Умение предавать: Ловкость вместо совести и разума
На днях Россия скромно и без помпы отметила 20-летие кровавого расстрела парламента страны. Оно и понятно: гордиться нечем. Не любая страна может похвастаться тем, что президент решает проблему взаимоотношений с всенародно избранными на честных выборах депутатами парламента путём направления танков. Вообще-то во всех цивилизованных странах такие действия называются мятежом, а последствия – антигосударственным переворотом. В России это до сих пор стыдливо называется «разрешением конституционного кризиса».
Если сейчас спросить население, что случилось со страной 3 октября 1993 года, подавляющее большинство ничего внятного вам не скажет. За 20 лет государственная пропагандистская машина так промыла народу мозги, что никто ничего толком не понимает. Лишь некоторые могут сказать, что, мол, были разногласия между Ельциным и Хасбулатовым, вот и пришлось президенту отправить войска на подавление чеченского бунта. И этих людей понять можно: чеченская война так крепко въелась в сознание россиян, что и чеченец Хасбулатов воспринимается как сепаратист и бандит. Но что же было на самом деле и как оно отражается на сегодняшней нашей жизни?
Вспомним историю. Демократически избранный парламент России сначала избрал Бориса Ельцина своим председателем, а затем проторил ему дорогу в президенты. Затем сам Ельцин в Беловежской пуще организовал сговор по развалу Советского Союза и, опираясь на парламент России, выбросил президента СССР Горбачёва на политическую помойку, возглавив суверенную Россию. Затем, под руководством американских советников, начались «реформы», в ходе которых власть по преступным схемам начала передавать всенародное имущество будущим олигархам. Но тут на пути «реформ» встал вице-президент Руцкой с его 13 чемоданами компромата на Гайдара, Чубайса и прочую демократическую шушеру. Председатель парламента Хасбулатов и поддерживающее его большинство в парламенте Руцкого поддержали и стали препятствовать разграблению страны. Вот тут-то и случился «конституционный кризис», когда всенародно избранные депутаты, опираясь на действующую Конституцию страны, провозглашающую всю власть Советов, воспротивились разграблению страны всенародно избранным президентом.
И тому ничего другого не оставалось, как перед угрозой отставки и неминуемого суда своим Указом №1400 распустить парламент и суд. Конституционный суд тут же признал этот Указ неконституционным и отменил. Однако Ельцин, подогреваемый своим ближайшим окружением, которое прекрасно понимало, что с ними будет, если того отправят в отставку, не подчинился ни парламенту, ни суду и бросил против парламента танки, одновременно организовав провокации в Останкино и мэрии Москвы.
В Москве царил хаос. Армия, московская милиция, суд и прокуратура были на стороне парламента. Ельцин располагал лишь возможностями своего правительства, глава которого Черномырдин был против развязывания гражданской войны. Министр обороны Грачёв колебался. Министр внутренних дел Ерин также самоустранился. И лишь его заместитель Куликов, возглавлявший внутренние войска, министр МЧС Шойгу и политические функционеры типа Филатова и Шахрая были до конца преданы президенту и готовы были идти с ним до конца.
Куликов бросил против парламента отряд специального назначения «Витязь» и дивизию внутренних войск им. Дзержинского, Грачёв под давлением Ельцина направил на штурм Белого Дома Кантемировскую дивизию. «Витязь» взял штурмом «Останкино», а кантемировцы и дзержинцы в московском хаосе вошли в боевое столкновение и три часа в центре Москвы молотили друг друга. Затем их развели и бросили на Белый Дом. Танки Кантемировской дивизии несколько часов в упор расстреливали болванками и фугасными снарядами Белый Дом, в котором засели мятежные депутаты. Руцкому пообещал помощь командующий 14 армией в Приднестровье генерал Лебедь, однако Ельцину и Березовскому удалось его убедить не вмешиваться в ситуацию, за что тот в 1996 году ненадолго возглавил Совет Безопасности страны. А затем, когда нужда в нём пропала, был сослан в Красноярск.
В итоге, парламент защищали несколько десятков приднестровцев и вооружённое автоматами гражданское население. Здание было отключено от инженерных коммуникаций и тонуло в нечистотах. А с площади в упор здание расстреливалось из танков. Положение обороняющихся было безнадёжным. И они были вынуждены сдаться. Депутатов и Руцкого сразу поместили в Лефортовский следственный изолятор, а остальных защитников Белого Дома увозили в неизвестном направлении, где, по мнению осведомлённых людей, расстреливали без суда и следствия.
Грачёв, Куликов, Шойгу и другие закрытым Указом Ельцина получили взамен поддержки звания Героев России. Березовский получил доступ к государственной собственности и стал самым влиятельным бизнесменом России. Сам Ельцин после принятия новой Конституции России получил неограниченные полномочия и страна под управлением Чубайса стремительно пошла по направлению залоговых аукционов и прочих махинаций, вследствие которых появилась российская олигархия, именуемая семибанкирщиной. И именно событиям того переворота, той кровавой бойни, что устроил пьяный Ельцин, мы обязаны той ситуации, в которой мы живём сейчас. Именно с того времени парламент в России превратился в безвластное приложение к исполнительной власти, где, по выражению спикера Грызлова, «нет места дискуссиям».
3 октября 1993 года прокурором Степанковым было возбуждено два уголовных дела по фактам беспорядков в Москве. Кропотливая работа следователей к февралю 1994 года позволила выявить и задокументировать все моменты того кровавого побоища и государственного переворота. Но, к сожалению, должной юридической оценки действий Ельцина, Куликова, Грачёва и Шойгу так не было дано – дабы прекратить расследование, новая Дума объявила амнистию для всех участников тех событий, Руцкого и депутатов выпустили из СИЗО, а 198 томов уголовного дела были сданы в архив президента, где хранятся по сию пору. Именно поэтому Куликов и Шойгу вправе с чистой совестью носить звёзды Героев и не вспоминать с содроганием те кровавые события.
Но они до сих пор дают о себе знать. Не только потому, что по этой Конституции, продавленной Ельциным после кровавого переворота, мы живём и сейчас. Хотя именно она позволила Ельцину с рейтингом в 6% в 1996 году «переизбраться», затем оставить вместо себя в кресле Путина, и теперь позволяет Путину и караоолам в регионах на местах творить то, что они творят. Если бы не было расстрела парламента в 1993 году, то и не было бы разгона тувинского парламента в 2010-м. Именно те события научили страну не уважать депутатов и не защищать их от вседозволенности исполнительной власти. В любой ситуации исходить из того, что выгоднее: проявить верность или предать. Ценить умение предугадать, на чьей стороне перевес и вовремя предать. Именно тогда люди в погонах поняли, что за исполнение любого, самого преступного приказа, им ничего не будет. А может, ещё и наградят звёздами Героев. Именно те кровавые события в конечном итоге привели к власти Путина, который в регионах почти повсеместно понасадил неграмотных, беспринципных, безответственных губернаторов, которые не считаются с мнением людей и имеют, как в 1993 году Шойгу и Куликов, один вектор – на президента России. Пусть даже он и преступник. И готовы по команде «сверху» «мочить в сортире» всех и вся. Думается, поэтому богатейшая страна так стремительно деградирует. И ей уже не хватает 107 долларов США за баррель нефти, хотя когда-то страна жила с ценами в 12 долларов за баррель.
Именно после этого переворота к власти повсеместно в регионах стали приходить беспринципные и ничего не понимающие в народном хозяйстве люди типа Кара-оола. Оно и понятно: от них не требуют никаких успехов в экономике и социальной политике. Главная их функция – в случае госпереворота поддержать действующего президента, что бы тот не совершал. Пример Куликова и Шойгу для них – путеводная звезда.
Подумайте сами: если бы в стране существовала нормальная человеческая власть, разве было бы возможным, чтобы в регионе начальствовал человек, своими руками сотворивший в п.Хову-Аксы гуманитарную катастрофу и не ответивший за это никаким образом? Представьте, что было бы с Кара-оолом, если бы вернулись сталинские времена? Думаю, расстреляли бы не только его и его семью, но и всё окружение, включая братьев и родителей. А тут даже выговора ему не объявили, хотя самого факта того, что во время визита вице-премьера России Дворковича в размороженные Хову-Аксы того не оказалось на месте, поскольку тот отдыхал за семи морями, было бы достаточно для соответствующих оргвыводов. Даже без учёта провалов со строительством кондитерской и птицефабрик, водочной линии, теплицы, международного аэропорта, ремонтом дорог и реформирование ЖКХ. Но их нет. Наверное, поэтому Кара-оол, обещавший полпреду Толоконскому пуск новой котельной уже 5 сентября 2013 года, без тени смущения может по телевидению спокойно сообщить, что он перенёс пуск на 5 октября и ничего страшного в этом не видит. И Толоконскому всё это – по барабану.
А ведь в п.Хову-Аксы давно уже выпал снег, жители болеют от простуды, особенно дети. Больница забита до отказа, кончились медикаменты. Просто катастрофа. Но для местного губернатора, как и полпреда президента, судя по всему, всё это – мелочи.
Интересна деталь: как признался Кара-оол, ход спасательных работ в п.Хову-Аксы он оценивает по фотографиям, которые ему показывают. Более безответственной и невежественной власти представить невозможно. Но главное, судя по всему, она вполне устраивает Кремль. И как бы большинство местного населения не ненавидело кремлёвского ставленника, пока он успешно «рисует» итоги выборов в пользу партии жуликов и воров, безоглядно готов поддержать любые преступления федеральной власти, его будут держать.
Таковы для нас главные итоги того государственного переворота, что произошёл 3 октября 1993 года.
Кондрат Пчёлкин