Дню народного единства посвящается |
Кто кого, и кто за это ответит?
История России 20-го века богата событиями и такими, какие вряд ли мы можем найти в истории других государств. В социально-экономической сфере за это столетие Россией проделаны виражи от частной собственности к приоритету общественной, особенно в форме государственной собственности, а затем – к многообразию форм собственности, когда вместе должны уживаться частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
За годы советской власти только документы, касающиеся собственности, претерпевали неоднократное изменение. Соответственно менялись представления о форме руководства экономическими процессами:
- директивное прямое государственное (точнее, аппаратное) управление экономикой, преимущественно с государственным планированием,
- смешанная планово-рыночная экономика,
- преобладание рыночных форм хозяйствования в экономике и ограничение роли государства лишь регулятивными функциями,
- усиление государственно-надзорных и контрольных функций в экономике, а если необходимо – использования методов непосредственного государственного управления отдельными отраслями хозяйства.
Вот только жить богаче и сытнее мы почему-то не стали, и здоровее не стали, и довольных своим жизненным уровнем становится всё меньше и меньше. Почему?
Вероятно, мы преувеличиваем разрыв в доходах, вызванный наличием или отсутствие собственности, и, соответственно, возможность устранения неравенства с помощью упразднения доходов от собственности.
Считалось, что в советской России неравенство было намного меньше, чем в капиталистическом обществе, но оно было. Макс Истмен в работе «Конец социализма в России», 1937, страницы 30-34, приводил сведения из официальных советских источников, показывающие, что разрыв между самыми высокими и самыми низкими заработками в России такого же порядка (примерно 50 к 1), как в США; а Троцкий в статье, цитируемой Джеймсом Бернэмом «Революция менеджеров», 1941, страница 43, уже в 1939 году оценивал, что «в СССР верхушка», составляющая 11-12% населения, получает около 50% национального дохода. Эта дифференциация на тот исторический период была резче, чем в США, где высшие слои, насчитывающие 10% населения, получали приблизительно 30% национального дохода.
А ведь революции в России (1905 года, февральская 1917 года, октябрьский переворот 1917 года) совершались для того, «чтобы богатых не было». На наш взгляд, пусть будут богатые, лишь бы бедных не было.
И политические отношения в России кардинально менялись.
20-ый век Россия начинала при монархической форме правления, а продолжила – при республиканской. Внутри форм правления менялись политические режимы. Начало 20-го столетия ознаменовалось расцветом политического многообразия и созданием многочисленных политических партий. После Октябрьской социалистической революции в 1917 году и ожесточенных столкновений противоборствующих политических сил, проигравшие (эсеры, меньшевики и прочие кадеты) «ушли» с исторической арены.
Довольно длительный период в российском обществе и государстве организующей и направляющей силой была одна партия – РСДРП(б) – ВКП(б), затем КПСС. С середины 90-х годов Россия вновь возвращается к многопартийности. Вместе с этим возвращается и свобода проповедования различных политических воззрений; используются различные модели организации государственной власти в центре и на местах.
Начало 20-го века ознаменовано первыми шагами российского общегосударственного парламентаризма в виде Государственной Думы (и как-то оставшегося в тени Государственного Совета). На местах широко использовались земства как выборные органы населения. Затем наступила эпоха советского типа власти, построенной официально на верховенстве Советов, как представительных органов сначала трудящихся, а затем – всего народа. Но парламентаризм, как постоянная и специальная деятельность представительных органов власти, решающей и направляющей силой советского общества не стал. Он пал жертвой возобладавших над ним партийных органов и, прежде всего, партийной элиты РСДРП (б) – ВКП (б) – КПСС. Если до революции царей было всего – одна штука, то после революций царей, царьков и прочей нечисти стало великое множество.
И вот в конце 20-го века вновь появились признаки парламентаризма для общегосударственного уровня и для субъектов Российской Федерации. Заодно была внедрена модель местного самоуправления для районов, городов, отдельных поселков и прочих сельских населенных пунктов страны (отдалённо напоминающая земства, но в подмётки ему не годящаяся).
В 20-ом столетии Россия прошла через разные формы государственного устройства. При царизме она была унитарным государством. В январе 1918 года советской властью Россия была провозглашена федерацией, с 1922 года существовал Союз Советских Социалистических Республик, в 1991 году он был упразднен, и на территории, бывшего когда-то единым, государства возникло 15 новых государств – самостоятельных субъектов международного права, в том числе Российская Федерация (Россия).
Наконец, и это нужно особо отметить, 20-е столетие – это время интенсивного формирования идеологии и политики отношения к индивиду (к человеку, как личности).
И. Солдатов
Продолжение следует.