Не думай о секундах свысока...
Ушедшая неделя прошла в республике под знаком разрешения-запрещения Путиным возможности Кара-оолу провести фарс-выборы Главы республики на очередной, третий по счёту срок. Шла она под аккомпанемент заявления Главы Чечни Кадырова о том, что он покидает свой пост, хотя никто не отрицает того, что он с 2007 года для Чечни сделал много полезного.
Казусность ситуации в Туве состоит в том, что никто даже не пытается вспомнить, что и когда обещал нам тогда числившийся перспективным политиком Шолбан Валерьевич. Все как бы забыли, что он на самом деле успел наобещать за почти 9-летний период своего властвования. В общем, понять его можно: ничего, кроме единоличной власти, ему достичь так и не удалось. Зачистив политическое поле от вероятных конкурентов, он так и не смог представить ни толковой программы развития республики, ни тем более каких-либо позитивных результатов своего руководства.
Ни инвестиционной привлекательности региона, ни бурного рывка в сельском хозяйстве и тем более в угольной промышленности так и не наступило. Никто уже и не вспоминает, как он обещал, что в 2012 году республика будет добывать в Элегестинском месторождении 12 млн. тонн угля и вывозить его в Россию и за рубеж построенной железнодорожной веткой Курагино-Кызыл. Можно, конечно, со смехом вспоминать о его проектах построить дирижабли или сделать аэропорт в Кызыле международным или с грустью вспоминать угробленные миллионы на реконструкцию птицефабрики или строительство водочного производства, но это всё как-то не очень впечатляет.
То, что Кара-оол не смог в экономике сделать ничего, никого не удивляет, поскольку он и до премьерства ничем подобным не отличался, хотя успел побывать в ролях и спикера парламента, и первого заместителя председателя правительства. Оно и понятно: человек, который на поверку не может представить обществу ничего, кроме лакейства Шойгу, созидателем не может быть по определению. Да и зачем созидать, если расположение Сергея Кужугетовича можно достичь гораздо проще и быстрее – подставить физиономию под удар или задницу под пинок, похвалить за мудрость и щедрость, сделать из его сестры депутата, а из друзей – чиновников или бизнесменов – и ты уже в фаворе! Какая тут экономика?! Какое единение общества?! Какие перспективы?! Шойгу зайдёт к Путину с отчётом по Сирии и как бы между прочим попросит оставить Кара-оола на правление на очередной срок – тот вряд ли устоит перед такой пустяковой просьбой... А что до тувинцев, замученных капризным, мстительным, недееспособным руководителем, так не одна Тува такая. Посчитай, полстраны под управлением таких же шолбанов. Потому и живёт богатая народом и природными ресурсами страна на уровне Мозамбика.
Правда, этот Шолбан – всем шолбанам Шолбан. По какому показателю его не посмотри – везде последние места. К примеру, Карелия оказалась на 79 месте по показателям переселения из ветхого аварийного жилья – губернатору выговор! Забайкальский край по этому показателю – 81. Губернатора отправили в отставку. А Тува тут числится 82-ой. По сталинским меркам, как раз под расстрельную статью.
Но вопрос строительства всё же – вопрос частный, хотя и весьма показательный. Если республика не в состоянии строить жильё на дармовые федеральные деньги, то, что стоит её руководство? А если к этому показателю добавить последние места Тувы в России в рейтингах качества жизни и инвестиционной привлекательности, а к ним прибавить показатели продолжительной жизни, заболеваемости сифилисом и туберкулёзом, а также преступности и соотношения численности чиновников к общей численности населения, то картина становится совсем мрачной. Картина, которая не лезет ни в какие ворота.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: республика находится в такой ситуации, когда срочно нужны прорывные решения, иначе депрессивное состояние экономики и общества грозит серьёзными социально-политическими потрясениями. И в этом плане демонстративное публичное объединение политической элиты республики в очевидно оппозиционную общественную организацию становится явным симптомом нарождающегося протеста. Всё это не может не беспокоить Кремль. Однако, пронесло. Кара-оолу даже замечания не сделали... Говорят, Шойгу Путина попросил... Если бы это случилось при Сталине, то от Шойгу бы мокрого места не осталось – объявили бы саботажником и каким-нибудь английским шпионом. Ан, нет – курилка на месте, войнушку в Сирии разыгрывает. Ну а Кара-оол? А этот сукин сын, невзирая на очевидные неудачи в экономике республики, бегает по Москве, выпрашивает себе третий срок. Правда, пока без реальных результатов.
А вот с этого места придётся поподробнее.
Последний раз Шойгу в Туве был совсем недавно. Для Кара-оола его приезд имел определённый смысл – пообещает он (или не пообещает) поддержать Кара-оола в непростой ситуации в республике. Шойгу эту тему обсуждать отказался и за 3,5 часа пребывания в Туве о перспективах Кара-оола сказал только одно: работать надо, а не о власти думать. Ответ, прямо скажем, не вызывающий у нынешней власти оптимизма. Правда, при желании в нём можно прочитать не столько отказ Кара-оолу в возможности нарисовать себе на выборах показатель чудесной поддержки народом, сколько предложение поднатужиться и показать товар лицом... А какое может быть лицо у человека, которого регулярно по нему бьют?
И главный Шолбан республики не стал ждать милости от природы и смело ринулся в Москву, заявив, что без согласия Путина на досрочные выборы в республику он не вернётся. И – о чудо! – Путин как бы принял Шолбана! Правда, не в Кремле и не официально. По крайней мере, никаких сообщений по этому поводу ни в службе протокола Кремля, ни в СМИ, ни на сайте Кремля так и не было опубликовано. Злые языки сообщили, что Кара-оол якобы через скульптора Намдакова договорился с пресс-секретарём Песковым и просочился к Путину, когда тот то ли шёл в туалет, то ли мыл после этого руки... И в это время состоялась та самая грандиозная встреча великого Путина с чуть менее великим Шолбаном, в ходе которой они «подробно обсудили вопросы социально-экономического развития Республики Тыва», после чего окрылённый Шолбан написал в Фейсбуке: «Я должен запомнить 18 февраля, как один из самых счастливых дней в моей жизни. Потому что он был насыщен встречами по проблемам моей Республики и надеждами на улучшение жизни народа». Что за встреча? С кем? И что за надежды, появившиеся вдруг в голове Шолбана? Любому понятно, что если у Главы региона действительно состоялась официальная встреча с Главой государства, это никак никого не должно компрометировать. По крайней мере, стесняться тут точно нечего ни первому, ни второму. Но когда об этом молчит Кремль и только намекает премьер, возникает вопрос: а был ли мальчик? Или это больше похоже на то, что он в очередной раз выдаёт желаемое за действительное.
В общем-то, конечно, Шолбана Валерьевича можно понять – пять лет неудовлетворённого стремления к встрече с Владимиром Владимировичем много стоят. Хотя, положа руку на сердце, трудно предположить реальное обсуждение накопившихся тувинских проблем за 1 минуту 4 секунды встречи, если она действительно состоялась. Впрочем, не стоит думать об этих секундах великого общения свысока. Даже один мимолётный взгляд Владимира Владимировича много стоит. Да что там взгляд – одного его жеста достаточно, чтобы прийти в восторг. Что, наверное, с Кара-оолом и произошло. Только вот что после этой «многозначительной встречи» осталось «в сухом остатке»? Внезапно обрушившаяся на Шолбана жестокая, неизвестная нам болезнь, ставшая препятствием для его скорого возвращения домой с целью немедленного воплощения в жизнь указаний Путина? Или не менее внезапное чудодейственное его выздоровление и возвращение на родину? Правда, о том, что тот успел сказать ему за 1 минуту 4 секунды, до сих пор остаётся страшной государственной тайной. И нам пока ясно лишь одно – о разрешении Кара-оолу досрочно сложить полномочия и нарисовать себе на «выборах» победу никакой речи пока не идёт. Правда, Шолбан не отчаивается и старается убедить своих подельников по власти, что время для такого решения ещё есть – до 18 марта...
