ОБЗОР ПРЕССЫ |
КАК ПЛАТИМ, ТАК ОНИ И УЧАТСЯ
Помощник президента Медведева неожиданно для себя поднял волну своим предложением отказаться от выплаты достаточно символичных смешных до оскорбительности стипендий студентам, а вместо этого обеспечить их полезной научной работой с достойной оплатой.
«Если мы все считаем, что всего нужно добиваться своим трудом, что работать стало модным, нужно отменить стандартные стипендии у студентов, потому что это неправильный сигнал, что ты за сам факт своей учёбы получаешь компенсацию. Студенты могут работать после учёбы: на кафедре, в библиотеке, кафе, делать переводы. Талантливый математик может работать у своего профессора на кафедре, помогать делать исследования, и получать за это деньги, а если это будущий менеджер – может и в компании какой-то работать два-три часа в день».
И если в богатой Москве это предложение осталось без заметной реакции, то в нищих окраинах страны подняло волну негодования. Вот этому негодованию и посвятила статью правительственная «ТП». Оказалось, что стипендия – это не столько деньги на жизнь, сколько «связь государства и студента».
В Туве студенты сосредоточены в Тувинском госуниверситете, где «количество бюджетных мест значительно превышает количество платных». В ТывГУ «стипендия составляет 1540 рублей, социальная – 2310». В дополнение к этому «есть система надбавок». Деньги, конечно, не ахти какие, но для выходцев из районов республики они серьёзны. «Если в Москве, Питере и других крупных городах России это – совершенные копейки, то в нашем регионе это вполне реальная поддержка для студента», – считает автор. К тому же, считает он, «подработку в Кызыле найти сложно». А «университет не готов к тому, чтобы создать достаточное количество рабочих мест для студентов».
И то верно: ни научной, ни какой иной деятельностью в нашем университете и не пахнет. Да и само преподавание ведется порой на крайне низком уровне. А большая часть так называемых «студентов» даже не владеет русским языком в достаточной мере, а на мусоре много не заработаешь. Так что без специальной дополнительной подготовки, кроме как мести улицы, наши студенты вряд ли на что способны. Да и после получения новенького диплома выпускники ТывГУ нередко не востребованы, поскольку и полученная квалификация не соответствует предъявляемым требованиям, да и предложений рабочих мест как таковых нет. А появившиеся вакансии тут же заполняют родственники чиновников правительства, к тому же чаще всего получивших за Саянами более качественное (или, по крайней мере, громкое) образование.
А тут ещё на нашу беду в России стартовала «реформа высшего образования», – жалится автор. «С каждым годом сокращается количество бюджетных мест в вузах». И в этом плане заявление Дворковича, считает автор, не случайно. Он полагает, что «общественное мнение готовят к изменению условий обучения на бюджетных местах». «По всей вероятности, в будущем стипендиальная система» прикажет долго жить, – с ужасом сообщает автор. Она «уступит место грантовой», когда деньги от государства за учёбу получает не всякий неуч, а лишь тот, кто имеет шансы выучиться на классного специалиста.
И в этом плане трагедия со стипендиями видится более масштабной, чем это представляет «ТП». В такой «грантовой» системе образования вузам типа нашего ТывГУ не выжить. Ведь у нас обучение в нём, как правило, для большинства является лишь формой времяпрепровождения после окончания школы и освобождения от призыва в армию. А стипендия – лишь форма государственного пособия. Посудите сами – как можно назвать учебное заведение в России ВУЗом, если в нём можно обучаться (и даже с успехом закончить его), не владея государственным русским языком? Точно также, как можно прожить на эту самую стипендию. Поэтому нужно или отменить эти позорные «стипендии» вообще, или увеличить их в разы, чтобы на них можно было бы худо-бедно прожить. Правда, тогда пришлось бы, соответственно, поднять пенсии и пособия на детей, чтобы они соответствовали уровню развитых стран, на что наше «социально ориентированное» государство пойти не в состоянии.
ВРЕДНАЯ ДЛЯ ВЕТЕРАНА ВЛАСТЬ
«В этом году заканчивается кампания по выделению жилищных субсидий ветеранам Великой Отечественной и их родным», – сообщает газета. В связи с этим продолжается головная боль у генерал-гинеколога Тувы Анатолия Дамба-Хуурака. А дело в том, что в России проблема жилья ветеранов должна быть решена в 2011 году, а для этого тувинским чиновникам необходимо срочно, а главное – грамотно – оформить документы на 60 ветеранов. Но печальный опыт говорит: ни учёт, ни тем более оформление документов для подчинённых генерал-генеколога не являются достижимым делом.
