Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
№16, 29 июля 2014 года.
Ирина Добычина

Благослови, Господь, семью...

Продолжение. Начало в №№14, 15.

Можно перечитать десятки томов методической литературы и растеряться перед простым вопросом ребенка: почему папа пьёт. Можно дать профессиональный совет подружке и убедиться, что с твоим ребенком это не срабатывает. Все индивидуально – успехи в воспитании даются нелегко, а порой драматично. Старшее поколение передает свой опыт, знания, убеждения младшему поколению в надежде на положительный результат. Но...

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» отец Петруши Гринёва, провожая сына в армию, говорит: «Служи верно, слушайся начальников, но за их лаской не гоняйся, от службы не отговаривайся и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Старый князь Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», провожая сына на войну с Наполеоном, говорит: «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно». Такой же наказ служить честно и защищать Родину дает старый граф Ростов своему сыну Николаю.

А как повели себя дети по отношению к отцам? Петруша Гринёв сразу же проиграл 100 рублей и расплатился отцовскими деньгами. Братья Карамазовы из романа Ф.М.Достоевского, начисто лишенные теплых родственных уз, готовы за три тысячи убить своего отца и совершают это злодеяние. Сын Иудушки Головлева из романа М.Е.Салтыкова-Щедрина проиграл крупную сумму денег. Зная правила дворянской чести, он обращается за помощью к отцу. Старший Головлёв, жалея деньги, отказывает в помощи, чем подталкивает сына к могиле. Николай Ростов проиграл 43 тысячи в карты, честно рассказал обо всем отцу. Отец погасил долг сына, что привело к полному разорению семьи.

– Николай Ростов честно проигрался, честно хотел застрелиться, честно рассказал все отцу, а потом честно расплатился отцовскими деньгами. Честно ли поступил Николай Ростов? – спрашиваю ребят.
– Нечестно. Надо было проигрывать свои.
– Надо не проигрывать, а выигрывать!
– В азартные игры играть нельзя!
– Он забыл о родителях и чести семьи,
– наивные ответы учеников.

Проблема гораздо глубже.

Игровая зависимость – болезнь нашего времени. Карты, казино, игровые автоматы, компьютер, Интернет. Сидит тихонечко школьник у монитора, не буянит, не нарушает закона. Стрелялки, трупы, кровь, драки, монстры – беспроигрышный набор для современного подростка. Сначала развлечение, потом всё больший интерес, потом психологическое расстройство, потеря здоровья, игровая зависимость. Не в этом ли одна из причин детской жестокости и агрессии?

Родители, умно и заинтересованно воспитывающие ребенка, найдут способ оторвать его от виртуального мира. Интернет – это еще не вся жизнь. Есть книги, театр, спорт, музеи, природа, секции и другие здоровые развлечения. В школах много различных кружков, секций, дополнительных уроков по интересам, хороших учителей, работающих по призванию и любящих детей. Счастье ученика, если он попадет к хорошему учителю. Я не имею в виду те школы, где учителя бьют детей, а дети бьют учителей. Передо мной лежит статья О.Курбатовой в газете «Советское Причулымье» за 14 сентября 2011 года «Жестокость рождается в семье». Материал неравнодушного к детским проблемам журналиста. Сама статья и мнение жителей города глубоко раскрывают больную тему, что, кажется, к этому уже добавить нечего. Главная мысль автора: всё начинается с детства, всё начинается с семьи – прослеживается логично и последовательно. Да, дети жестокие и агрессивные. Драки, разборки, школьная «дедовщина», когда бьют маленьких и слабых, отбирают у них деньги и телефоны. Девочки между собой устраивают настоящие побоища. Отобрать велосипед, избить взрослого прохожего, запинать ногами старика, отобрать или украсть пенсию пожилого человека – для них дело плёвое. Знают, что уйдут от ответственности, потому что несовершеннолетние. Жестокость всегда опережает добро.

