Обзор прессы |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТУПИК ШОЙГУ
Попытка наглого обмана Путина с перспективами строительства железной дороги в Туву не могла остаться незамеченной. Многие информагентства запестрели статьями с обидными для властей Тувы и Шойгу заголовками. Личность Байсарова, как и многих других кавказских авантюристов, взлелеянных на кровавых деньгах чеченских войн, не является каким-то секретом. Мутные взаимоотношения федерального центра с так называемой чеченской элитой давно уже дали свои всходы в России в виде призыва «хватит кормить Кавказ!». Вероятное участие Байсарова, Кара-оола и Шойгу в скандальных перипетиях отбора бизнеса у Пугачёва и Алтушкина усилило эффект железнодорожной аферы.
Показательно, что теперь даже партия жуликов и воров перестала пиариться вокруг железнодорожного проекта. Само упоминание его стало в России дурным тоном. Официальные власти страны чётко определили его будущее, о котором был вынужден сообщить широкой общественности премьер Тувы: «по информации Минрегионразвития России он был исключен из перечня инвестпроектов, которым оказывается господдержка за счет средств Инвестиционного фонда РФ». На практике это означает лишь одно: построить даже часть железной дороги Курагино-Кызыл за счёт государства невозможно. О тех 70 млрд. рублей, что в своё время Нарусова выпросила у Путина для Пугачёва, теперь можно забыть.
Фактически именно этим закончилась эпопея Кара-оола–Шойгу по выдавливанию из Тувы ранее бывших всемогущими питерских сенаторов Пугачёва и Нарусовой. Избавившись от них, правительство Тувы оказалось неспособным решать практические задачи. А приглашение к угольно-железнодорожному пирогу кавказского авантюриста окончательно погубило саму идею. У Байсарова не оказалось ни денег, ни того влияния, что имел тандем сенаторов.
Вся эта история не смотрелась бы так грустно, если бы правительство Кара-оола все свои пять лет у власти не пело бы одну и ту же песню о блестящем будущем Тувы после окончания строительства «железки». Теперь необходимо срочно изыскивать другие проекты, на перспективах которых можно будет спекулировать. Но в сегодняшнем правительстве Тувы попросту нет персон, которые могли бы взять на себя ответственность на изменение экономического курса республики и появление новых перспективных направлений развития народного хозяйства Тувы. Сам Кара-оол, невзирая на учёную степень экономиста, вряд ли различает понятия субсидии и прибыли. Для него, скорее всего, значение денег ограничивается пересчётом наличных или на худой конец лицезрение счёта в банке. Бывший милиционер Бартына-Сады, бывшие прокурорские работники Дамба-Хуурак и Монгал, судя по всему, вообще не имеют понятия экономической целесообразности, а Монгуш свои аналитические способности ярко проявил ещё при Ооржаке, обменяв сельскохозяйственные субсидии республики на чернореченскую водку из Кабардино-Балкарии.
Может быть, был бы какой-то толк из первого зампреда Козлова... Если бы он действительно таковым являлся на самом деле. Но не прошло и года после его возвращения в республику, а он уже весь сморщился, обмяк и, кажется, потерял всякий интерес к работе. Мы больше не видим его на трибунах с зажигательными речами и видением новых перспектив Тувы. Видимо, спёкся. Оно и понятно: возраст, здоровье, агрессивная среда, перспективы вляпаться в дерьмо и сесть на скамью подсудимых рядом с Карликом не очень-то прельщают. А у нас так: или воруй с нами, или ищи себе место под другой крышей!
И вот, в отсутствие всяких идей и перспектив премьер Тувы, как известный герой Салтыкова-Щедрина, повторяет одно и то же: «проект будет реализован». По крайней мере, «ТП» таким образом продемонстрировала ответ Кара-оола «на многочисленные вопросы представителей российских информационных агентств о дальнейшей судьбе проекта строительства железной дороги «Кызыл-Курагино». Правда, он не смог ответить, кто же на себя взял такую ответственность. И лишь отметил, что «Енисейская промышленная компания в лице нового руководства оказалась в непростой ситуации». «Новое руководство» – это и есть тот самый чеченский авантюрист Байсаров, у которого не оказалось денег не то что на строительство дороги, но даже на оплату купленной у Пугачёва доли в ЕПК. Из-за него, собственно, сам Кара-оол оказался в таком дерьме – сам Путин год назад забил «золотой костыль» предполагавшегося строительства, а железнодорожный воз, как говорится, и ныне там. Дураку понятно, что если Байсаров при 70-миллиардной финансовой поддержке федерального центра не смог осуществить этот проект, то без неё у него и подавно ничего не получится.
Практически все известные информагентства «проехались» адрес Байсарова и Кара-оола нелицеприятными статьями с громкими заголовками, смакуя, как Байсаров построил километр дороги возле Кызыла, хотя железная дорога должна идти из Курагино, но Кара-оол упорствует, заявляя: «по поводу этого ажиотажа сохраняю спокойствие». Делая хорошую мину при плохой игре, он мутно намекает на некую волю «самого Путина» и обещает: «нами будут приняты все необходимые меры в рамках компетенции региона». Правда, об этой компетенции «в рамках региона» ничего не известно. Тува, как известно, стараниями руководства – одна из самых нищих республик России. У Байсарова тоже денег – кот наплакал. Но в настоящее время в России одним из немногих стимулов к прогрессу стало воровство. А если украсть нечего, никакой проект не сдвинется с места. Так что нашему несмышлёному премьеру в этой ситуации остаётся лишь «продолжать создавать благоприятные условия», делать умный вид и «активно поддерживать деловое сотрудничество» с чеченским авантюристом. При этом, ожидая, что государство по рекомендации Шувалова выдаст ему 75-миллиардный кредит, распил которого, по всей видимости, и составит основу участия в железнодорожном проекте Шойгу, Байсарова и Кара-оола. Скорее всего, именно это и является главной целью усилий этой дружной тройки и именно об этом сейчас хотел сказать премьер, заявляя, что «начала реализации железнодорожного проекта «Кызыл – Курагино» всеми была проделана колоссальная работа», поэтому сейчас всё бросить было бы неразумно.
Не секрет, что в Туве не любят ни Пугачёва, ни Нарусову. Но факт остаётся фактом: именно они и только они смогли вдохнуть жизнь в грандиозный железнодорожный проект, так бездарно похороненный Шойгу и Кара-оолом. Впрочем, нет худа без добра. Теперь и «деловые качества», и «хозяйственная хватка» Шойгу и Кара-оола ни для кого не секрет, и так ненавистное населению строительство железной дороги в Туву, по крайней мере, отодвинуто лет на 20. Теперь, как только у кого-нибудь возникнут сомнения относительно Кара-оола или Шойгу, достаточно будет отъехать недалеко от Кызыла и посмотреть на памятник глупости – километр никуда не ведущей железной дороги в Центре Азии под названием «станция «Кызыл» – конечная».
КАК ВЛАСТИ ТУВЫ КРЫШУЮТ КИТАЙСКИЙ БИЗНЕС
Но если бы инвестпроблемы Тувы ограничивались только кругом деятельности авантюриста Байсарова! У нас при Кара-ооле, похоже, кута не кинь – всюду клин. Кара-оол в приоритетном порядке встречался с китайскими инвесторами, представляющими «Лунсин», много раз ездошился в Поднебесную, неоднократно заявлял о «блестящих перспективах китайско-тувинского сотрудничества». То он вместе с ними строит т.н. «блочную ТЭС», то дорогу в Тоджу. В глазах общественности он капитально слился с китайцами и ассоциировался как главный лоббист «Лунсина». Но, как говорится, жизнь дала трещину, а судьба встала раком. Ни дороги в Тоджу, ни ТЭС от его громогласных заявлений не стало.
По прошествии пяти лет взаимных похвал выяснилось, что Тува ничего от китайцев не имеет. Кроме, конечно, самих китайцев, которых под прикрытием «Лунсина» в Тодже накопилось по одним подсчётам 5 тысяч, по другим – аж до 30 тысяч, значительно превысив число жителей местного происхождения. Всё это не могло быть тайной для ФСБ, и она забила тревогу. Вот тут-то Кара-оол и заявил «депутатам Тоджинского района»: мол, «деятельность инвесторов — под контроль!». «Премьер напомнил, что на территории Тоджинского района освоением Кызыл-Таштыгского полиметаллического месторождения занимается китайская компания «Лунсин».
Себе он в китайской экспансии отвёл скромное место: поскольку «от реализации промышленных проектов на территории Тувы отказаться невозможно», «наша принципиальная задача заключалась в том, чтобы четко договориться с высшим руководством компании о строгом соблюдении природоохранного законодательства». Он заявил, что правительство Тувы и ООО «Лунсин» «официально подписали несколько соглашений, предусматривающих участие китайской стороны в социальных проектах региона». И хотя назвать он их отказался и привести пример фактической реализации «сотрудничества» не смог, тем не менее, умудрился заверить депутатов, что «компания идет навстречу республике и на совесть выполняет договоренности».
