Можно ли верить Кара-оолу?
В настоящее время в Туве идут выборы Председателя правительства республики. Основной претендент на кресло главного чиновника Шолбан Кара-оол выпрыгнул, как чёрт из табакерки, и на встрече с кандидатом от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предложил соревнование не личностей, а программ. С виду предложение дельное. Действительно, если у кандидата сформирована дельная программа, то почему бы за него и не проголосовать? Вот только имеется одно «но»...
В наш век Интернета сочинить (или содрать) любую программу – дело техники. Как говорится, воровать – не строить. Особенно, если обещать берётся партия власти, с лёгкой руки блогера Навального метко прозванная в народе партией жуликов и воров. Как помнится, эта партия когда-то обещала нам всем снижение тарифов ЖКХ в два раза. Вместо этого под руководством этой партии на нас свалились воровские цены в 20-40 раз превышающие тот уровень. И ничего – никто не застрелился. И даже не ушёл в отставку. Помнится, ещё в 1999 году эти деятели обещали нам открытие для каждого гражданина специального счёта, на который по примеру Норвегии, Арабских Эмиратов и других, богатых ископаемыми стран, каждый месяц должны были поступать отчисления от продажи нефти, газа, угля, леса и прочих природных ресурсов. Сейчас, спустя 17 лет, не то что денег, разговоров об этом не слышно. Скорее, даже наоборот: мировые цены на нефть и газ упали в 3-4 раза, уголь подешевел втрое, а в России всё с точностью до наоборот – и бензин, и уголь дорожают для населения год от года. Вот и скажите после всего этого: верить в эти распрекрасные программы или нет?
Ладно, оставим в покое Россию. Вернёмся на грешную землю. В Туву. Девять лет – огромный срок для реализации своих амбиций. Достаточно времени, чтобы доказать всем, что ты не бездельник, не пустобрёх, не дурак и не вор. Давайте вспомним, что нам наобещал за девять лет властвования наш премьер Кара-оол и что он нам принёс за это время.
Следует признать: обещать молочные реки с кисельными берегами Шолбан Валерьевич не стеснялся никогда. Первые его обещания: ликвидировать энергодефицит, транспортную изолированность республики и создание условий для инвестиционного бума в Туве – можно отнести к обыкновенному словесному поносу незрелого государственного мужа. Но остальные, такие, как так и несостоявшиеся производство и эксплуатация дирижаблей, создание птичника, водочной линии и тепличного производства – нескоропалительные обещания говорят о том, что он, скорее всего, так и не повзрослел и не начал относиться критически к собственной персоне. Его завиральные дорогие и глупые проекты типа «один продукт в одной деревне», «корова-кормилица» или «в каждую семью – по диплому о высшем образовании» не только носят откровенно декларативный характер, но, можно предположить, просто вредны, поскольку превратились в кормушку массового воровства бюджетных средств без какой-либо реальной отдачи.
Но нужно отметить, что все эти прожекты, хоть и наносящие урон республиканскому бюджету, не так опасны для республики. Думается, что основной вред деятельность Кара-оола приносит в другой плоскости. Речь идёт о заинтересованности в развитии экономики республики бизнесменов России. И корень проблемы, думается, в том, что Шолбан Кара-оол, судя по всему, живёт по принципу «не пойман – не вор». Самым наглядным примером жизни нашего премьера по такому принципу является история с журналисткой А.Донгур-оол, осмелившейся в прямом эфире ВГТРК напомнить всем о неком деянии Шолбана Кара-оола. Как он в 2006 году, будучи зампредом правительства Тувы и руководителем регионального отделения партии «Единая Россия», в компании своих изрядно подвыпивших дружков покалечил русского охранника боулинг-клуба «Страйк» Иванова только за то, что тот недостаточно учтиво с ним разговаривал. Охраннику сразу напомнили, на чьей земле он живёт и как должен вести себя с пьяными тувинцами. При этом Иванов получил отслоение сетчатки глаза, сотрясение мозга и проломленный нос. А в возбуждении уголовного дела следователь прокуратуры Амиров Иванову отказал, сославшись на примирение сторон.