А с другой стороны, разве мир взрослых не жесток? Разве воспитатели в садиках не бьют детей? Если нет, зачем в таких помещениях устраиваются скрытые камеры видеонаблюдения? Разве на глазах детей не стреляют собак? Пьяный отец бьет мать и гоняет детей – не пример для подражания? Вооруженные столкновения, криминальные разборки по бизнесу, уличные драки, стрельба на улицах. Разве дети об этом ничего не знают и ничего не видят? Старики подписывают внукам дарственную на квартиру, а потом оказываются на улице или домах престарелых – тоже пройдет мимо детей?

В Красноярске в лютый мороз из маршрутки высадили ребенка на пустынном шоссе только потому, что у него не было денег на билет. Ребенок шел пешком несколько километров. Все проезжали мимо, и НИКТО (!) не остановился, не поинтересовался, почему ребенок один на дороге. Правда, добрый все-таки нашелся, привез школьника куда нужно.

А не рождает ли у детей жестокость тот факт, когда отец уходит из семьи, бросает малолетних детей, не воспитывает их, десятилетиями «не кажет глаз», не помогает материально, а в старости и немощности появляется и требует к себе внимания и материальной поддержки, обвиняя сына или дочь в черной неблагодарности. Сначала дети беспомощны перед поступком родителей, но проходит время, и родители становятся беспомощными перед поступками детей.

всё начинается с детства, всё начинается с семьи

И еще один момент. По телевизору, в газетах и журналах идет откровенная пропаганда многочисленных браков. Известные артисты, певцы, поэты, писатели, политики откровенно рассказывают о браках и скандальных разводах. Всё это подается легко, пафосно, без осуждения. Когда известный художник на вопрос, сколько у него детей, отвечает: «Не знаю, не считал», то, надо полагать, эту мораль молодежь усвоит быстро. Так что детям поучиться жестокости и цинизму есть у кого.

Воспитание личности с гражданской позицией, широким кругозором, внутренней и внешней культурой – тоже в традициях русской семьи. Не случайно 2014 год объявлен в России Годом культуры. Давно пора. Но за год много не сделаешь, а культура сегодня у нас в таком состоянии, что надо объявлять не год, а век культуры.

Музыка, искусство, кино, театр – это непревзойденные ценности, которые всегда будут над временем, и рыночных отношений там быть не может. И эта культура восприятия мира, языка, семейных отношений идет от взрослых.

Некоторое время тому назад слушала радиопередачу «Бал души». Внучка собралась на дискотеку и в соответствующей экипировке: дырявые джинсы, оголённый живот, пирсинг, немыслимая прическа, кроссовки на толстой подошве – разговаривает с одноклассницей по телефону. Слова: «косячить, забабаню, не парься. Такой драйв, колбасит, глючит, отстой, зашибись, стрёмно, по фигу, за базар ручаюсь, стёб, понтово, отвязно, чмоки-чмоки» – резали слух.

Тогда бабушка надела красивое бальное платье, ажурные белые перчатки, взяла в руки веер и стала наизусть читать главу «Вальс» из романа А.И.Куприна «Юнкера». Непривычно для современного подростка звучали слова «мазурка, звуки полонеза, легкий аромат духов, изысканный поклон. Легкость и грациозность движений, ощущение воздушного полета, заманчивая красота девушки, упоительный вальс Штрауса»... И слова эти звучали так завораживающе, что внучка, глядя на бабушку изумленными глазами, только и смогла вымолвить: «Ну ты, метелка, даешь!»

Налицо два пласта языковой литературы: жаргон, молодежный сленг и правильный, красивый литературный язык. Известные писатели, работники культуры, учителя и просто неравнодушные люди давно бьют тревогу по поводу засорения и прямого искажения русского языка. Сквернословие, антислово в последние десятилетия у писателей, на сцене театра, на телевидении стало обычным явлением. Многие говорят, что без мата нельзя, это часть нашей жизни. Получается парадокс: люди, представляющие культуру, сами ею не владеют. На телевидении много пошлости, шутовства, цинизма, безвкусицы. Артисты величают себя «звездами». С чего бы?

На эстраде вместо фамилий какие-то клички: Жасмин, Дельфин, Ёлка, Нюша, Нарцисс. Трудно себе вообразить, чтобы Клавдию Ивановну Шульженко на сцене представили бы так: поёт Жасмин или Акация. Раньше были песни красивые. Мелодичные, с удивительным текстом, которые пел народ. Сегодня – шлягеры, хиты-однодневки с бессмысленным набором слов. На обложках модных журналов фотографии гламурных певиц и телеведущих с голым предродовым животом, всё напоказ, всё лишено скромности и святости. Полуголая, полуодетая эстрада с нелепыми нашлепками на майках, с нелепыми панковскими прическами, в безвкусных неконцертных одеяниях! Как-то Игорь Бобрин рассказывал, что в Голландии после выступления наших фигуристов к нему подошел молодой человек со словами: «Извините, что я пришел на ваше выступление в джинсах и кроссовках».

Люди, представляющие культуры, должны быть ее носителями, воспитывать вкус, прививать чувство красоты, а красота несет свет, добро, милосердие – будьте музыка, живопись или поэзия.

Мы наивными всё же не будем,
Исповедуя истину ту.
Мир спасёт красота, если люди,
Если люди спасут красоту.

Полностью согласна. Все в руках человека: и созидание, и разрушение. Музеи, библиотеки, выставки живут, в основном, за счет бескорыстия и энтузиазма работников этой сферы. «Культура держится не на речах, не на чиновничьем всесилии, а на усталых держится плечах великих тружениц России», – пишет о таких людях поэт А.Дементьев.

Из нефтеносной и газовой казны, которая пополняет карманы собственников-олигархов, не находится каких-то копеек, чтобы поддержать культуру и искусство. А если иногда находится, то слишком мало.

Не может не волновать тот факт, что библиотеки закрываются по стране десятками и сотнями, особенно в «малых населенных пунктах», а советская литература оказывается на свалках. Сама видела на мусорке несколько томов Салтыкова-Щедрина, книги Шолохова, Горького и даже «Всемирную историю живописи». Что говорить о библиотеках, если есть деревни, где живут без электричества, с керосиновыми лампами.

А вот телеканал «Культура» и «Диалоги о культуре» на «Радио России» соответствуют своему названию. Без надоевшей рекламы, без набившей оскомину попсы, с подбором интересного познавательного материала, записями театральных постановок. Эстетика внешнего вида музыкантов, высокое мастерство исполнителей-вокалистов вызывает уважение. Есть что посмотреть, есть что послушать.

«Диалоги о культуре» на радио – это тоже своеобразный музыкальный театр, который делает благородное дело: рассказываете жизни гениальных художников, их картинах, о жизни композиторов и певцов русской и зарубежной школы, дает возможность услышать классическую музыку с высоким уровнем исполнения, арии из опер, романсы, народную музыку. Ещё раз услышать имена Чайковского, Глинки, Рахманинова, Шаляпина, Собинова, Лемешева, Энрико Карузо, Моцарта, Бетховена, Верди и многих-многих других классиков русской и зарубежной культуры будет для подростков нелишним.

Приобщение детей к культурным ценностям – дело необходимое. Хорошо, что родители и учителя не лишают детей возможности погружения в мир раздумий, в мир красоты и искусства, прививают вкус и чувство эстетики.

Но в воспитании всегда есть уязвимые места.

Ирина Добычина,
Заслуженный учитель школ РСФСР.
Окончание следует.

(прочитано 4129 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 16:
 
   
   
 
Материалы по теме:
» Доступность детских садов: ключевые тенденции (№17, 19 мая)
» Месседж чеченской свадьбы – «Да, мы делаем то, что хотим» (№17, 19 мая)
» Либеральный большевизм (№27, 14 октября)
» Благослови, Господь, семью... (№17, 5 августа)
» Благослови, Господь, семью... (№15, 22 июля)
» Благослови, Господь, семью... (№14, 15 июля)
» Осторожно, граница! (№7, 25 февраля)
» Почему у нас настолько инертное и пассивное общество? (№1, 14 января)
» Рацпредложение (№16, 12 ноября)
» Дошкольный бум (№13, 22 октября)

Материал входит в раздел тематического архива:
 
   
Случайная картинка

«Когда мораль низка, а хорошие парни стоят в стороне, зло процветает» (Эдгар Гувер, создатель и первый директор ФБР).

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube