Оставьте в покое Буян-Бадыргы!
С историей надо обращаться осторожно!
Идет оживленная дискуссия по интернету на тему: «Ставить памятник в Кызыле гун нояну Монгуш Буян-Бадыргы, первому премьер-министру ТНР, в обнимку с полпредом РСФСР в Урянхайском крае Иннокентием Сафьяновым или без?». А есть и совершенно другое мнение...
О том, что «он вел двоякую, предательскую для тувинцев политику» говорят многие документы. Он называл «подвластных» ему хемчикских тувинцев «монгольским племенем», хотя здесь он недалек от истины. Он, как образованный представитель правящей элиты того времени, прекрасно знал историю подвластных родов и народов. Во времена владычества над Урянхаем и Хемчиком монгольских Алдын-Ханов, до нападения маньчжуро-китайских полчищ и захвата китайцами Западной Монголии и Уйгуретии в 1754 году, территория нынешней Тувы, Хакасии, Шории и Алтая входили в состав Западной Монголии – Дзун-Кар (Джунгария). Дзун-Кар с монгольского языка буквально переводится «левая рука». Так монголы определяли стороны своих владений. Если встать лицом к северу, то запад (барун) будет по левой руке, а восток (дзун) – по правой. Эти термины сохранились даже на языке западных тувинцев «хемчикцев», поэтому даже их административные единицы кожууны (районы) называются по-монгольски Барун-Хемчик и Дзун-Хемчик.
Имеется факт того, что Буян-Бадыргы брезгливо гневался в адрес Амбын-нояна Урянхайского края Сотнам-Балчира: «Как я, гун-ноян, белой кости монгол, могу сидеть во власти с урянхайской чернью?». Он пригласил в Урянхай (Восточную Туву), китайский оккупационный отряд генерала Ян-Ши-Чао. Когда урянхайцы Куулара Мартаажыка, Оюна Курседи и отряд русских партизан Сергея Кочетова в местечке Оттук-Даш разбили китайских отряд солдат, грабивших, избивавших и расстреливавших русских и тувинцев, с поднятой рукой, как пленный, среди китайских офицеров стоял Монгуш Буян-Бадыргы. Его можно было расстрелять тогда же, по закону военного времени, за предательство. Но он оправдался под предлогом, якобы, «вел переговоры с неприятелем». В 1928 году следователи МВД ТНР доказывала обратное в этом отношении, пытаясь обвинить Буян-Бадыргы в «шпионаже» на стороне гоминьдановского Китая...
В то время Тува представляла с собой два этнических народа, «хемчикцы» и «урянхайцы»: независимых друг от друга. Начиная с 1754 года, когда маньчжуро-китайский император ввел в Урянхай 3 корпуса китайских солдат, истребил до миллиона урянхайцев и насильственно присоединил Урянхай Цинскому Китаю. И он, со столицей в Самагалтае, напрямую подчинялся Пекину.
Ближайшие родственники урянхайцев – нынешние хакасы-хаасы. Уранхайцы и хакасы – фактически одна нация, по языку, антропологии, верованиям и традициям. В состав Урянхайского края до 1921 года входил Хаасутский кожуун, населенный хакасами, родов хаас (хааш), чооду, кара-чода, кыргыс, иргит, тодут, хойук, чанагаш, ак-соян, кызыл-соян (кызылдар), тодуш, сартаул, хускун, салчуут, кашкияк и т.д.
По вине политических волюнтаристов Монгуша Буян-Бадыргы и Иннокентия Сафьянова Хаасутский кожуун Урянхайского края, по территории равный нынешней Восточной Туве, вместе с озером Хубсугул, отошел в состав Монголии. В тот же период Буян-Бадыргы вместе с Сафьяновым разработали и отделили от Урянхая и передали в распоряжение Монголии огромную территорию (свыше 40 тыс. кв.км), где находился целый кожуун с названием Сартаул-Нибазы, который граничил с Монголией на юге горными хребтами Хан-Когей и Хархираа. Там жили исконно урянхайские рода и обоки (омаки) Хори-Тумат (горные маады, ближайшие родственники венгров). Теперь они сохранились в Овюрском районе (озеро Убсу-Нур, то есть Тенгис-Далай внутренне море) и в Улуг-Хемском районе. Сартаулы сохранились и до сих пор живут на территории Тес-Хемского района. Это отпрыски персов, ираноязычных таджиков, а также узбеков (чооду, согду). Это тоже согдийцы, потомки среднеазиатской Согдианы.
Вот эти родоплеменные образования наряду с ондарами и оюнами (уйгуры), а также с кыргызами и их ответвлением Бай-Кара под предводительством тюлюшей (тюрков) со своими кыштымами, соянами (сойотами) стали основными составляющими этнических урянхайцев (туранхайцев). Вот так, как истинный завоеватель, используя романтическую и революционную натуру комиссара Сафьянова, монгольский гун нойон Буян-Бадыргы жирными кусками отрезал и раздавал монголам Урянхайские земли. В 1928 году, наряду с другими преступлениями против урянхайского населения Монгуш Буян-Бадыргы начал преследоваться министерством юстиции ТНР...
Верховным правителем Урянхайского края Цинского Китая был Амбын-ноян. Всего сменилось 9 поколений Амбын-ноянов.
Хемчикских два хошуна Даа и Бээ подчинялись Сесен-хаановскому аймаку Монголии, как преимущественно населенные ойратско-кыргыскими монгольскими родами монгуш, ооржак и сат.
Ближайшими родственниками хемчикских тувинцев, если взять даже по антропологии, быту и языку, являются нынешние алтайцы, прямые потомки западномонгольских ойратов. До 1949 года нынешнюю Республику Алтай называли Ойротией, а столицу Горно-Алтайск называли Ойрот-Тура. Во времена существования государства чингизидов, и даже значительно позже, ойраты, под самоназванием «ойрот», как и урянхайцы, выступали на мировой арене как этнически полностью сформированная отдельная национальность. В «Сокровенном сказании монголов» сказано, что к Чингисхану «пришли бить челом ойроты и выставили тумен». Значит, еще 1000 лет тому назад, ойратов было значительно больше, чем ныне взятые хемчикцы, алтайцы и калмыки вместе взятые.
Верховный правитель Хемчика был Ухри-Дао. По-тувински, Угер-Даа. Всего сменилось 6 поколений. Хил, то есть граница между двумя автономными субъектами Китайской империи Урянхаем и Хемчиком, проходила по Адар-Тошскому хребту... Поэтому, имея статус независимого государства, Верховный правитель двух Хемчикских кожуунов Монгуш Буян-Бадыргы в 1914 году писал прошение от имени своего хемчикского народа к русскому Царю Николаю 2-му «О присоединении подвластного ему Даа хошуна под протекцию России». Аналогичное прошение «О присоединении Урянхайского края к России» было написано Верховным правителем Урянхайского края Сотнам-Балчыром еще в 1912 году.
Советское правительство в 1918 году в государственном строительстве поставило цель: «Дабы исторически наиболее воинственные народы и национальности под напором контрреволюционных сил мировой буржуазии не стали совершать бунты и разрушительные восстания Совнарком принимает решение о создании смешанных автономий из этнических инородцев». В.Ульянов (Ленин).
В результате были созданы смешанные, состоящие из совершенно разных этнических, языковых, национальных групп автономные образования: Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Чечено-Ингушетия, Осетино-Аджаро-Абхазо-Грузинская, Кыргыская-Кара-Киргизкая, Уйгуро-Узбекская, Карело-Финская и другие автономные области.
В 1921 году Сафьянов предложил Урянхай объединить с Хемчиком в одну «революционную республику», и предложил новому государству название – Тува, по названию его родной реки, текущей по Енисейской губернии. А урянхайцев и хемчикцев переименовать общим новым революционным именем тубинцы, тувинцы. Амбын-ноян Сотнам-Балчир удивленно возразив: «Как человек может потерять свое кровное имя? Я еще не сошел с ума...», – сел на своего коня и ускакал. Тоже самое сделал правитель Салчакского кожууна Идам-Сюрюн. Он сказал: «Пусть называет себя тувинцем собака без рода и племени вместе с этим бродягой русским (Сафьяновым.авт). Я не хакас с реки Туба, я – урянхаец с реки Улуг-Хем! И у меня есть родной отец и мать!».
Все поняли на кого метил свои стрелы Идам-Сюрюн. Буян-Бадыргы вытерпел намеки и оскорбления урянхайских ноянов. И к 12 августа 1921 года первая резолюция о создании единой, объединенной Танну-Тувинской Народной Республики была готова. Фактически это было маленькое, марионеточное государство, созданное по мечтаниям Сафьянова. За послушание и лояльность к представителям советской власти Монгуш Буян-Бадыргы был назначен первым премьер министром новой республики. Столицей новой страны решили учредить село Туран, так как самое древнее известное миру название Тувы – Туран. Родина туров. Турок.
Игорь Иргит,
Заслуженный деятель искусств Республики Тыва