Хову-Аксы: Трагедия без конца
На дворе конец января, а конца трагедии, начавшейся на Хову-Аксынской ТЭЦ 20 декабря прошлого года с виду невинной остановки резервного котла, так и не видать. Почти 3 тысячи жителей посёлка маются по чужим углам в столице или других населённых пунктах республики у родственников и друзей. Оставшиеся 800-900 человек стерегут своё имущество от мародёров, изредка помогая спасателям и ремонтникам в их непростых трудах. Большая часть времени уходит на поиски топлива, поддержание тепла в убогом жилище, добычу пропитания и тёплой одежды. Администрация посёлка и района занята получением и распределением гуманитарной помощи, которая, похоже, превысила все разумные пределы.
Сложно утверждать, вся ли помощь привозится в Хову-Аксы и доходит до её жителей. Но если верить официальным расчётам властей, каждый житель ежедневно потребляет до 5 банок мясных и рыбных консервов, не считая хлеба, круп и сахара, раздаваемых мешками. Скорее всего, большая часть всей этой «гуманитарки» в посёлок даже не завозится, находя своё применение в Кызыле... Но и в самом посёлке воровство процветает буйным цветом. Как результат – «буржуйками» теперь благодаря заботе и щедрости МЧС обеспечены все юрты вокруг замерзающего райцентра. Рабочие, занятые восстановительными работами, сетуют: пока заменяешь трубы или задвижки в одном месте, в другом тут же разворовывается только что сделанное. ЧС как прожорливый монстр без меры вбирает в себя все возможные ресурсы: одежду и другие тёплые вещи, продукты питания, электрокалориферы, материалы и оборудование систем отопления и водоснабжения. Власти везут и везут в Хову-Аксы взамен похищенного, стараясь погасить народное возмущение её безалаберностью, бесхозяйственностью и непрофессионализмом. По самым приблизительным прикидкам затраты на спасательные работы уже превысили полмиллиарда рублей. А сделано не так уж и много.
Да, ТЭЦ усилиями профессионалов С.Бабкина запустить удалось. Паром отогрели паропровод и три бойлерные. Но восстановить отопительные системы пока удалось только в 16 домах из 120 и 9 социальных объектах из 17. А если учесть, что в посёлке до сих пор отсутствует централизованная подача воды и не работает канализация, то любому даже не очень сведущему в коммунальных проблемах человеку станет ясно, что раньше лета жизнь в Хову-Аксах не наладится, сколько об этом не заявляли премьер Кара-оол и его пресс-служба.
Оказалось, что наибольшие разрушения принесли не последствия поломки на ТЭЦ, а заведомо неверные действия персонала и властей в ходе преодоления ЧС. Правоохранительные органы и контролёры из Москвы, думается, раздадут всем сестрам по серьгам, но сейчас и без них очевидно, что главная ответственность должна лечь на премьера Ш.Кара-оола, побоявшегося широкой огласки и желавшего «блицкригом» преодолеть жилищно-коммунальную катастрофу, что и обеспечило абсолютное замораживание всех систем и объектов в посёлке, в связи с запретом на сброс воды, когда ТЭЦ простояла первые пять часов.
Потери огромны. Тысячи людей остались без крова и вынуждены скитаться. Всё жильё пришло в негодность: разморожено отопление, облупилась штукатурка, пришли в негодность мебель, бытовая техника, пропали зимние запасы солений и варений, всё прокопчёно и в саже. Уж не говоря о том, что пропали домашние животные, погибли рыбки в аквариумах, замёрзли растения. По самым скромным подсчётам прямой убыток населению в 3,8 тыс. человек составит от 400 до 600 миллионов рублей. И он, по закону, подлежит возмещению причинителем вреда в полном объеме. А как только ажиотаж вокруг ликвидации аварии спадёт, всё более-менее грамотное население Хову-Аксов начнёт сбор всевозможных справок и обратится в суд за защитой своих прав. Думается, исходя из сложившейся в России практики, только компенсация морального вреда, особенно если будет иметь подтверждение факт болезни, составить на каждого жителя райцентра не менее 50 тыс. рублей, не считая утерянного или пришедшего в негодность имущества, включая жильё. Насколько известно, некоторые жители посёлка уже озаботились сбором больничных, наличия и состояния имущества, домашних животных и прочего. Так что при грамотной защите в суде они вполне могут рассчитывать до 350 тысяч рублей компенсации вреда на семью. А это в масштабах 1200 семей составит 400-500 млн. рублей.
