Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
№45, 8 ноября 2016 года.

    ПолитЛикБез
ПолитЛикБез

Телевизор как орган коллективного воображения «российской нации»

За 12 лет, прошедших с момента объявления 4 ноября праздником Дня народного единства, значительная часть населения смогла выучить, в честь чего гуляет. В 2005 году, через год после того, как новый праздник был сконструирован, лишь 8% смогли объяснить, во имя чего выходной. В 2010 словосочетание «день народного единства» применительно к 4 ноября вспомнили уже 36% опрошенных. И вот, повторенье – мать ученья, в этом году опрос Левада-центра дал замечательный результат: 56% респондентов смогли произнести название этого праздника.

Но ощущение, что это какой-то неправильный праздник, у абсолютного большинства соотечественников все равно осталось. День народного единства собираются отмечать только 20%, годовщину Октябрьской революции помянут 14%, ничего не будут отмечать 58%, а 8% затруднились ответить.

То, что 4 ноября 1612 года не произошло никакого события, в честь которого через четыре столетия стоило бы объявлять выходной, все уже обсудили, в том числе с участием профессиональных историков. Единственной зацепкой может быть только 1649 год, когда Алексей Михайлович в честь своего сына, рожденного 22.10.1648 года (по новому стилю – 4.11), повелел отмечать этот день в честь Казанской иконы Божьей матери. Всенародно отмечать день рождения Дмитрия Алексеевича Романова довольно сложно, поскольку царевич прожил меньше года и за это время не успел совершить сколько-нибудь значительных подвигов и злодеяний. Предложить всем 146 миллионам на государственном уровне чествовать икону – это, пожалуй, слишком даже для нынешнего пренебрежения к Конституции, в которой что-то там записано про светское государство.

Всем с самого начала было понятно, что надо было отменять празднование 7 ноября, поскольку очевидным бенефициаром этого праздника был нескончаемый Зюганов со своей тоскливой КПРФ, которые большой опасности для власти никогда не представляли, но все-таки позволять им разрастаться начальство не хотело. Было задание – срочно найти поблизости от 7 ноября какой-то заменитель. Спешили. Ткнули пальцем в исторический календарь. Попали мимо. Теперь вот празднуем невесть что...

Нет, выходной – дело в любом случае хорошее. Есть время на досуге подумать, в том числе и над «народным единством», каким оно было тогда, после Смуты, и теперь. По поводу того, каким было это единство в те времена, на которые нас призывают равняться, пожалуй, лучше других сказал Василий Осипович Ключевский: «Из бури Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительнее, чем был прежде... Эта перемена выразилась в явлении, которого мы не замечали прежде в жизни Московского государства: 17 век был в нашей истории временем народных мятежей». То есть прямым следствием «великого народного единения» стала эпоха народных мятежей.

Про сегодняшнее «народное единение» лучше всего говорить языком цифр и сравнительного анализа: в 2016 году Россия заняла первое место среди стран мира в рейтинге финансового неравенства граждан. Такой концентрации денежной массы в руках небольшой кучки людей нет ни в одной стране мира.

С помощью телевизора два года назад была выкована главная скрепа путинского единения народа: «Крымнаш». Счастье от того, что благодаря краже Крыма территория России увеличилась на 0,15%, оказалось так велико, что популяция была согласна ради этого пожертвовать не только свободой, но и достатком. То, что в России размер территории и свобода народа находятся в отношении обратной пропорции, одним из первых заметил все тот В.О. Ключевский: «У нас по мере расширения территории вместе с ростом внешней силы народа все более стеснялась его внутренняя свобода».

Одним из непременных следствий внутренней несвободы народа становится его деградация, в первую очередь деградация управленческой верхушки. Что в свою очередь приводит к нарастанию управленческих ошибок, среди которых увеличивается доля обычных глупостей. К числу таких глупостей относится решение принять закон о российской нации, который обречен стать посмешищем для одних, пугалом для других и предметом возмущения для третьих.

Создатели закона неизбежно заблудятся в двух столбах: между «россиянами» и «русскими». Поскольку, если назвать всех «россиянами», то куда тогда девать весь этот «русский мир»? А заставить называть себя русскими чеченцев или татар просто невозможно.

«Нация – это воображаемое сообщество», – справедливо утверждает британский социолог Бенедикт Андерсон. Это сообщество, воображенное людьми, которые воспринимают себя как его часть. Еврей может не знать ни иврита, ни идиша, не носить кипу, работать в субботу, и все равно и он сам себя считает евреем, и окружающие воспринимают его так же. Наверняка многие сталкивались с русскими патриотами, например, в США или во Франции, которые не говорят по-русски, в России никогда не были, но считают себя русскими и воспринимаются таковыми.

Особенность той популяции, которая живет на территории РФ, в том, что она не может стать политической нацией, поскольку состоит не из граждан, а из подданных. Путинская «российская нация» имеет местом своей сборки – телевизор. Именно там и происходит пресловутое «единство народа», хоть российского, хоть русского. Телевизор – это тот орган коллективного воображения, в котором существует «российская нация», которая по воле режиссера и монтажера мгновенно может преобразоваться в «русскую нацию», а потом снова в российскую. В телевизоре это легко.

А еще «российская нация» существует в воображении Путина и его окружения. Там это сообщество выглядит как пластилин, из которого можно лепить любые фигуры. Именно так воображали себе своих подданных вожди СССР, именно так их воспринимал Николай Второй. И все они были бесконечно удивлены, когда вдруг выяснилось, что то сообщество, которое существует в их воображении, очень сильно отличается от реальности. Это неприятное удивление обязательно предстоит пережить и Путину.

Игорь Яковенко
«Ежедневный журнал»

(прочитано 3136 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 45:
 
   
   
 
Материалы по теме:
» Спасти доктора (№42, 24 октября)
» Надувной совок. Новости упадка (№41, 17 октября)
» Штурмовички (№38, 26 сентября)
» В борьбе за землю (№33, 22 августа)
» Платов и дети (№29, 25 июля)
» Вера в Бога: Мифы и реальность (№28, 18 июля)
» Геи на родине Шойгу: Неужели всё так плохо? (№26, 4 июля)
» Как Шойгу облапошил Путина (№25, 27 июня)
» Природа отдохнула на лице Киселёва (№20, 23 мая)
» Не можете повторить (№19, 16 мая)
» Цвета и цветы Победы. Почему спорят о «георгиевской ленточке» (№18, 9 мая)
» Политический класс оторвался от реальной жизни (№16, 25 апреля)
» Крылатый пиар над Сирией (№15, 18 апреля)
» Спейс Хе (№14, 11 апреля)
» Мы так вам верили, товарищ Дональд... (№7, 21 февраля)
» Владимир Познер: «Ложь, лицемерие – вот чем охвачено общество сегодня» (№7, 21 февраля)
» Как Россия стала колонией США (№4, 31 января)
» Бывшие депутаты Госдумы дали показания против Виктора Януковича (№4, 31 января)
» Обрядовое (№3, 24 января)
» Страна внарезку (№50, 13 декабря)
» Суверенное (№47, 22 ноября)
» Гудбай Америка хэллоу! (№46, 15 ноября)
» Русская национальная идея и русская толпа (№46, 15 ноября)
» Россия избрала собственного президента США? (№46, 15 ноября)
» За Моторолу замолвите слово (№43, 25 октября)
» Пармезан навсегда (№32, 9 августа)
» «Комиксами проблему не решить» (№31, 2 августа)
» Ложь и легитимность (№29, 19 июля)
» Государством поддерживается самое худшее? (№27, 5 июля)
» Когда страной правят «скульпторы» (№24, 14 июня)
» Танк для Шойгу (№23, 7 июня)
» Почему обращения к Путину теперь заканчиваются плохо (№22, 31 мая)
» Патриотизм – это русофобия (№14, 5 апреля)
» Тридцать негритят (№9, 1 марта)
» Давление в котле нарастает (№6, 9 февраля)
» Ирония империи или Кызыл наш (№2, 12 января)
» Кто тут ЧМО (№19, 24 ноября)

Материал входит в раздел тематического архива:
 
   
Случайная картинка

«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует» (Альбер Камю).

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube