Встречи с интересными людьми |
ПРИКАЗАНО ВЫЖАТЬ
Я ранее уже рассказывал, как складывалась ситуация с выборами мэра г.Кызыла в 1998 году. События, которые сейчас происходят в Хакасии, напомнили мне о некоторых особенностях власти, которые, пожалуй, будут интересны читателям.
В преддверии выборов мы учредили газету «Тува ТВ» и после того, как главным редактором её стал Сергей Горев, она быстро нашла своего читателя. Тираж моментально с 4 тысяч вырос до 18 и влияние превзошло телевидение. Это всерьез обеспокоило власти, и они начали войну с газетой.
Первым шагом этой войны стал неожиданный отказ республиканской типографии 3 января 1998 года печатать нашу газету «в связи с отсутствием свободных полиграфических мощностей и необходимости срочного издания книги», не помню уже какой. Конечно же, повод был явно надуманным, да и книги они никакой не выпустили. Кстати, такая самоедская политика в итоге сожрала саму типографию – объёмы производства упали, себестоимость подскочила, и все солидные тувинские заказчики впоследствии ушли в Хакасию. К тому же недальновидный Ооржак на месте почти построенной типографии в центре города соорудил торговый центр «Гаруда», лишив республиканскую типографию всяких перспектив развития.
И вот сидим мы с Эппом и Кузиным и думаем: как быть? Где печатать газету? Приехал Кашин. Стали думать. Он уехал и часа через два звонит: я переговорил с председателем правительства Хакасии А.Лебедем, и он проблему решил – нас ждут в типографии «Хакасия» в Абакане. Так наша газета стала издаваться за пределами.
Говорят, Ооржак несколько раз выходил на Лебедя с просьбами не печатать независимую от власти газету, но Лебедь каждый раз отказывал ему, ссылаясь на закон и заинтересованность в загрузке государственной типографии.
Когда у нас украли городское телевидение и газету, мы учредили газету «РИСК», и она тоже стала печататься в Абакане. Вскоре все тиражные газеты, а потом и другая полиграфическая продукция, стали издаваться в Хакасии, тем самым ускорив развал местной полиграфии. В этом плане, кстати, Кара-оол стал действительно последователем линии Ооржака.
И так продолжалось до тех пор, пока Лебедя в Хакасии не сменил ставленник нашего звёздного земляка Зимин. Вот тут-то мы на своей шкуре узнали, что такое роль личности в истории. От наших земляков, обосновавшихся в Абакане, узнал: новая власть в Хакасии для начала занялась переделом собственности и бизнеса. Причём команда нового губернатора не брезговала ничем – отбирать стали всё, даже ларьки и торговые места в павильонах. Всё, как в Туве. Чувствовалась рука нашего героического земляка. Вернее, – его ставленников. И в этом плане действия властей в Хакасии и Туве были сняты с одного лекала.
Буквально через неделю типография «Журналист» направила нам уведомление, что разрывает с нами договор. Директор, смущаясь, объяснил: Зимин, мол, поставил условие... И если его не выполнить, типографию вообще закроют. Также он сообщил, что ему запрещено печатать и единственную в Хакасии оппозиционную газету «Фокус», которая отказалась присягнуть новому губернатору. А ранее публиковала статьи о том, что у Зимина фальшивый диплом о высшем образовании.
Директор не скрывал, что, по его мнению, новый губернатор – типичный жулик, наживавшийся на железнодорожных подрядах. Но воевать с ним он не станет, и потому просит подыскать новую типографию и даже готов в этом помочь. Он нам отпечатал еще 3-4 тиража, и на этом наше сотрудничество закончилось.
У нас наступили трудные времена. Мы размещали заказы то на одной, то на другой типографии. Но шпики Зимина при поддержке местной милиции устроили натуральную охоту. Нашу газету искали во всех типографиях Хакасии. И больше двух выпусков в одном месте не получалось. Следом в правительстве Хакасии прошло крупное совещание с приглашением всех полиграфистов РХ, на котором в категоричной форме было запрещено печатать газеты «РИСК» и «Фокус». На редактора газеты «Фокус» М.Афанасьева в центре Абакана было совершено бандитское нападение, ему проломили голову, но правоохранительные органы, естественно, никого так и не нашли...
Пришла пора печатать газету в Красноярском крае. Далеко и дорого, но что поделаешь? Но со временем и тут до нас дотянулась цепкая рука нашего кровожадного звёздного земляка. В конце концов, с помощью административного ресурса «дожали» дирекцию типографии красноярских коммунистов «Красноярский рабочий». Визитёры из санэпидстанции, ОБЭП и пожарного надзора заставили-таки их отказаться от изготовления нашей газеты.
Но, как известно, не бывает худа без добра – помыкавшись по городам Красноярского края, к этому времени мы решили проблему сами – купили старенькую индийскую типографию. И стали печатать газету самостоятельно.
Но эта история вспомнилась мне в связи со скандалом, который сейчас разгорается вокруг хакасского губернатора. Оказалось, что ему не удалось до конца задушить свободные СМИ. Информационное агентство «Хакасия» распространило информацию о том, что у председателя правительства Хакасии В.Зимина фальшивый диплом, а его жена под видом обычного металлолома пыталась вывезти за границу высоколегированный металл с Саяно-Шушенской ГЭС.
На информагентство тут же обрушился административный пресс. Но это ещё куда ни шло. Против них по указке «сверху» ополчилось журналистское сообщество республики. И войну с честными журналистами возглавил председатель Союза журналистов Хакасии О.Харченко – владелец и директор типографии, во время последних выборов в тувинский парламент печатавшей фальшивки. Сейчас МВД Тувы расследует уголовное дело, возбужденное в связи с незаконным изготовлением фальшивых номеров газеты «РИСК». И у него теперь появились хорошие перспективы в ближайшее время получить судимость. Видимо, во избежание этого он и возглавил борьбу с коллегами.
У нас в республике ситуация с солидарностью журналистов схожая. О правительственных СМИ говорить нечего – они же не станут кусать кормящую их руку. А вот владельцы так называемых «независимых» СМИ типа «Информ-плюса» или «Центра «Азии» влачат нищенское существование и вынуждены служить власти ради выживания. И я их за это не осуждаю. Скорее – жалею. Времена меняются. Меняется и власть. И на всех всё равно не угодить. И когда-нибудь им всё же станет мучительно больно за прожитые с позором годы. Правда, они пока ещё не уподобляются своему абаканскому коллеге Харченко. Видимо, осознают, что позор в любом случае настигнет их в будущем. Но кто знает, что ждёт нас впереди?
Сергей Конвиз