Наверное, именно поэтому в прошлом году разгорелся скандал вокруг выделения квартиры Колупаеву, который уже дважды до этого квартиру получал и потому в ней не нуждался. Именно «поэтому уже сейчас в отделе ветеранов ожидает комиссии 21 полностью сформированное учетное дело». Но никаких гарантий того, что они оформлены верно, не имеется. И поэтому у чиновников появился термин «пять минут позора». А всё дело в том, что «для подтверждения права на получение субсидии требуется собрать много документов». «Есть конкретный список, который должны знать работники управлений соцразвития». Но они не в состоянии его усвоить, поскольку «где-то сказывается нерасторопность, где-то – некомпетентность сотрудников». Хотя им, по мнению «ТП», пора бы уже «набить руку и свести вероятность допущения ошибок к минимуму». Но они никак не могут освоить, что «все требуемые документы должны быть подшиты в папке в строго определенном порядке и пронумерованы».
Ветераны в отчаянии, «не надеясь на своих районных специалистов, пытаются самостоятельно сдать документы». «Однако там порядок строгий: принимать только из рук начальников районных управлений».
Вот и получается: у ветеранов документы не принимают, а сами специалисты ведомства генерал-гинеколога этого сделать никак не выучатся. Но к этому добавляется и другая проблема: правительство Тувы никак не соберётся построить для ветеранов дом и во исполнение правительственной программы предлагает ветеранам лишь деньги для покупки жилья. И те вынуждены обращаться к риэлторам, которые и подбирают квартиру ветерану. Но продавец квартиры не в состоянии по полгода-году ждать, пока бюрократический аппарат оформит все документы. И тогда приходится подыскивать ветерану новую квартиру и сбор документов начинать сначала.
«В общем, получается, что комиссии ожидают три стороны: сам получатель субсидии, продавец и риэлтер. При этом особенно нервничает риэлтер, которого бесконечно дергает продавец. Не доверяя особо риэлтеру, продавец одновременно дергает ветерана. Боясь, что продавец риэлтера кинет, риэлтер тоже дергает ветерана. Все вместе дергают специалистов министерства. Нервотрепка».
Некоторые этот бюрократический кошмар не выдерживают и умирают, не получив от государства жилья. К тому же наши идиоты в правительстве Тувы незаконно внесли норму, устанавливающую, что ветеран может получить квартиру исключительно в Туве. Положение явно незаконное. И прецедент уже был: «участнице войны Прасковье Петренко удалось отстоять свое право направить субсидию в другой регион через суд». Но воз и ныне там: правительство Тувы игнорирует решение суда и его «621-е постановление, где оговаривается, что субсидия используется по месту постоянного проживания», до сих пор не отменена, невзирая на то, что «прокурорские работники уже выписали по этому поводу предписание».
Вот и посудите сами: чего больше от тувинских чиновников: пользы или вреда, если они препятствуют получению нашими ветеранами федеральной помощи?
ПРОЛЁТ С ПРЕМЬЕРОМ
Как известно, с приходом к власти нового премьера Тувы Кара-оола тувинская авиация приказала долго жить. Одно время из Кызыла вообще самолёты никуда не летали. Теперь организовали за баснословные деньги полёты московской компании на убогом одномоторном восьмиместном самолёте «Пилатус» в Красноярск. Долететь на нем до Красноярска теперь стоит столько же, как и из Абакана до Москвы.
«Когда в сентябре прошлого года жителям республики презентовали новый малогабаритный швейцарский самолет «Пилатус», было сказано много. Говорили об экономичности самолета, о перспективах на внутренние и внешние рейсы, замахивались на международные и чартерные», – говорится в публикации. Тем не менее, «перспективы пока в перспективах». Хотя обещали «рейсы в Новосибирск. Будет и Абакан, и Томск, и Иркутск». Но всё это, как говорится в «ТП», к сожалению, – «в перспективе». К тому же, «пока довольно отдаленной». И то верно. «То, что у нас установились рейсы до Красноярска, – это уже немалое достижение», – заявил замминистра Грейсеров.
И это – лучший показатель работы сегодняшнего правительства Тувы. А ведь до того, как нас одарил новым премьером наш геройский земляк Шойгу, всё то, о чём мечтает сегодняшняя власть, было реальностью...
Кроме того, как известно, на одномоторных самолётах в гражданской авиации России запрещены плановые перевозки пассажиров. Это самолёт бизнес-класса. И для регулярных рейсов его использование запрещено. Странно, что транспортная прокуратура не знает об этом или делает вид, что не в курсе... Впрочем, всё до поры до времени. Случись что – спросят по полной. Как в Домодедово.