А тем временем события в Туве развиваются по своему, совсем не согласованному с властями республики сценарию. Возбуждения уголовных дел с последующими допросами, обысками, задержаниями, посадками и арестами идут своим чередом. Создаётся впечатление, что правоохранительные органы вдруг проснулись и принялись реализовывать свои оперативные наработки. Кызыл – город небольшой. Как только в поле зрения попали Доржу, Капкова, Якушев, Монгуш, Илкин, Свинцов и другие приближённые к Кара-оолу люди, стало понятно, что круг следственных действий вокруг премьера Тувы сужается. А нахождение многих из них не в СИЗО, а под подпиской о невыезде говорит лишь о том, что они, скорее всего, «заговорили»... И теперь следствие устроило гонку – кто быстрее и честнее расскажет, как они расхищали бюджетные деньги.
Интересны в этом плане события вокруг как бы строящейся станции переливания крови. Ещё в 2013 году никому неизвестная строительная компания «Инвест-строй» Лёни Доржу странным образом получила подряд на строительство Станции переливания крови в г.Кызыле. Доржу получил аванс в размере более 120 млн. рублей для приобретения блочного оборудования. Однако тот до сих пор тендер на закупку этого оборудования так и не провёл. И даже фундамента под станцию не соорудил. Да что там фундамент – даже котлована вырыто не было. А деньги странным образом «испарились». Как сейчас полагает следствие, они были потрачены на цели, далекие от Станции переливания крови. В списке возможных затрат – джип самого Доржу, покупка останков курорта Чедер, а также строительство гаража правительства и гостиницы Кара-оолов в Кызыле на перекрёстке улиц Щетинкина и Интернациональная. Однако чудесным образом заказчик – Госстройзаказ правительства РТ форму КС-3 Доржу подписал...
Другой не менее интересный персонаж подобной истории – Юрий Якушев. Сей медик (Якушев по образованию – врач) оказался вдруг строителем и прославился на возведении жилья для сирот. Не буду опережать выводы следствия и остановлюсь лишь на том, что в результате бурной инвестиционной деятельности врача его усилиями на берегу Енисея в природоохранной зоне возле коммунального моста неожиданно возникла АЗС с примечательным названием «Эне-Сай». А владельцем этой АЗС по странному стечению обстоятельств является наша главная семейка. Якушев регулярно является на допросы и никак не может представить следствию документы, подтверждающие оплату строительства АЗС его хозяином...
Якушев, Доржу, Монгуш, Илкин и прочие – люди ближайшего окружения Шолбана Кара-оола. Всех их собрал в один инвестиционный кулак, которым был нанесён удар по бюджету республики ни кто иной, как премьер республики. Да, по чести сказать, скорее всего, они и действовали не столько в собственных интересах, сколько в караооловских. Известно же, что наш премьер обладает даром ничего не делать даром...
А теперь давайте вернёмся к ситуации вокруг нашего премьера. Что ни говори, ситуация в стране сейчас такая, что даже самый заворовавшийся чиновник имеет шансы продолжить своё воровство, если у него имеется надёжная «крыша». В этом плане Шойгу – очень солидное прикрытие. И если он захочет, то самого чёрта пристроит к власти. Поэтому тот факт, что Кара-оол уже два года безрезультатно бьётся за разрешение пойти на выборы, говорит только об одном – Шойгу осознаёт, что для него Кара-оол – камень преткновения общения с земляками на родине. Это же очевидно: пока Шойгу не пристроил Кара-оола в премьеры правительства Тувы, у нас никто никогда ничего негативного о нём не писал и не говорил. И только деятельность Кара-оола позволила поставить под сомнение авторитет и опытность Шойгу, его чутьё на кадры и лоббистские возможности.
Всем понятно, что оппоненты Кара-оола – это совсем не недруги Шойгу. И сколько бы Кара-оол ни прикрывался авторитетом своего патрона, для всех Шойгу и Кара-оол – персонажи разные. Да, с назначением Кара-оола Шойгу свой имидж прилично «подмочил». Однако нет никакого сомнения в том, что новый премьер, случись замена власти сейчас, отнёсся бы к знаменитому земляку с должным пиететом и старался бы наладить с ним взаимодействие в интересах республики.
Мы знаем, что сейчас министр обороны подыскивает замену нашему Шолбану. Для него Кара-оол – давно прочитанная книга. Похоже, вопрос лишь в том, когда у Шойгу закончится терпение, и он перевернёт эту страницу истории. Что ж, поживём-увидим.
До встречи.
Кондрат Пчёлкин