Плюс к этому затраты на новую ТЭЦ в Хову-Аксах по оценке правительства составят около 500 млн. рублей. Расчёты показывают: финансовые потери государства от безалаберности руководства республики и кожууна будут исчисляться миллиардами. За эту бесхозяйственность кто-то должен ответить... Наверное, самый главный. Не случайно сейчас инициативы из него рекой льются. Он «вдруг» оказался большим специалистом в теплоснабжении и предложил перейти к отоплению объектов старым дедовским способом по принципу один объект – одна котельная. Так в Китае при Мао пытались в каждом дворе выплавлять чугун из собственной маленькой домны. Или ещё «вдруг» все заговорили об аварийной обстановке с теплоснабжением Шагонара, Ак-Довурака, Хайыракана. Как будто для того, чтобы заняться этой проблемой вовремя, пять лет что-то мешало.
Но самое печальное в том, что даже если найдутся деньги, в этих населённых пунктах будут сооружены новые более современные источники теплоснабжения и будут проложены новые километры водоводов и теплосетей, по большому счёту, мало что изменится. Пример тому – посёлок Сукпак в 12 км от столицы. Там поставили новую котельную, а тепла как не было, так и нет. Конечно, модернизировать старые и строить новые источники тепла нужно. Но это мало что даст, если не изменится способ руководства и останется прежний дискредитировавший себя принцип подбора кадров как в муниципалитетах, так и объектах жизнеобеспечения. Если по-прежнему ключевые должности будут распределяться по принципу личной преданности партии жуликов и воров и его местному предводителю, при этом вместо профессионализма будут цениться способность воровать бюджетные деньги и махинировать на выборах, то никакие самые современные котельные нашему Кара-оолу не помогут. К тому же при таком качестве руководства, как сейчас, добиться хорошего результата просто невозможно.
К примеру, сразу после аварии на ТЭЦ правительство Тувы «договорилось» о получении из Минусинска подержанной блочной котельной. И даже начался монтаж фундаментов и завоз самой котельной. Кто-то подумал, что с проблемой тепла в Хову-Аксах покончено. Вряд ли. Ш.Кара-оол, похоже, загипнотизирован самим словом «блочный», поэтому полагает, что это решение всех проблем. Наверное, всё время вспоминает, как В.Оюн на зависть своим оппонентам в короткие срок купил, смонтировал и запустил блочный молокозавод. Думает, что такой подход возможен в любом случае. Напрасно. Во-первых, Оюн год прикидывал, где и какой завод ему нужно купить. Считал мощность, стоимость сырья, реализованного продукта. Изучал рынок. Совсем не так, как Кара-оол в случае с Кызылским молокозаводом, птицефабрикой, водочной линией, кондитеркой или тепличником. Например, молокозаводу в 2010 году выделили 10 млн. бюджетных рублей на приобретение нового современного оборудования. Пошёл третий год – ни денег, ни оборудования. И никто до сих пор не посажен. Видать, деньги «грамотно распилены». Всем хватило. Об остальном говорить надоело. А тут купили, не глядя, за 300 млн. рублей какую-то бывшую в эксплуатации котельную. Не подумали об её мощности, о себестоимости тепла, наличии в Хову-Аксах кадров для её грамотной эксплуатации, о том, на какие угли она рассчитана. Более того: даже проекта на её строительство и обустройство сетей теплоснабжения нет! Что уж тут говорить о необходимой в таких случаях государственной экспертизе? В этой связи даже как-то неловко поминать такие мелочи, как определение места для котельной, которое обозначили крайне неудачно. И кто-то надеется, что она решит проблему отопления посёлка?! Но самое страшное состоит в том, что все, порой самые сложные вопросы, сейчас в Туве решаются таким вот примитивным образом.
