Шолбан Кара-оол: Мавр своё дело сделал?
Как известно, Шолбан Валерьевич Кара-оол при Президенте Тувы Шериг-ооле Ооржаке много лет ходил в «перспективных» и «подававших надежды». В некоторых кругах с лёгкой руки нашего знаменитого земляка федерального министра Сергея Шойгу он воспринимался как бы умным и интеллигентным молодым человеком. В Москве не придавали особого значения циркулировавшим в Туве слухам о том, что его семья, скорее всего, контролирует в Туве наркобизнес и бутлегерство, а сам он, скорее, бандит, чем философ. И правильно делали – мало ли что могут наговорить злобные конкуренты на восходящую звезду тувинской политики? И даже покалеченный в боулинг-клубе русский охранник и пойманный в аэропорту брат с чемоданом наркоты не повлияли на личные отношения Кара-оола с Шойгу: надёжные верные люди нужны всегда. А дружок с подобным багажом компромата – лучший подсобный в делах: никуда не денется и выполнит всё, что ему поручат.
Вот так Шолбан Кара-оол по случаю неудачи партии власти на выборах 2006-07 годах с подачи Шойгу стал премьером Тувы, хотя до этого ни на посту спикера парламента, ни тем более в кресле заместителя Ооржака ничем выдающимся не выделялся и ничего прогрессивного не совершил. Так, по совету Шойгу сидел и терпеливо ждал, когда Ооржак промахнётся... А когда команда Василия Оюна под флагом «Партии Жизни» в открытой политической борьбе с блеском «замочила» «Единую Россию», в списках которой Кара-оол шёл на парламентские выборы под вторым номером, в результате подковёрной борьбы в Кремле Кара-оол оказался востребованным и занял кресло премьера правительства Тувы, которое в общем-то ничем не заслужил.
Но большой частью тувинского бомонда неожиданное, если не сказать скандальное восхождение Кара-оола на трон, тем не менее, было воспринято с неким энтузиазмом. Да и от Ооржака многие подустали за 16 лет. К тому же дела в экономике шли совсем не блестяще, а его спонсоры-благодетели сенаторы Пугачёв и Нарусова уже не казались такими всемогущими в сравнении с федеральным министром Шойгу. В общем, республика захотела перемен.
Да, конечно, многие связывали эти перемены с именем Оюна. Но жгучее желание Шойгу усадить в главное кресло своего надёжного покорного вассала Кара-оола многие восприняли как гарантию на лучшую жизнь. Верили, что знаменитый земляк окажет начинающему деятелю всемерную поддержку, введёт его в высшее общество России, что в конечном итоге обеспечит республике инвестиционный дождь, подъём экономики, увеличение числа рабочих мест и повышение жизненного уровня её жителей. Ну а если Кара-оол и «не потянет», думали они, то для Шойгу не будет проблемой убрать его и предложить новую, более перспективную кандидатуру. В общем, решили хитромудрые тувинцы, даже если на деле всё же подтвердится, что новый начальник действительно бандит, вор и коррупционер, большого риска в его назначении нет, поскольку за его спиной стоит всемогущий Шойгу, который всё исправит... С таким настроением Тува и вошла в 2007 год.
Не могу не напомнить, с каких громких обещаний Кара-оол начинал свою деятельность премьера. Решение проблем энергобезопасности и транспортной изолированности республики, обещалось создание новых тысяч рабочих мест, борьба с коррупцией и общей преступностью. Строительство жилья, школ и детских садов гарантировалось одновременно со строительством новой ТЭС, придания аэропорту г.Кызыла статуса международного. Одно перечисление его обещаний составило бы площадь, сопоставимую с объёмом газеты «РИСК». Перечислять его пустые обещания не стоит, поскольку все знают, что ничего из обещанного он так и не исполнил.
Однако следует отметить, что наш всемогущий земляк Шойгу смог в 2016 году протолкнуть Кара-оола на новый срок, когда по пьяной лавочке уговорил Президента Путина разрешить ему пойти на досрочные выборы. Наверное, был уверен, что его протеже сумеет не только организовать безальтернативные выборы Главы республики, но и «нарисовать» на выборах нужный результат. Но примечательно не то, как Шойгу повторно навязал нам Кара-оола, а то, под каким соусом это было сделано. Всех тогда удивил Путин, когда на следующий день после гуляний на дне рождения Шойгу принял досрочную отставку Главы республики и заметил: «в целом республика развивается, развивается под Вашим руководством хорошо» и выразил надежду, что «в конечном итоге люди всё равно должны будут сказать, поддерживают они Вас или нет». Знал он или не знал о том, как Шойгу и Кара-оол смогут организовывать в Туве воровские безальтернативные выборы? Наверное, знал. Но почему-то пошёл на это. И не ради красивых глаз Шойгу и Кара-оола. Почему? Вот об этом и пойдёт речь ниже.