Вся эта история получила широкую огласку и на фоне реального срока брату Шолбана Леониду Кара-оолу за наркотрафик чемодана дури, казалось, не оставляла этой криминальной семейке никаких шансов на политическую и тем более государственную деятельность. Однако, судя по всему, именно криминальное прошлое чёрных братьев оказалось для Шойгу хорошим знаком, и он после провала ЕР на выборах в Туве в 2006-07 годах сделал ставку на Шолбана Кара-оола. И его в принципе понять можно: человек с подобными родственниками и такой репутацией по определению должен быть чрезвычайно покладистым и безотказным. Другого такого с подмоченной репутацией найти в Туве было сложно. И Шойгу свой выбор сделал.
Когда после тех событий прошло шесть лет, прокуратура за давностью лет «похерила» следы преступления Шолбана Кара-оола. А документы, находившиеся в редакции газеты «РИСК», сгорели после поджога редакции, организованного, скорее всего, людьми Кара-оола, тот вдруг стал нагло и открыто заявлять, что никогда никакого Иванова не калечил, что никакого постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с примирением сторон не было в помине. Мало этого, он даже подал заявление на А.Донгур-оол, требуя привлечь её за клевету.
Ну что тут скажешь? Классическая жизненная ситуации по принципу «не пойман – не вор!». Однако тут Кара-оол сильно промахнулся. Злосчастное постановление следователя прокуратуры Амирова нашлось! И теперь уже Кара-оол бегает от суда, не являясь на судебные заседания, поскольку ему, скорее всего, доложили о перспективе привлечения уже его к уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Дело дошло до того, что представитель Кара-оола в суде адвокат Уванай завил ходатайство суду о приостановлении разбирательства до окончания выборов Главы республики. Правда, в законе такого основания нет. И суд предложил, учитывая занятость Кара-оола, провести судебное заседание у него в кабинете. Так что ст.306 УК РФ теперь маячит перед Кара-оолом вполне реально.
Но дело в том, что политика – вещь тонкая. И её участнику очень опасно жить по принципу «не пойман – не вор!». Во-первых, как в случае с Донгур-оол, можно и попасться. Во-вторых, для политика очень важна репутация. А её ни за какие деньги не купить. Но у Кара-оола она не просто подмочена. Она катастрофически негативна. И если раньше он дробил носы и выбивал глаза, а его родной брат занимался наркобизнесом и они все вместе сколачивали состояние на торговле водкой, то теперь к нему счёт можно предъявить покруче.
В этой статье я не стану спрашивать Кара-оола, как он вернёт в бюджет деньги, потраченные на глупые безрезультатные (в смысле успеха) проекты типа реконструкции птицефабрики «Енисейская», создания водочной линии «Чагытай», строительства тепличника и кондитерской фабрики. Я даже не спрошу его, почему при нём были ликвидированы ранее успешные банки «Тувакредит» и «Арат-Банк», зачем он закупил по бешеной цене самолёты-кукурузники «Пиларусы», лишив лицензии и обанкротив «Тува-Авиа». Не спрошу его даже о том, почему и ради кого была обанкрочена единственная в регионе «Судоходная компания». Я даже не спрошу Шолбана Валерьевича, как он создал условия для гуманитарной катастрофы во время аварии на ТЭЦ в Хову-Аксы и почему он уехал в Китай, когда пропал вертолёт, летевший из Тоджи в Кызыл. Я не стану этого делать, поскольку знаю: он всё равно на эти вопросы не ответит. Поэтому я ему хотел бы задать один очень простой вопрос: почему в Кызыле (да и в районах – тоже) при нём тувинцы стали покупать-продавать уголь Каа-Хемского угольного разреза мешками по пять вёдер? Как получилось, что цена на уголь за девять лет правления «подросла» с 600 рублей за тонну до 250 рублей за мешок, то есть в 10 раз? И теперь уголь в Туве в 5-8 раз дороже, чем в соседних сибирских регионах, хотя там, как правило, уголь добывают дорогим шахтным методом, а в Туве – дешёвым открытым способом?
А ведь как всё хорошо начиналось...
