«Комиксами проблему не решить»
Эксперты о борьбе с национальной дискриминацией
Глава Федерального агентства по делам национальностям Игорь Баринов выступил в лагере «Территория смыслов», организованном Росмолодежью и центром гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Роспатриот». Его спросили о защите интересов русского народа: якобы русский народ не так хорошо организован в отстаивании своих интересов, как другие национальности России. Баринов привел данные закрытого исследования фонда «Общественного мнения» «Георейтинг». По словам руководителя ФАДН, в ходе опроса, который был проведен в июне, выяснилось, что в среднем по России 9% населения чувствуют дискриминацию по национальному признаку. В некоторых регионах, например в Туве, ситуация более сложная: там на дискриминацию по национальному признаку жалуются 26% русскоязычных граждан.
Открытая Россия не нашла в Единой информационной системе в сфере закупок заказа ФАДН на социологическое исследование о национальной дискриминации.
Замглавы Администрации Президента Магомедсалам Магомедов, курирующий межнациональные отношения, указал, что «историческая миссия русского народа – объединять национальности России». «Ни один народ России не может чувствовать себя хорошо, если плохо чувствует себя русский народ», – считает Магомедов.
На проект по защите интересов русскоязычного населения от дискриминации по национальному признаку предлагается выделить 170 млн. рублей. Средства будут предположительно потрачены на комиксы о разных национальностях на автобусах, ролики в аэропортах и проект «Путешествуй со смыслом», предполагающий этнический молодежный туризм по обмену. ФАДН также планирует обратиться к президенту с просьбой объявить «Год народного единства».
– Важно, кто проводил исследование и какова выборка – сколько было участников опроса, какие вопросы были заданы. Тут уже могут возникнуть нюансы и недоверие к данному исследованию. ФАДН проводил исследование цыган за 1,9 млн. рублей в декабре 2015 года, и, по их данным, цыгане были счастливы в России, а в феврале случились события в Тульской области. В отчете ни строчки не упоминалось об этих и подобных проблемах цыган, а они есть.
В разных регионах разная специфика, точные цифры назвать мне сложно. У русских есть разного рода проблемы в национальных республиках в части изучения родного языка. Русский – государственный язык, но русские никак не получат его статус в качестве родного языка, в отличие от других этносов. Если бы русский язык был признан на законодательном уровне как родной, то у русских появились бы дополнительные часы для его изучения в школах национальных республик. В части дискриминации наслышан по поводу Ямало-Ненецкого автономного округа, Тувы. Но точных данных у меня нет.
В первую очередь, после исследования надо собирать экспертов и выяснять причины дискриминации, совместно строить дорожную карту для решения данной проблемы.
А вот переводить все в шутовство, комиксы и фестивальщину считаю неправильным. Тут нужна более глубокая работа как с проблемой, так и с силами, которые эту проблему нагнетают. Если не будет проведен серьезный анализ проблемы, деньги потратят лишь для галочки.
Если принять средние цифры: население России – 140 млн. человек. 9% дискриминируемых – это 12 600 000 человек. 170 млн. рублей разделить на 12,6 млн. человек – это примерно 13 рублей.
Одно могу сказать, потратить деньги на какую-то борьбу – хорошо, но комиксами на автобусах проблему не решить. Социология указала на то, что есть дискриминация, в разных местах разная доля. Но дальше должны подключиться эксперты и выяснить причину, а не так, что, мол, есть ущемленные – тогда в ход комиксы.
Эффективность работы Федерального агентства по делам национальностей неудовлетворительная. За год с небольшим они не смогли запустить качественный мониторинг по поручению президента. То, что они декларируют в связи с этим мониторингом и его стоимости, не выдерживает серьезной критики. С фестивалями, на которых они сосредотачиваются, могло бы с легкостью справится и Министерство Культуры. Федеральному агентству по делам национальностей пока везет, все внимание россиян сосредоточенно на внешней политике и внешних врагах, но стоит остановиться этой риторике, россияне весь негатив пустят на внутренние дела. И тут мы увидим реальное бессилие этого агентства.
– Мониторинг – это, как мне кажется, действительно важная вещь для государства. Но было бы неплохо, если бы они публиковали эти результаты. Я знаю, что они занимаются мониторингом каких-то потенциально опасных ситуаций, но результаты эти не публикуются и, как я понимаю, не предназначены для публикации, поэтому оценить, хороший у них мониторинг или плохой, я не могу – это только получатели этих результатов могут. Так что надо смотреть на исследование.
Большинство наших граждан на самом деле не понимают, что такое дискриминация, и, скорее всего, даже слова этого не слышали. Так что, что они вообще имели в виду? Непонятно, как интерпретировать результаты. У нас, насколько я знаю, ни одного нормального исследования по дискриминации до сих не было в стране. Может, конечно, я что-то пропустил.
Дискриминация же в разных сферах бывает: в жилищной сфере, при приеме на работу, учебу, в отношениях с полицией. Ситуация может быть очень разной в зависимости от того, о какой дискриминации мы говорим. Например, явно с существенной дискриминацией сталкиваются цыгане. Но отделить ее от каких-либо обстоятельств недискриминационного характера не очень просто, требуется более серьезное разбирательство, просто навскидку нельзя говорить.
Что касается 170 млн. на комиксы, то любая социальная реклама может быть совершенно бессмысленной, а может, наоборот, быть эффективной, если она на самом деле заставляет людей о чем-то задуматься.
Какие они сделают комиксы, такой и будет результат. В принципе, социальная реклама – хорошая вещь. Но, наверное, было бы еще лучше потратить деньги и время на то, чтобы заняться разработкой комплексного антидискриминационного законодательства, которое нам давно разные эксперты советуют ввести в нашей стране, а мы все никак. У нас есть разные нормы, разбросанные тут и там, по дискриминации, но все вместе очень плохо работает. Может, с этого конца было бы эффективней.
Кристина Гришнина
«Открытая Россия»