И последнее. В результате аварии из Хову-Аксов выехало 3/4 населения. Где они, толком никто не знает. Но никакой тревоги по этому поводу нет: всё равно никакое производство в посёлке не остановилось, поскольку оно напрочь отсутствует с момента остановки комбината «Тувакобальт». Это, похоже, во власти никого не волнует. За последние годы после остановки ГОКа власти республики не сделали ничего, чтобы в посёлке появились рабочие места. Попросту говоря, они создали там резервацию для местных жителей, для чего даже присвоили посёлку статус райцентра. По всей видимости, Кара-оолу проще из денег, присылаемых Москвой, платить в Хову-Аксах зарплату чиновникам, пособия детям и безработным, дотировать тепло, воду и свет, чем организовывать там какие-то производства. Хотя бы из тех, что существовали в посёлке ранее: швейная фабрика, тепличник и свиноферма. Но ведь власть нам нужна не для перераспределения незаработанных денег! Она нам нужна для создания условий жизни, в которые, в том числе, входят и работа, и учёба, и досуг. Но она отмахнулась от проблем жителей Хову-Аксов и откупается от него подачками из денег федерального центра, спекулируя на том, что никаких перспектив развития производства здесь нет. А они на самом деле есть.
Когда работал комбинат, то в посёлке проживало 5900 человек. Работы хватало всем. И остановился комбинат совсем не от того, что кобальт был не нужен. Его остановили Бичелдей и Ооржак. Первому нужен был политический трамплин, второй боялся первого, при этом изображая из себя хана. Сейчас всем навязывается мысль о том, что крах ГОКа «Тувакобальт» в 1992 году был неизбежен, поскольку «он не выдержал новых рыночных отношений». Посыл, мягко говоря, сомнительный.
ГОК был построен в 1970 году на месте уникального месторождения кобальта, меди и других металлов. Подчинялся он Министерству цветной металлургии СССР. Работал в кооперации с Норильским комбинатом. Страна в то время отстроила в Туве уникальное производство и создала всю необходимую инфраструктуру. Посёлок горняков был, по сути, маленьким уютным городком, в котором по переписи населения 1989 года проживало 5925 человек. Неприятности начались с того, что в конце 80-х набирающий силу политик националистического толка Каадыр-оол Бичелдей избрал именно этот посёлок для своего политического взлёта. Он воспользовался тем, что работники комбината, особенно специалисты и руководство, жили преимущественно в отдельных благоустроенных коттеджах, получали вдвое, втрое или даже в семь раз большую зарплату, чем сельские жители, проживающие вблизи. Многие имели личные машины и мотоциклы, любили охотиться и рыбачить в местных угодьях. Так что завидовать действительно было чему. Именно здесь был зажжён фитиль межнационального конфликта.
А тут распался СССР, и комбинат стал как бы бесхозным, поскольку готовую продукцию в виде кобальта он не производил, а лишь поставлял в Норильск обогащённое сырьё. Но даже в рамках кооперации ГОКу хватало доходов для содержания посёлка со всей его инфраструктурой. В 1992 году у правительства была реальная возможность включить ГОК в орбиту Норникеля и дать ему новую жизнь. Но для этого нужно было поступиться малой частью суверенитета – отдать Норникелю ГОК в собственность и согласиться на то, что директора ГОК будет назначать гендиректор Норникеля. На это Бичелдей и Ооржак пойти не могли, тем самым подписав ГОКу смертный приговор.
Что же касается перспектив добычи кобальта, то жизнь уже доказала вредоносность решений власти в этой области. Дело в том, что спрос на кобальт в России и мире постоянно растёт. И значительно опережает предложение. Цена на металл достигла 60-65 долл./кг. Россия последние 15 лет значительно утратила свои позиции в этой области. Из пяти месторождений кобальта два закрыты из-за истощения, а третье – в Хову-Аксах – где запасов не менее чем на 50 лет добычи, не работает по политическим причинам. С остановкой основного производства прекратили существование обслуживающие его предприятия: автобаза, строительное управление, лесоцех и другие. Почти 6 тысяч человек оказались без средств к существованию. У республики не было денег даже для того, чтобы обеспечить консервацию и охрану опасного объекта. По самым скромным подсчетам, в отвалах ГОКа хранится 75 тыс. тонн мышьяка и более 350 тонн пульпы, содержащей цианистый натрий. Но пришлось взвалить этот груз содержания посёлка на плечи тощего республиканского бюджета и тащить этот воз. С тех пор комбинат лишь один раз упоминался в СМИ – в 1998 году с него украли два 90-килограммовых контейнера с радиоактивным цезием.
В 2001 году президент Ооржак попытался «пристроить» месторождение Норильскому комбинату. Ради этого даже пробился к министру экономики Грефу. Тот пообещал помочь и даже связался с основным владельцем Норникеля Потаниным. Но тот даже разговаривать с Ооржаком не пожелал. Видимо, вспомнились события 1991 года... А после этого власти уже и не пытались решить проблему месторождения и судьбу жителей посёлка. Не пытаются и сейчас, хотя все предпосылки для этого налицо. Дефицит кобальта в мире достиг такого уровня, что США вынуждены были в интересах НАСА вскрыть стратегические запасы кобальта.
А тем временем авария в Хову-Аксах продолжает отравлять жизнь тысячам людей. На спасение посёлка брошены огромные силы. Одновременно «отмываются» солидные деньги. Не случайно Иргит практически не выезжает из посёлка. В теплоснабжении он разбирается, наверное, не больше, чем свинья в апельсинах, но по части финансовых операций равного ему в правительстве нет.
Наверное, посёлок спасут. При этом неплохо «заработают». Но нужно смотреть в будущее. Эта авария – хороший урок. И его нужно выучить. А это значит, что нужно принять меры к тому, чтобы в эту и следующую зиму не «рвануло» в Ак-Довураке, Шагонаре или Кызыле. Руководство республики любит заниматься гостиницами, ресторанами и стеллариумами. А нужно обратить внимание на работу объектов жизнеобеспечения. В Кызыле в аварийном состоянии находятся водопроводные сети и очистные сооружения. На ладан дышит ТЭЦ, реконструкцию которой объявил неэффективной и фактически похоронил премьер Кара-оол сразу же после вступления на должность. В республике 80% всех котельных держатся на честном слове премьера, который, мягко говоря, не пользуется доброй репутацией. К нему больше применима пословица, из которой безбоязненно можно процитировать лишь последнюю часть: «недорого возьмет». Нужна комплексная программа восстановления энергетики республики, включающая реконструкцию Кызылской, Шагонарской и Ак-Довуракской ТЭЦ с установкой на них турбин электрогенераторов, замена неэффективных и старых местных котельных, ремонт и реконструкция тепловых и водопроводных сетей. И много-много другого, что невозможно перечислить в одной статье.
Самое время тувинским властям задуматься и заняться делом. Но там больше увлечены «распилом» бюджетных денег и реальными проектами просто не занимаются. Да, честно говоря, и заниматься-то этим в нашем правительстве бандитов, жуликов, спекулянтов и авантюристов некому. Им проще кормить население дотациями Центра и ждать, когда население само разъедется или вымрет. Но нужно помнить: эту власть мы навязали себе сами. И кроме нас винить тут некого. Народ достоин той власти, которую имеет.
До встречи.
Кондрат Пчёлкин