Но правительству нищей республики и этого мало: продав за бесценок шикарный ЯК-42, оно думает на свой «страх и риск» «о приобретении Тувой двух «Пилатусов». И это невзирая на то, что теперь в Туве и летать-то некому. «С обанкротившегося предприятия ушли летчики. Кто-то уехал из республики, кто-то устроился на другую работу. Среди нынешних выпускников летчиков днем с огнем не сыщешь», – признаёт автор. И если раньше «на предприятии было около двухсот своих пилотов, то нынче не могут набрать и десятка». И если бы это было только в авиации... Такая же ситуация на водном транспорте. Да скоро и путных водителей грузовиков трудно будет отыскать.
Такова плата республики за правление Кара-оола. Вот с ним-то мы точно «пролетели»...
ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МЛАДОЕ, НЕЗНАКОМОЕ...
Ситуация в республике во многих отношениях катастрофична. И в первую очередь это касается положения с подростками. Власть нам врёт о своих победах с преступностью, но реальные, официально опубликованные цифры, говорят об обратном. Как выяснила прокуратура, положение только усугубляется. «10 убийств совершенно детьми в Туве в 2010 году, в 2009 году – 7».
«Смертельным исходом закончились 4 случая нанесения несовершеннолетними тяжкого вреда здоровью, в 2009 году их было 5». «Подростками в 2010 году совершено 66 грабежей, в предшествующем – 45». «Почти в 2 раза возросло количество угонов несовершеннолетними транспортных средств – 15 против 9 в 2009г.». «Всего в прошлом году подростки совершили на 9 преступлений больше предыдущего показателя».
Особенно опасны подростки ночью: «число преступлений, совершенных подростками ночью, выросло с 59 до 68». Более того: подростковая преступность всё чаще носит организованный характер: «все больше преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе группы», – сообщает прокуратура.
Всё это – результат роста напряжённости в обществе, обнищания народа и падения уровня и качества образования.
НЕ ЧИСЛОМ – А УМЕНЬЕМ
Одной очень серьёзной проблемой озаботился «ПИ» – сокращением численности тувинской милиции. МВД РТ предложено сократить 20% личного состава. Новый сенатор Пиманов пообещал уменьшить эту цифру до 10%. Но, как говорится, свежо предание, да верится с трудом. И дело даже не в том, что Пиманов – никто и звать его всего лишь «Пимановым». И даже не в том, что Тува – часть России и всё российское для неё – закон. Просто у нас ни 10%, ни 20%, ни даже 30% ситуации не изменит. Она как не работала, как представляла угрозу населению, так и не будет работать, и никакой защитой населения не станет, пока в её рядах такие начальники, как замминистра Байкара, начальник центра противодействия экстремизму Степанов, начальник столичного УВД Монгуш или участковый Монгуш. До тех пор, пока министр не осознает, что общественный контроль за деятельностью милиции ему только в помощь, и совсем не во вред возглавляемому им министерству. А численностью и деньгами тут мало что можно решить. Хотя усиление внимания к безопасности не может не радовать. И сообщение, что «правительство региона в 2011 году в три раза увеличит финансовую помощь» МВД приветствуем.
Но следует иметь в виду, что, как правило, эти деньги оно тратит, собственно, на себя – покупкой автомобилей, на которых милиция сопровождает правительственные лимузины. И в этом плане населению от этого ни холодно, ни жарко. Именно поэтому «смертей на дорогах стало больше и количество погибших в ДТП за 2010 год выросло в Туве на 5,6% – до 132 человек», – признает «ПИ».
Особенно врезались в память жителей республики три трагедии: когда во время выборной кампании «водитель насмерть сбил 4 вусмерть пьяных учителей, рекрутированных «Единой Россией» для работы в участковых избирательных комиссиях, 8 жителей Тувы погибло в страшной аварии на трассе «Байкал» и в канун Рождества в машине, застрявшей в снегу, задохнулись 4 работников образования». Эти трагедии должны стать для власти уроком. Но, наверное, милиции следует брать не числом, а умением. Больше использовать технические средства регулирования движения и контроля за ним. А значит, нужны не машины сопровождения, а освещение улиц, современные светофоры, дорожная разметка и камеры слежения. Как во всём цивилизованном мире. Тогда, может быть, и армия безграмотных, коррумпированных, позорящих общество бездельников в погонах уже не пригодится.