Кара-оол намерен перед министерством поставить задачу глобального масштаба по организации в республике производства цемента, поскольку «в Туве есть практически все материалы для производства цемента – песок, гравий и глина».
Ну что, молодец! Производство дирижаблей он уже освоил, железную дорогу в Туву провёл, отстроил ТЭС-2, наладил производство паркетной доски, спирта, бензина, кондитерских изделий, водки и много-много другого. Теперь осталось только наладить производство цемента.
МЭР-СВОЛОЧЬ И НЕУБРАННЫЙ СНЕГ В ГОРОДЕ
Тува – регион аномалий. «Бывали годы, когда зима была очень снежной, когда между проезжей частью и тротуарами возвышались горы снега, которые приходилось буквально штурмовать». Этой зимой «снега очень мало» – «в Туве ни особенных осадков, ни больших морозов нет», однако откуда взялись «проблемы с уборкой снега?». Оказалось, что «виновата в этом вовсе не зима, а отношение мэрии к ней».
И вот «члены Общероссийского народного фронта в Туве провели совместный рейд вместе с инспекторами ГИБДД и представителями мэрии Кызыла». При проверке «сотрудники мэрии узнали, что на многих улицах города тротуары не чищены», а «на улицах Механизации, Кечил-оола, Горной и других образовалась колейность на автомобильных дорогах», «есть снежные заносы, из-за которых дороги стали узкими, а накаты и колея посередине создают аварийную ситуацию». А вот на «улице Горной вдоль дороги привольно раскинулись снежные заносы, под которыми не видно бордюров, и водители паркуют свои машины прямо на заносах».
Но был в этом рейде и положительный результат – случилось чудо: «во время рейда все могли полюбоваться на машину, которая посыпает дорогу песком!». Мэрия пыталась убедить проверяющих: мол, «работа ведётся». Но проверка показала, что «убирают в основном в центральной части города», до остальных улиц просто никто не доезжает. А ведь это чревато последствиями – «передвижение по скользкой дороге представляет опасность» транспорту и горожанам.
Мэрия столько сил и энергии бросила на борьбу с компанией, приступившей к уборке в Кызыле мусора. Звучит столько праведного гнева на нерадивых красноярцев! А в это время родное предприятие мэрии – комбинат «Благоустройства» элементарно не убирает с улиц снег. И никакого возмущения! Вот и подумай после этого: продажная мэрия или нет? И чьи интересы она защищает на самом деле. Мэру Сагаан-оолу нужно не разглагольствовать о желании наводить порядок, а, засучив рукава, день и ночь убирать город, вворачивать лампочки уличного освещения, следить за работой полиции и участковых. А он занят тем, что выживает из города компанию, наводящую порядок с уборкой мусора. Ну, не сволочь ли?