Помнится, Шойгу и Кара-оол продвигали идею создания некоего консорциума из олигархов. Тогда, видимо, они считали, что одному Пугачёву экономики Тувы не поднять, железную дорогу не построить и масштабную добычу коксующегося угля на Элегестинском месторождении не организовать. Вот тогда-то Шойгу при участии Кара-оола и завели в Туву альтернативу Пугачёва – алюминиевого короля Дерипаску. Его представители не унимались обещать построить в Кызыле международный аэропорт, современную тепловую станцию, гостиницы, школы и детские сады. И просили-то всего лишь малость – по дешёвке отдать им Каа-Хемский угольный разрез. В итоге «мудрой политики» Шойгу и Кара-оола угольный разрез ушёл с молотка в их «надёжные руки», но ни ТЭС, ни аэропорта, ничего другого Дерипаска в Туве так и не построил. Более того, новые хозяева, очень близко связанные Шойгу и Кара-оолом (а может, они сами?), спрятались за кипрским оффшором и стали гнать уголь без оплаты за Саяны. А деньги за этот уголь драть с тувинцев путём масштабного повышения цены на уголь.
Да и с углём Элегестинского месторождения тоже всё получилось «комом». Выдавив из республики сначала Нарусову, а затем и Пугачёва, Шойгу с Кара-оолом завели на их место чеченского авантюриста Байсарова. Тот тоже много чего наобещал, а на поверку оказался обыкновенным пустобрёхом. Ни добычи угля на Элегесте, ни строительства железной дороги Курагино-Кызыл, ни тем более порта в Ванино и ТЭС-2 мы так и не увидели. И теперь ему вообще не до Тувы – занят созданием интернет-магазина...
Про уголь, дирижабли и тувинскую водку я вспомнил не случайно. Всё это – прожекты Шойгу и Кара-оола. Все они провалены. Хотя Кара-оол до сих пор по инерции что-то лепечет о придании Кызылскому аэропорту статуса международного и последующего за этим всплеска туризма в Туву. Все, конечно, понимают, что обещания Кара-оола – пустой звук. Этот человек и раньше-то за свои слова не отвечал, а теперь в связи с состоянием здоровья вообще ничего обещать не может.
Совершенно очевидно, что Туве срочно нужна другая команда с иным лидером. С тем, кому люди могут поверить. Похоже, такое понимание есть и в правительственной команде. Именно поэтому с таким остервенением они чинили препятствия независимым кандидатам в сборе подписей муниципальных депутатов. Надеемся, что в рамках уголовного дела всем, включая Бичелдея и Кара-оола, будет дана соответствующая оценка. Похоже, Кара-оол понял, что любой из альтернативных кандидатов, будь то Монгуш, Хемер-оол или Ондар, без особых сложностей наберёт нужное для избрания в первом туре число голосов – настолько устойчивы в тувинском обществе протестные настроения.
Да, действительно, наученный горьким опытом Кара-оол уже не выбивает глаза, не ломает носы и не сотрясает мозги своим недругам. Теперь он ведёт себя более цивилизованным способом. Его, конечно, нельзя назвать бандитом. Но то, как арестовывают его окружение, с какой скоростью предъявляют обвинения его бывшим и настоящим министрам, говорит о том, что он, похоже, так и не научился работать честно. Я уже не говорю продуктивно и в интересах общества. Видимо, Шолбану Валерьевичу уже никогда не заслужить в Туве хорошей репутации. И единственно, чем он может гордиться, так это тем, что он до сих пор на свободе. Хотя информация о его неожиданном богатстве, слухи о приобретении квартиры более чем за 100 млн. и салона красоты за миллиард авторитета ему явно не добавят.
Да, соревнование программ – это хорошо. Это правильно. Даже очень. Только вот причём тут программы человека, который не выполняет своих обещаний? Деятеля, который, по мнению одних, больше похож на бандита, по мнению других, смахивает на вора, а, по мнению третьих, может вообще оказаться коррупционером? И что это за новая мода: устранить с выборов реальных конкурентов, а затем желать «честных выборов» и «соревнования программ»? У нас же всё-таки не Гондурас. У нас цивилизованная демократическая страна – великая Россия! К тому же Путин заявляет, что он – за честные прозрачные выборы. А вы как?
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин