Депутат Госдумы Дмитрий Горовцов: В Туве бесхозяйственность и неэффективное управление
Горовцов Д.Е.: Цель моего приезда – оказать максимальную поддержку нашему региональному отделению и нашему региональному списку СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ на выборах в Верховный Хурал Республики Тыва. Вторая задача связана с моей профессиональной деятельностью в комитете по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы. В рамках компетенции деятельности и моей лично, и комитета, я встречаюсь, обсуждаю актуальные вопросы с представителями и руководителями силовых структур. В Туве за прошедшие несколько дней у меня состоялись встречи с руководителями всех основных силовых структур в Республике Тыва.
Безусловно, основная моя задача – помочь проведению избирательной компании СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ в Туве. Это обеспечение кампании и контроля на избирательных участках в день голосования 14 сентября. Отдельно отмечу важность контроля с 22 часов и до утра. Как правило, их (протоколы – ред.) полностью переписывают и подгоняют под нужный партии власти результат. Наша задача – воспрепятствовать этому совместными усилиями, осуществить контроль и обеспечить сохранность наших голосов.
В рамках отчёта хочу напомнить, что год назад в этой аудитории я рассказывал об итогах посещения Эрзинского района и о тех проблемах, которые на встречах и с руководством района и с избирателями затрагивались. Это были вопросы, связанные с установлением упрощенного порядка пересечения границы, как со стороны Республики Тыва в сторону Монголии, так и в обратную сторону на глубину 100 км в первую очередь для лиц, которые имеют близких родственников на соседних территориях. И я тогда говорил о том, что постараюсь вынести этот вопрос на обсуждение комитета по безопасности и моих коллег в Государственной Думе. Эта работа была проведена и носила комплексный характер. И в результате, как вы знаете, в ходе визита главы нашего государства В.В. Путина в Монголию, было принято решение о безвизовом режиме для наших стран, для Монголии и Российской Федерации.
Что касается программы направлений деятельности нашей партии, нашего отделения в Республике Тыва. Безусловно, в случае избрания наших коллег депутатами Верховного Хурала, будут решаться несколько ключевых задач. Во-первых, это тема парламентского контроля – принятие соответствующего закона. На федеральном уровне такой закон в итоге долгих и жарких дебатов в Государственной Думе был принят. Однако, невзирая на то, что в большинстве регионов такие законы имеются, в Республике Тыва еще предстоит его принять.
Накануне поездки в Туву я получил данные из Министерства финансов РФ о не эффективном использовании бюджетных средств Тувы на местном уровне, когда в конце года немалые суммы, исчисляемые миллиардами рублей, возвращаются в казначейство в федеральную казну.
Конвиз С.С.: За два года пять миллиардов.
Горовцов Д.Е.: Да. О чем это говорит? Это говорит о неэффективности использования бюджетных ресурсов, которые выделяются на различные направления, в частности, на строительство, на сферы образования, медицины, в части касающийся исполнения программы и подпрограммы по борьбе с туберкулезом – это тема для Республики Тыва очень животрепещущая, очень актуальна и значима.
Огромные средства не используются и возвращаются в федеральный бюджет, а по сложившейся практике работы Министерства финансов России, если эти средства не использованы, то на следующий год сумма финансирования уменьшается. И это, в конечном итоге, ведет к тому, что накапливаются годами нерешенные проблемы. Хотя, с одной стороны, федеральный центр эти средства выделяет, но местные власти эти средства на 100% не используют. Это говорит о неэффективности хозяйствования, о неэффективности управленческой сферы в республике. Я надеюсь, что в результате этих выборов, которые состоятся 14 сентября, будет создана крепкая, хорошая фракция СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, которая будет ставить эти вопросы под парламентский контроль и постоянный мониторинг использования бюджетных средств на те или иные задачи и цели.
Еще один важнейший момент, который требует особого внимания, особой ответственности в этом отношении – это развитие и поддержка сельского хозяйства в республике. Это традиционное направление жизнедеятельности населения. Так сложилось исторически и в советские годы, что со всего бывшего Советского Союза направлялись в республику специальные кадры. Не только специалисты сельского хозяйства, но и специалисты перерабатывающей промышленности, специалисты в области развития тех или иных сфер экономики, промышленности. К сожалению, эта практика на сегодняшний день утрачена, ее нет, и ее нужно восстанавливать, поскольку от квалификации, профессиональных качеств людей, которые находятся в руководстве, в управлении Республикой, много зависит. У власти должны быть люди, которые знают организацию процесса, знают сопровождение этого процесса, в состоянии получить нужный результат. Чтобы эти деньги, выделяющиеся из федерального бюджета, а Республика Тыва является дотационным субъектом Российской Федерации, использовались на 100% и не возвращались обратно в федеральный бюджет. Необходимо эти вопросы решать депутатам в Верховном Хурале от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ. Надеюсь, они будут вносить предложения в законопроекты, направленные на восстановление традиционных видов производств. Это восстановление производства молочной продукции, восстановление перерабатывающих отраслей, восстановление кожевенной промышленности. Все то, что было и достаточно эффективно работало в советские годы. Вот эти вопросы – основные.
Есть два глобальных вопроса: эта задача восстановить воздушное сообщение из Кызыла с Большой землей, улучшение состояния автомобильного сообщения М-54 «Енисей». Необходимо вернуться к реконструкции аэропорта в Кызыле, чтобы приспособить его для приёма тяжелых пассажирских самолетов, которые могли бы осуществлять регулярные рейсы из Кызыла в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города Российской Федерации. Вторая глобальная задача – это строительство железной дороги до Курагино. В этой ситуации я знаю все сложности и детали, которые сопутствуют этой трехлетней эпопеи с момента вбития первого костыля Президентом страны в декабре 2011 г. Вроде, сейчас есть решение использовать средства фонда национального благосостояния на эти цели, есть решение о привлечении частного капитала в эту стройку века. Если этот проект начнет реализовываться, то для Тувы, для жителей, для экономики республики, это будет важнейшим прорывом вперед.
Конвиз С.С.: Вы сейчас упомянули о железной дороге и приезде Путина В.В. в Республику Тыва. Насколько нам известно, он ничего про железную дорогу не говорил.
Горовцов Д.Е.: Но есть решение в рамках поручения тогда еще Председателя Правительства Российской Федерации в 2011 г., есть решение о том, что эта задача должна начать реализовываться. Были сложности с участием частного капитала, в частности Байсарова, такого известного персонажа для республики, который отличается большой показухой и в части добычи угля, и в части строительства обогатительных комбинатов на территории республики, и в части участия своим капиталом в строительстве железной дороги, о которой шла и идет речь несколько лет. Есть решение, но пока не начало реализовываться.
Я знаком с практикой других субъектов Российской Федерации, где все с точностью до наоборот. Не хватает средств федерального бюджета на самые разные направления: на строительство, на медицину, на образование, на дошкольные учреждения. И субъекты выходят с заявками на Министерство финансов России увеличить средства на целый ряд направлений. Здесь же с точностью наоборот, деньги не реализованы, не освоены, т.е. они не пошли в дело и вернулись в федеральный бюджет. Это, на мой взгляд, говорит о бесхозяйственности и о слабом управлении, к тому же о слабом контроле за деятельностью правительства Тувы. А ведь есть контрольные органы, которые должны обеспечивать соответствующий финансовый контроль. Вот этого ничего сделано не было. Это говорит о том, что, действительно, информации много накопилось, и я не исключаю, что руководством страны будут приниматься соответствующие кадровые решения. И приведу один пример, он, кстати, напрямую связан с выборами, которые проходят в республике, – это официальная социология, которая делается властями республики и социологией, которая осуществляется спецсвязью ФСО России. Это альтернативный канал оценки результатов выборов. Они зачастую сильно разнятся. Данные ФСО России ложатся на стол руководства России. Как известно, огромный разрыв в цифрах, в рейтингах, в оценках и результатах голосования избирателей в Москве изучается. И когда местные власти Тувы дают результат для «Единой России» 80%, а для всех остальных партий, которые принимают участие в выборах, остаётся 20%, а ФСО дает «ЕР» около 30-35%, то понятно, что руководство страны не может не обращать внимание на подобную диспропорцию. И тогда делаются соответствующие выводы, в том числе кадрового характера.
Конвиз С.С.: Скажите, такое положение с возвратом бюджетных средств назад в федеральный бюджет в Туве одиноко или много таких регионов, в которых такая же ситуация?
Горовцов Д.Е.: Я думаю, из всех субъектов Российской Федерации наберется не больше десятка подобных примеров. В большинстве же случаев все наоборот не хватает средств.
Конвиз С.С.: Два дня назад Путин В.В. освободил от обязанностей губернатора Брянской области.
Горовцов Д.Е.: Вы затронули очень интересную тему, связанную с отставкой в случае с утратой доверия губернатора Брянской области. Тут очень интересная ситуация, на самом деле. В частности, «Независимой газете» два дня назад я давал комментарий на эту тему. Смысл следующий: Денин один из немногих губернаторов, кто был избран в результате возвращения уже прямых выборов губернаторов. Человек, который стал губернатором в результате либерализации президента Медведева, когда он выступил с посланием Федеральному Собранию в декабре 2011 г. Вы помните события на Болотной, на проспекте Сахарова, вы помните десятки тысяч людей, которые выходили на улицы Москвы, Санкт-Петербурга. Это был ответ на эти протесты. Было принято решение вернуться, в том числе, и к прямым выборам губернаторов. Денин был избран по этой схеме. Он занимал этот пост около двух лет.
Что очень важно здесь понимать? С одной стороны, есть формальная сторона вопроса: он, как лицо, замещающее высшую должность в субъекте РФ, наряду с депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, силовиками, обязан подавать декларации о доходах и расходах. Он не указал в своей декларации о доходах целый ряд значимых активов, которые ему принадлежат. В итоге, как сказано было, в администрации Президента, возник конфликт интересов между его личным бизнесом и собственно государственными интересами, которые он представлял как глава региона. Это официальная версия. За кадром еще одна цель и задача этого решения – показать, что неприкасаемых нет, и не имеет значения, каким образом человек стал губернатором.
Четко дан сигнал всему губернаторскому корпусу, главам субъектов федерации, что неприкасаемых нет. Это идет в русле того, что я говорил ранее. В части, касающейся возможной фальсификации на выборах, недостоверных данных в результате переписанных протоколов, в результате вбросов, в результате подвоза, в результате досрочного голосования, которое полным ходом идет сейчас в республике и т.д. Это все может послужить основанием для принятия кадровых решений главой государства.
Повторяю: неприкасаемых нет.