Благослови, Господь, семью...
Продолжение. Начало в №№14, 15.
Можно перечитать десятки томов методической литературы и растеряться перед простым вопросом ребенка: почему папа пьёт. Можно дать профессиональный совет подружке и убедиться, что с твоим ребенком это не срабатывает. Все индивидуально – успехи в воспитании даются нелегко, а порой драматично. Старшее поколение передает свой опыт, знания, убеждения младшему поколению в надежде на положительный результат. Но...
В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» отец Петруши Гринёва, провожая сына в армию, говорит: «Служи верно, слушайся начальников, но за их лаской не гоняйся, от службы не отговаривайся и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду».
Старый князь Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», провожая сына на войну с Наполеоном, говорит: «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно». Такой же наказ служить честно и защищать Родину дает старый граф Ростов своему сыну Николаю.
А как повели себя дети по отношению к отцам? Петруша Гринёв сразу же проиграл 100 рублей и расплатился отцовскими деньгами. Братья Карамазовы из романа Ф.М.Достоевского, начисто лишенные теплых родственных уз, готовы за три тысячи убить своего отца и совершают это злодеяние. Сын Иудушки Головлева из романа М.Е.Салтыкова-Щедрина проиграл крупную сумму денег. Зная правила дворянской чести, он обращается за помощью к отцу. Старший Головлёв, жалея деньги, отказывает в помощи, чем подталкивает сына к могиле. Николай Ростов проиграл 43 тысячи в карты, честно рассказал обо всем отцу. Отец погасил долг сына, что привело к полному разорению семьи.
– Николай Ростов честно проигрался, честно хотел застрелиться, честно рассказал все отцу, а потом честно расплатился отцовскими деньгами. Честно ли поступил Николай Ростов? – спрашиваю ребят.
– Нечестно. Надо было проигрывать свои.
– Надо не проигрывать, а выигрывать!
– В азартные игры играть нельзя!
– Он забыл о родителях и чести семьи, – наивные ответы учеников.
Проблема гораздо глубже.
Игровая зависимость – болезнь нашего времени. Карты, казино, игровые автоматы, компьютер, Интернет. Сидит тихонечко школьник у монитора, не буянит, не нарушает закона. Стрелялки, трупы, кровь, драки, монстры – беспроигрышный набор для современного подростка. Сначала развлечение, потом всё больший интерес, потом психологическое расстройство, потеря здоровья, игровая зависимость. Не в этом ли одна из причин детской жестокости и агрессии?
Родители, умно и заинтересованно воспитывающие ребенка, найдут способ оторвать его от виртуального мира. Интернет – это еще не вся жизнь. Есть книги, театр, спорт, музеи, природа, секции и другие здоровые развлечения. В школах много различных кружков, секций, дополнительных уроков по интересам, хороших учителей, работающих по призванию и любящих детей. Счастье ученика, если он попадет к хорошему учителю. Я не имею в виду те школы, где учителя бьют детей, а дети бьют учителей. Передо мной лежит статья О.Курбатовой в газете «Советское Причулымье» за 14 сентября 2011 года «Жестокость рождается в семье». Материал неравнодушного к детским проблемам журналиста. Сама статья и мнение жителей города глубоко раскрывают больную тему, что, кажется, к этому уже добавить нечего. Главная мысль автора: всё начинается с детства, всё начинается с семьи – прослеживается логично и последовательно. Да, дети жестокие и агрессивные. Драки, разборки, школьная «дедовщина», когда бьют маленьких и слабых, отбирают у них деньги и телефоны. Девочки между собой устраивают настоящие побоища. Отобрать велосипед, избить взрослого прохожего, запинать ногами старика, отобрать или украсть пенсию пожилого человека – для них дело плёвое. Знают, что уйдут от ответственности, потому что несовершеннолетние. Жестокость всегда опережает добро.
А с другой стороны, разве мир взрослых не жесток? Разве воспитатели в садиках не бьют детей? Если нет, зачем в таких помещениях устраиваются скрытые камеры видеонаблюдения? Разве на глазах детей не стреляют собак? Пьяный отец бьет мать и гоняет детей – не пример для подражания? Вооруженные столкновения, криминальные разборки по бизнесу, уличные драки, стрельба на улицах. Разве дети об этом ничего не знают и ничего не видят? Старики подписывают внукам дарственную на квартиру, а потом оказываются на улице или домах престарелых – тоже пройдет мимо детей?
В Красноярске в лютый мороз из маршрутки высадили ребенка на пустынном шоссе только потому, что у него не было денег на билет. Ребенок шел пешком несколько километров. Все проезжали мимо, и НИКТО (!) не остановился, не поинтересовался, почему ребенок один на дороге. Правда, добрый все-таки нашелся, привез школьника куда нужно.
А не рождает ли у детей жестокость тот факт, когда отец уходит из семьи, бросает малолетних детей, не воспитывает их, десятилетиями «не кажет глаз», не помогает материально, а в старости и немощности появляется и требует к себе внимания и материальной поддержки, обвиняя сына или дочь в черной неблагодарности. Сначала дети беспомощны перед поступком родителей, но проходит время, и родители становятся беспомощными перед поступками детей.
И еще один момент. По телевизору, в газетах и журналах идет откровенная пропаганда многочисленных браков. Известные артисты, певцы, поэты, писатели, политики откровенно рассказывают о браках и скандальных разводах. Всё это подается легко, пафосно, без осуждения. Когда известный художник на вопрос, сколько у него детей, отвечает: «Не знаю, не считал», то, надо полагать, эту мораль молодежь усвоит быстро. Так что детям поучиться жестокости и цинизму есть у кого.
Воспитание личности с гражданской позицией, широким кругозором, внутренней и внешней культурой – тоже в традициях русской семьи. Не случайно 2014 год объявлен в России Годом культуры. Давно пора. Но за год много не сделаешь, а культура сегодня у нас в таком состоянии, что надо объявлять не год, а век культуры.
Музыка, искусство, кино, театр – это непревзойденные ценности, которые всегда будут над временем, и рыночных отношений там быть не может. И эта культура восприятия мира, языка, семейных отношений идет от взрослых.
Некоторое время тому назад слушала радиопередачу «Бал души». Внучка собралась на дискотеку и в соответствующей экипировке: дырявые джинсы, оголённый живот, пирсинг, немыслимая прическа, кроссовки на толстой подошве – разговаривает с одноклассницей по телефону. Слова: «косячить, забабаню, не парься. Такой драйв, колбасит, глючит, отстой, зашибись, стрёмно, по фигу, за базар ручаюсь, стёб, понтово, отвязно, чмоки-чмоки» – резали слух.
Тогда бабушка надела красивое бальное платье, ажурные белые перчатки, взяла в руки веер и стала наизусть читать главу «Вальс» из романа А.И.Куприна «Юнкера». Непривычно для современного подростка звучали слова «мазурка, звуки полонеза, легкий аромат духов, изысканный поклон. Легкость и грациозность движений, ощущение воздушного полета, заманчивая красота девушки, упоительный вальс Штрауса»... И слова эти звучали так завораживающе, что внучка, глядя на бабушку изумленными глазами, только и смогла вымолвить: «Ну ты, метелка, даешь!»
Налицо два пласта языковой литературы: жаргон, молодежный сленг и правильный, красивый литературный язык. Известные писатели, работники культуры, учителя и просто неравнодушные люди давно бьют тревогу по поводу засорения и прямого искажения русского языка. Сквернословие, антислово в последние десятилетия у писателей, на сцене театра, на телевидении стало обычным явлением. Многие говорят, что без мата нельзя, это часть нашей жизни. Получается парадокс: люди, представляющие культуру, сами ею не владеют. На телевидении много пошлости, шутовства, цинизма, безвкусицы. Артисты величают себя «звездами». С чего бы?
На эстраде вместо фамилий какие-то клички: Жасмин, Дельфин, Ёлка, Нюша, Нарцисс. Трудно себе вообразить, чтобы Клавдию Ивановну Шульженко на сцене представили бы так: поёт Жасмин или Акация. Раньше были песни красивые. Мелодичные, с удивительным текстом, которые пел народ. Сегодня – шлягеры, хиты-однодневки с бессмысленным набором слов. На обложках модных журналов фотографии гламурных певиц и телеведущих с голым предродовым животом, всё напоказ, всё лишено скромности и святости. Полуголая, полуодетая эстрада с нелепыми нашлепками на майках, с нелепыми панковскими прическами, в безвкусных неконцертных одеяниях! Как-то Игорь Бобрин рассказывал, что в Голландии после выступления наших фигуристов к нему подошел молодой человек со словами: «Извините, что я пришел на ваше выступление в джинсах и кроссовках».
Люди, представляющие культуры, должны быть ее носителями, воспитывать вкус, прививать чувство красоты, а красота несет свет, добро, милосердие – будьте музыка, живопись или поэзия.
Мы наивными всё же не будем,
Исповедуя истину ту.
Мир спасёт красота, если люди,
Если люди спасут красоту.
Полностью согласна. Все в руках человека: и созидание, и разрушение. Музеи, библиотеки, выставки живут, в основном, за счет бескорыстия и энтузиазма работников этой сферы. «Культура держится не на речах, не на чиновничьем всесилии, а на усталых держится плечах великих тружениц России», – пишет о таких людях поэт А.Дементьев.
Из нефтеносной и газовой казны, которая пополняет карманы собственников-олигархов, не находится каких-то копеек, чтобы поддержать культуру и искусство. А если иногда находится, то слишком мало.
Не может не волновать тот факт, что библиотеки закрываются по стране десятками и сотнями, особенно в «малых населенных пунктах», а советская литература оказывается на свалках. Сама видела на мусорке несколько томов Салтыкова-Щедрина, книги Шолохова, Горького и даже «Всемирную историю живописи». Что говорить о библиотеках, если есть деревни, где живут без электричества, с керосиновыми лампами.
А вот телеканал «Культура» и «Диалоги о культуре» на «Радио России» соответствуют своему названию. Без надоевшей рекламы, без набившей оскомину попсы, с подбором интересного познавательного материала, записями театральных постановок. Эстетика внешнего вида музыкантов, высокое мастерство исполнителей-вокалистов вызывает уважение. Есть что посмотреть, есть что послушать.
«Диалоги о культуре» на радио – это тоже своеобразный музыкальный театр, который делает благородное дело: рассказываете жизни гениальных художников, их картинах, о жизни композиторов и певцов русской и зарубежной школы, дает возможность услышать классическую музыку с высоким уровнем исполнения, арии из опер, романсы, народную музыку. Ещё раз услышать имена Чайковского, Глинки, Рахманинова, Шаляпина, Собинова, Лемешева, Энрико Карузо, Моцарта, Бетховена, Верди и многих-многих других классиков русской и зарубежной культуры будет для подростков нелишним.
Приобщение детей к культурным ценностям – дело необходимое. Хорошо, что родители и учителя не лишают детей возможности погружения в мир раздумий, в мир красоты и искусства, прививают вкус и чувство эстетики.
Но в воспитании всегда есть уязвимые места.
Ирина Добычина,
Заслуженный учитель школ РСФСР.
Окончание следует.