Поскольку его оптимизм мало кто разделяет, и «у населения есть тревоги по поводу экологической ситуации в связи с промышленным освоением территорий», всё это не имеет под собой никаких оснований и объясняется просто: «работа инвесторов обрастает слухами и небылицами». А потому волноваться населению Тоджи, по мнению Кара-оола, незачем: «в правовом государстве невозможны вопиющие нарушения. Есть контрольно-надзорные органы, которые выполняют свои функции». Однако, поскольку население ни ему, ни в целом власти не доверяют, то Кара-оол, «прекрасно понимая опасения людей и полностью принимая их», предложил «создать группу общественного контроля за деятельностью компании «Лунсин». Видимо, китайцам удобнее покупать не всю общественность Тоджи, а скопом некую группу людей, якобы наделённых правом общественного контроля. Кара-оола, судя по всему, такой подход устраивает. Он даже «готов реагировать на любые тревожные сигналы».
В завершение встречи «депутаты подняли вопрос защиты территорий Тувы от браконьеров». Бесконтрольность и продажность республиканских контролирующих органов привели к тому, что «в Тоджинском районе часто летают самые разные самолеты и вертолеты, и местные, и чужие». Но разобраться в этом бардаке у них нет никакой возможности. Поэтому власти обязаны «пресекать такое самоуправство», – считают тоджинские парламентарии.
РАЗУМНЫЙ ПОДХОД РАЗБАЗАРИВАНИЯ
Кара-оол продолжает объезд разворованной республики. На этот раз он прибыл в Тес-Хем. И распорядился всю оставшуюся в муниципальной «отдать собственность в хорошие руки». В том числе «заброшенные гаражи и помещения бывших предприятий» он распорядился «отдавать эффективным собственникам».
Пять лет ему понадобилось на то, чтобы увидеть результаты своего труда: в республике «имеется множество разрушающихся объектов, которые когда-то были флагманами советской экономики». Благодаря «мудрой экономической политике» властей Тувы, «сегодня они омрачают картину на въезде во многих селах». И Кара-оол больше уже не заявляет о решимости бороться с разрухой. Видимо, он осознал собственную никчёмность в этом и заявил, что «задача местных властей – обеспечить передачу объектов эффективным собственникам». То есть, фактически – самим себе. И привёл один совершенно глупый пример, когда «сельские жители бывший гараж превратили в поселковый ДК».
Однако благостный настрой премьера был омрачён другим примером «прихватизации». Выяснилось, что в результате реализации подобного «совета» «районная администрация лишилась собственного склада для хранения угля». Теперь он «находится в руках частных владельцев, которые за аренду требуют 15 тысяч». И такую практику Кара-оол намерен внедрять и впредь? Разумный подход, ничего не скажешь.
ЧЁРНЫЕ БРАТЬЯ НАВОДЯТ УЖАС
С приходом новой власти пять лет назад в республике резко обострилась криминогенная ситуация. Если раньше чёрные братья орудовали в основном в Кызыле, Улуг-Хемском и Чаа-Хольском районах, то теперь чёрный беспредел распространился на всю республику, включая сёла, «где население не достигает тысячи человек». Как сообщает «ЦА», «с февраля в село начал приезжать нечеловек по имени Кара». «Его интеллект и поведение полностью соответствуют черному имени». Он «обложил данью всех и со списком собирает деньги, товары, мелкий рогатый скот, одежду, лекарства». Мало того: «заставляет заготавливать ему коноплю». Всё это он называет «безвозмездной помощью лицам, находящимся в зоне». Действует он не один. С ним целая банда.
«Они, как стая ворон. Лысые, с нечеловеческим взглядом, в кирзовых сапогах даже в тридцатиградусную жару ежемесячно делают обход домов, квартир». Власти бездействуют. Полиция, судя по всему, боится их, или находится в сговоре с бандитами. Министр Лобанов на эту проблему не обращает внимания, охотясь за газетой «РИСК». В результате произошло самое страшное: «односельчане стали считать это беззаконие нормой и вечером возле колодца спрашивают друг у друга: «Ты дань арестанту сдал?».
Сказать, что описанное – это какой-то кошмар, невозможно. Когда у власти бандиты, наркобизнесмены и торговцы криминальным пойлом, ничего другого ожидать невозможно. В республике все знают, что Шолбан Кара-оол перед тем, как стать премьером, в пьяном угаре выбил глаз охраннику боулинг-клуба, один его брат отсидел за торговлю наркотиков, а другой хвастается тем, что контролирует водочный бизнес в республике. Вместе чёрные братки олицетворяют современную власть. И чем хуже Кара в каком-то районе? Хотя, неизвестно: может, это – один из наших чёрных братков?