Начнём с реальных итогов правления Шолбана Кара-оола Тувой за почти 10-летний срок, подтверждённых официальными статистическими данными, с которыми трудно спорить.
Главный показатель итогов деятельности государственной власти – это повышение (понижение) качества жизни жителей региона. Согласно публикациям РИА «Рейтинг», в 2015 году Тува оказалась по рейтингу качества жизни населения на последнем 85 месте в России, хотя в 2006-07 годах этот показатель был на 9 пунктов выше. Численность граждан Тувы, живущих за чертой бедности, с 37,2% в 2007 году увеличилась до 38,8% и составила астрономическую для 300-тысячного населения республики цифру в 121,7 тыс. человек. Мало того: по итогам первого полугодия 2016 года уже более половины населения Тувы живут за чертой бедности. Как следствие – возросло число зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые – с 182,6 тысяч в 2007 году до 222,6 тысяч в 2014 году. При этом нищее население только за январь-ноябрь 2016 года за медицинские услуги и услуги системы образования затратило из семейного бюджета 786 млн. рублей, что в 3 раза больше, чем было в 2007 году.
Прочитав это, Кара-оол, наверное, заявит: кризис, у всех так. Но это – всего лишь оправдание. В соседних с Тувой регионах уровень жизни населения хоть и медленно, но рос. Так, к примеру, доля бедного населения в Республике Алтай снизилась с 31,1% в 2010 году до 24,3% в 2015 году, а в соседней Хакасии, снижение – с 18,4% до 18%. Падение общего уровня жизни жителей республики произошло на фоне катастрофического сокращения рабочих мест. В 2007 году Ш.Кара-оол обещал создать 6,9 тыс. новых рабочих мест, в том числе 2,5 тыс. мест на селе. В результате его «преобразований» и исполнения программы «один продукт в одной деревне» вместо новых рабочих мест численность занятых мест для местного населения наоборот сократилась. Кара-оол восходил на должность под девизом решения проблемы мест в дошкольных образованиях. Реально численность детей, состоящих в очереди для определения в дошкольные учреждения, возросла с 10513 человек в 2007 году до 18279 человек, то есть почти в два раза, хотя под эту «сурдинку» Кара-оолу удалось кастрировать парламент Тувы в шесть раз.
В Туве средняя обеспеченность населения жильём на одного жителя – самая низкая в СибФО и составляет всего 13 кв. метров, что на 6,5 кв. метра меньше, чем в Республике Алтай. А поскольку Тува значительно отстаёт от соседей по вводу жилья, этот разрыв увеличивается. К примеру, за 2010-2015 годы среднегодовая общая площадь жилья в Туве составила 71,4 тыс. кв. метров, что в 1,5 раза ниже, чем в Республике Алтай. При этом следует учесть, что из общей площади вводимого жилья почти 90% строится населением самостоятельно за счёт собственных средств. К тому же и этот процесс сдерживается бюрократической машиной правительства Тувы.
Но падение жизненного уровня влияет и на криминогенную ситуацию в республике. По росту числа зарегистрированных преступлений республика занимает лидирующие позиции не только в СибФО, но и в целом по России. За 2015 год зарегистрирован рост преступлений на 128%, а январь-октябрь 2016 года число зарегистрированных преступлений возросло на 139,6%. К примеру, в СибФО за этот же период наблюдается снижение (91,9%), а в России в целом число зарегистрированных преступлений составило только 92,2% от уровня предыдущего периода.
Падение жизненного уровня населения – это результат краха экономической политики правительства Кара-оола. Так, для сравнения: за 2010 год валовой продукт на душу населения составил по Республике Алтай – 108730 рублей, по Республике Тыва – 108178 рублей. Отставание составляло 0,5%. Но уже по итогам 2014 года разрыв в отставании от Республики Алтай увеличился и достиг 19% (Алтай – 184000 рублей и Тува – 149345 рублей). Такая же картина, если сравнить наши показатели с результатами соседней Хакасии. Тува увеличила отставание за 2010-2014 годы от ближайшего соседа на 10 процентных пунктов, размер душевого объёма ВРП у нас составляет менее половины ВРП, чем в Хакасии. В последние годы настоящим бедствием стал неконтролируемый рост цен и тарифов. Республика не в состоянии развиваться, а положение жителей усугубляется тем, что в Туве тарифы на электроэнергию – одни из самых высоких в России. К примеру, стоимость электроэнергии для жителей Тувы составляет за 1 киловатт 3,15 рубля, в то время как наши соседи в Хакасии за это платят только 1,92 рубля или в 1,64 раза меньше.
В республике сложилась парадоксальная ситуация: все угольные месторождения продали, а конкуренции как не было, так и нет. Занимая монопольное положение на рынке угля, «Тувинская горнорудная компания» после приватизации «по Шойгу» установила самые высокие цены в Сибири: за 2006-2016 годы цена угля выросла в пять раз и превышает соответствующие цены в соседних регионах более чем в три раза. Уголь стал практически недоступным для большинства населения республики. Малоимущие семьи вынуждены покупать уголь, расфасованный в мешки, стоимость которого в пересчете на тонну достигает 5-6 тыс. рублей. В зимнее время это стало одной из главных проблем у населения, однако власти республики, аффилированные с ТГРК, не принимают никаких мер по решению этой проблемы.
В настоящее время распроданы все месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна. Запущен в эксплуатацию горно-обогатительный комбинат на Кызыл-Таштыгском месторождении полиметаллических руд, и введена в эксплуатацию фабрика по промышленной добыче золота методом кучного выщелачивания на месторождении Тардан. Задействованы угледобывающие компании «Тувинская горнорудная компания», «Тувинская энергетическая промышленная корпорация», «Угольная компания «Межегей-уголь» для добычи и экспорта угля за пределы страны, и ведётся работа на освоении Ак-Сугского месторождения порфировых руд компанией ООО «Голевская горнорудная компания». Однако от деятельности этих предприятий ни республике, ни населению жить легче не стало. Это никак не повлияло ни на снижение дотационности бюджета, ни на решение проблемы трудоустройства граждан. Доля добывающих полезных ископаемых предприятий в валовом региональном продукте составляет менее 5%, а поступления налога на добычу полезных ископаемых – 4,7% от налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета. По данным официальной статистики, на предприятиях, занятых добычей полезных ископаемых, работают всего 3,3% от общей численности занятого населения республики.
За годы правления Кара-оола Ш.В. разрушены воздушное и водное транспортные предприятия. Авиапредприятие «Тува-Авиа» сначала лишилось лицензии, а затем и вовсе обанкротилось. Ликвидирована Тувинская Судоходная компания, которая в 2006 году за период навигации перевезла 939 тонн грузов и 3216 пассажиров. На стадии банкротства АО «Тувгаз». За это же время республика лишилась двух банков: «Арат» и «Тувакредит». Ликвидированы предприятия пищевой промышленности: мясокомбинат ООО АПК «Урянхай», Кызылский пивзавод, цех по производству макаронных изделий, Кондитерская фабрика в Кызыле. Исчезли предприятия легкой промышленности республики ОАО «Тыва алгы» и ОАО «Саянские ковры», Кызылская швейная фабрика.
Взамен них не было создано новых предприятий за исключением некоторых кустарных малых предприятий в районах, которые не оказали никакой роли на экономику республики. Единственное исключение – созданные Оюном В.М. предприятия по переработке молока и мяса. Новые созданные за счёт бюджета предприятия «Птицефабрика», Водочная линия «Чагытай» и тепличное хозяйство так и не встали на ноги и фактически прекратили свою деятельность, поглотив огромные многомиллионные вливания.
Как итог: по данным статистики, в 2007 году в Туве было занято в экономике 108,7 тыс. человек, а к 2015 году численность занятых сократилась до 101,9 тыс. человек. Фактически за время руководства республикой Кара-оолом почти 7 тыс. человек потеряли работу и средства на существование.
Я думаю, что многие читатели устали от перечисления провалов тувинского правительства за последние 10 лет. Так что продолжать список неудач Шолбана Кара-оола не имеет смысла – и перечисленного достаточно для того, чтобы понять, какой Шолбан Кара-оол «хозяйственник» и чего стоит он как «государственный деятель». Наверное, при Сталине его бы просто поставили к стенке как вредителя, компрометирующего власть. Однако Путин, который не может реально не знать о ситуации в Туве, изрёк: «в целом республика развивается, развивается под Вашим руководством хорошо». Что бы это могло значить? Почему Путина и Шойгу подобная деятельность «тувинского хана» устраивает? В чём тут собака зарыта?
Для того, чтобы понять логику решений Путина, следует немного вернуться назад и оценить усилия федерального правительства по укрупнению регионов. Именно в это время Шойгу протолкнул Кара-оола в кресло тувинского премьера. А проблема выбора состояла в том, что, видимо, кроме тувинца Кара-оола и красноярца Сокола никто из претендентов не соглашался на процесс поглощения Тувы Красноярским краем. К примеру, Оюн даже вести беседы с Шойгу на эту тему отказался. Если посмотреть на сегодняшнюю ситуацию в республике под углом утраты ею суверенитета, то лучше, чем Кара-оол с этой задачей никто бы справиться, наверное, не смог.
Россия много сделала в последние 25 лет для того, чтобы поднять жизненный уровень тувинцев, оживить экономику, приостановить отток русскоязычного населения, снизить преступность и дотационность. Однако, если проанализировать цифры, приведённые мною выше, то становится понятным стремление федеральных властей переложить груз финансовой ответственности перед Тувой с федерального уровня на уровень Красноярского края. Объединение богатых регионов с бедными – это ответ Кремля на вызов времени, и Тува тут находится в одном ряду с другими бедными регионами. И даже намного более благополучная Хакасия тоже готовится к возвращению в лоно Красноярского края.
В этом плане совсем не случайно заявление спикера Совета Федерации В.Матвиенко о необходимости ускорения этого процесса. Можно как угодно относиться к старушке с натянутой физиономией, но она никогда не делает никаких заявлений, не согласовав их с Администрацией Президента. При этом следует отметить, что и сам Кара-оол ни в ходе избирательной кампании, ни после заявлений Матвиенко на этот счёт ни разу не высказался против идеи объединения регионов. Более того, последние годы прослеживается его стремление передать собственность и полномочия за пределы Тувы – то республиканскую автомобильную дорогу передаст в федеральную собственность, то аэропорт. То согласует передачу «Тывастата» в Новосибирск, то переподчинение миграционной службы Красноярскому краю... Республика последовательно утрачивает суверенитет, и это уже становится нормой, тенденцией.
Люди – не дураки. Зачем им пустой суверенитет, не наполненный благополучием? Вхождение Тувы в Красноярский край автоматически поднимет в 1,5-2 раза уровень жизни простых тувинцев. И у русских в Туве уже не будет оснований считать себя угнетаемым меньшинством. Да и у России станет одной проблемой меньше. А проблем хватает. Содержание Южной Осетии, Абхазии, Крыма и Донбасса лежит тяжёлой ношей на бюджете страны. Война в Сирии и перевооружение армии стоят огромных денег. К тому же надежды на налаживание отношений с Западом в связи с избранием пророссийского президента в США тают с каждым днём. Россию ждут очень непростые годы противостояния со всем миром. Поэтому оптимизация расходов на содержание таких регионов, как Тува, становится реальной необходимостью. В этой ситуации, похоже, Путину и Шойгу очень кстати оказались развал экономики и социальной сферы Тувы. Я не берусь утверждать, что Кара-оола специально для этого в 2007 году назначили премьером, но, сегодня оглядываясь назад, можно прийти к выводу, что тот шаг Путина оказался очень дальновидным.
Есть правда, один существенный момент. Оживление инициатив Федерального Центра по поглощению Тувы Красноярским краем может дать толчок сепаратистским настроениям в республике. Сначала прикормленный властью, а затем привлечённый к уголовному преследованию главный сепаратист Тувы Бичелдей, кажется, обезврежен. Но свято место пусто не бывает. Поэтому не очень перспективно доводить людей до крайней нищеты, и под предлогом облагодетельствования поглощать Туву Красноярским краем. К тому же сегодня в Туве Кара-оол – одна из самых невоспринимаемых в тувинском обществе политических фигур. И уж если вести процесс вхождения Тувы в Красноярский край, то делать это следует уже без его участия, чтобы избежать социального взрыва. Как говорится, Мавр своё дело сделал, Мавр может уходить.
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин