Обзор прессы |
ХОТЕТЬ НЕ ВРЕДНО, ВРЕДНО – НЕ ХОТЕТЬ
Глава республики, скорее всего, за счёт тощего бюджета купил полосу в газете «Московский комсомолец» и рассказал российским читателям о своих мечтах. Если ему верить, главное, чего он хочет – это чтобы «быть самодостаточным регионом». Нам об этом он говорит все одиннадцать с лишним лет. Правда, от его хотения лучше не становится – за время его пребывания у власти доля населения, живущего за чертой бедности, с трети увеличилась до 50%. Тува уверенно занимает последние строчки во всех рейтингах регионов России. Тем не менее, «глава Тувы Шолбан Кара-оол» с большим азартом «рассказал о тех усилиях, которые власти республики прикладывают к её инфраструктурному развитию».
В первую очередь речь его касалась «железнодорожного и воздушного сообщения между Кызылом, Москвой и остальной Россией». Ирония жизни состоит в том, что, когда в 2007 году Кара-оол стал премьером Тувы, в республике действовала государственная авиакомпания «Тува-Авиа». У неё был авиапарк и лицензия на деятельность. Спустя 11 лет можно подвести некоторые итоги деятельности Кара-оола – ни самолётов, ни лицензии больше нет, авиапредприятие обанкрочено. Если в 2007 году наши самолёты ежедневно летали в Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Барнаул и Москву, то теперь аэропорт работает три дня, а чужие самолёты летают только в Красноярск и Новосибирск. И всё это – плоды неустанного труда Шолбана Кара-оола «по преодолению транспортной изолированности Тувы». Если к этому прибавить его пустопорожние разговоры о строительстве «железной дороги из Курагино в Кызыл» и банкротство единственной в республике «Тувинской Судоходной компании», то становятся понятными его бессовестные ссылки на то, что «в составе России мы находимся относительно недавно», у республики «есть ряд объективных проблем». Главная из которых – Шолбан Кара-оол в кресле Главы республики.
Можно сколько угодно комментировать заявления Кара-оола относительно того, что «реализация проектов в короткие сроки позволит вывести регион из числа дотируемых и выведет её на принципиально новый уровень экономического развития», однако суровая правда состоит в том, что пока сегодняшнее жульё не выведут из Белого Дома и не пересадят за колючую проволоку, в республике ничего не изменится. Да, вне всякого сомнения, «для решения её экономических проблем необходимо развитие транспортной инфраструктуры – железнодорожного сообщения и сети автомобильных дорог внутри республики». Только не при Кара-ооле. Поскольку сложившийся воровской уклад правления республикой и её финансами только кормит жуликов, не принося населению никакой пользы.
Кара-оол заявляет, что «Хакасия, Алтай и Красноярский край стартовали в рыночных условиях с совершенно других платформ, нежели Кызыл». Но этот старт сильно затянулся – с 1991 года. И опыт воровского управления Хакасией, доведённой жульём до внешнего финансового управления, показывает, что сегодняшнее ворьё в Туве, работающее под прикрытием Сергея Шойгу, как и ворьё в Хакасии, отправленное на свалку истории, в состоянии обанкротить любой, самый богатый и перспективный регион в кратчайшие сроки.
Кара-оол нам 11 лет рассказывает сказки про международный аэропорт в Кызыле. Раньше он ссылался на отсутствие необходимой взлётной полосы, способной принимать большие самолёты. Теперь эта проблема вроде решена. А толку – ноль. «До Улан-Батора нам лететь всего полтора часа, до Пекина – около двух с половиной часов», – вещает Кара-оол. А если поднатужиться, то «оттуда можно вылететь вообще в любую точку мира». Но никто летать через Кызыл не собирается, хотя Кара-оол предлагает организовать «рейсы Красноярск – Кызыл – Улан-Батор или Новосибирск – Кызыл – Улан-Батор».
То же самое он предлагает и на границе Тувы и Монголии. Сетует: «в 2006 году правительства России и Монголии приняли решение придать двухстороннему международному таможенному пункту «Хандагайты – Боршоо» статус многостороннего пункта, что позволит им пользоваться гражданам третьих стран». Но удивительное дело – «до сих пор решение не реализовано». И он предложил «прекратить бесконечные обсуждения, закончить проектирование и к 2020 году начать строительство таможенной инфраструктуры». А пока деятельность «международного пункта можно было бы начать» с малого: «таможню можно было бы запускать в многостороннем режиме хотя бы раз в неделю». Предложение, конечно, весьма забавное, только в этом случае возникает одна проблема – платить людям за один рабочий день в неделю, или за все семь? Кара-оол говорит, что он защитил кандидатскую диссертацию по экономике. Может быть. Хотя это как-то сомнительно: не может учёный экономист предлагать подобное. Если, конечно, он в себе.
Отдельная тема – «железная дорога Кызыл – Курагино», которой Кара-оол, по собственному признанию, «посвятил десять лет своей жизни». Наверное, он недалёк от истины, когда заявляет, что «строительство дороги даст мощный толчок для экономического развития республики» и «создаст порядка 15 тысяч рабочих мест», что вместе «увеличит налоговую базу республиканского бюджета на 15 млрд. рублей ежегодно». Только эти его заклинания давно набили оскомину. Для всех понятно, что кто-кто, а Кара-оол уж точно ничего никогда не построит.
Всем ясно, зачем Кара-оол хочет, чтобы Тува «была самодостаточным регионом, с развитой экономической и социальной инфраструктурой» – у нищего региона красть нечего. Только от желания Кара-оола, похоже, мало что зависит. И последние новости о Туве он почему-то узнаёт из Москвы. Как о «тувинцах-тоджинцах», которых «стало намного меньше», в связи с чем «с нас снимают субсидии в 4 миллиона рублей». Ну, скажите, разве с таким губернатором может процветать регион?
БЕССМЫСЛЕННАЯ КОМАНДИРОВКА ПРЕМЬЕРА
«Глава Тувы Шолбан Кара-оол» вернулся из Москвы и с гордостью поделился информацией о своих «великих» свершениях в столице. Оказалось, что «ему удалось принять участие в заседании оргкомитета Красноярского экономического форума» и даже «побывать на деловом завтраке в Министерстве транспорта РФ». А также он посетил «правление всероссийской общественной организации ДОСААФ».
Оказывается, Кара-оол очень озабочен перспективами российского «сибирского бизнеса» и полагает, что «Республика Тува просто обязана развернуть инфраструктуру в его пользу». Похоже, он врёт, как сивый мерин. По крайней мере, недавно в интервью он заявил, что ни при каких обстоятельствах не позволит «Голевской горнорудной компании» Прохорова получить электроснабжение из Иркутской области и дорожное сообщение из Красноярского края. Тем самым фактически действуя в интересах его конкурентов в Тодже – хищнической компании «Лунсин».
За завтраком Кара-оол «завёл речь о нашем аэропорте», который не может начать работать из-за отсутствия «техники для уборки снега и подвоза пассажиров». В ДОСААФ он попросил «выделить средства на организацию парашютного спорта». Правда, он не знал, сколько на это потребуется средств, в связи с чем заход оказался бесцельным – «нам ещё предстоит оценить, сколько потребуется инструкторов, какие нужны для этого помещения, парашюты».
А в целом отчёт Кара-оола подтверждает бессмысленность его поездок в Москву. Побывать на завтраке и попросить в ДОСААФе неизвестно что мог любой из его чиновников.
ОТСТАВШИЙ ОТ ВРЕМЕНИ ПОГОВОРИЛ О ПЕРСПЕКТИВАХ
«Председателя Общественной палаты РТ Чимит-Доржу Ондара» потянуло к публичности. И он объяснил созванным журналистам, что «важные и общественно значимые вопросы легче решать сообща», «призвал тружеников пера и микрофона к совместному сотрудничеству в освещении значимых вопросов». Он назвал их: «финансовая независимость региона, социальные проблемы и экология». Ничего нового. Да и говорить про «финансовую независимость региона» пока бессмысленно и бесполезно, «социальные проблемы» при Кара-ооле в республике только обострились, а «экология» в Туве живёт сама по себе.
Казалось, Чимит-Доржу Ондар – человек с большим жизненным опытом, а нёс околесицу, как школьник. К примеру, он объявил, что «если Тува начнёт перерабатывать 12 миллионов тонн угля ежегодно, то мы перестанем быть дотационным регионом». Не добывать, не продавать, а «перерабатывать». Конечно, в таком случае можно надеяться на бездотационность региона. Только сам «Чимит-Доржу Ондар» понимает ли, о чём говорит? Он представляет, что такое «переработка 12 миллионов тонн угля ежегодно»? Наверное, он догадывается, что из тувинского угля путём «переработки» можно изготавливать, к примеру, кокс, угольные брикеты, бензин и продукты химии. Тогда резко вырастут не только налоги на добычу ископаемых, но и налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Всё это нужно вывезти за пределы республики, а это снова налоговые отчисления. Но проблема в том, что, по-видимому, «Чимит-Доржу Ондар» даже близко не представляет себе, сколько нужно построить заводов и фабрик, чтобы «переработать 12 миллионов тонн угля ежегодно».
Реальность Тувы при сегодняшней власти, частью которой является и наш «Чимит-Доржу Ондар», такова, что мы и уголь-то добывать разучились. До простой добычи «12 миллионов тонн угля ежегодно» нам шагать лет 20 – столько «Чимит-Доржу Ондару» вряд ли протянет. Но помечтать – пожалуйста. Только зачем для этого звать журналистов? Чтобы опозориться?
В другом с ним трудно не согласиться: «сегодня если что-то не получается, то виновных найти практически невозможно»: «всё так запутано, что и провинившихся исполнителей не найдёшь». Но вот эту часть проблемы можно было бы попробовать решить, не откладывая в долгий ящик. Чтобы не страдали «от этого сироты, которые получают некачественное жильё, или оно вовсе им не достаётся».
В заключение ветеран «подарил собеседникам свою книгу». У неё оказалось очень точное название: «время меня опередило». Хотя, наверное, было бы точнее назвать книгу не «время меня опередило», а «как я отстал от времени».
РУССКИЕ В ТУВЕ – ВТОРОЙ СОРТ?
Еженедельник рассказал, как в Туве чиновники «опять не сдержали слово». История началась с того, что «в ночь с 25 на 26 января 2018 года в доме семьи Кононовых загорелась крыша». «Мама с пятимесячным ребёнком выбежала на улицу, прихватив ещё троих ребят постарше». Пожар разгорелся так быстро, что «Кононовы успели накинуть только куртки, по снежному насту все бежали босые». И это при морозе «минус 47». Говорят, «малыш едва не умер на морозе, в бессознательном состоянии его доставили в реанимацию». Люди у нас отзывчивые – «семье, потерявшей всё имущество в пожаре, коллективы и просто отзывчивые люди несли одежду, обувь, игрушки и продукты». «Даже новую кровать купили и диван».
«По поручению Главы РТ муниципальные чиновники обещали Кононовым «изыскать средства для выделения материальной помощи, либо предоставить пиломатериалы на новый дом». И вот «прошёл почти год». Глава республики Кара-оол, пиарясь на весь белый свет, публично подарил спортсмену-тувинцу, выступающему за Казахстан, 3-комнатную квартиру в Кызыле. При этом обласканный Кара-оолом спортсмен двумя неделями ранее получил за ту же победу под чужим флагом 2-комнатную квартиру в казахском городе Актобе. А русская семья погорельцев, про которую пишут «семья хорошая, люди скромные», которым «помочь очень хочется», до сих пор не имеет крова. Чиновники не дали им НИ-ЧЕ-ГО.
Обещали «двух дочек Константина и Валентины определить в детсад», да и этого не сделали – оговорились: «как только они встанут в очередь». Чиновники сетуют: «в Кызыле нет жилья для погорельцев». Но самое главное – «предоставлять и не собираются». «Константин, глава семейства, на своё заявление получил» издевательский ответ «из муниципалитета», в котором сообщается, «что в Кызыле нет свободного жилья». Но если он всё же хочет его получить, то его приглашают «в общую очередь, которая берёт своё начало аж с 1979 года». В ней ему предстоит стоять ещё минимум 40 лет. И как подачку предложили «15 тысяч рублей» на приобретение древесины для строительства нового дома.
Кстати, «Константин написал обращение Владимиру Путину», в котором «попросил содействия в жилищном вопросе». Но и Путину, похоже, не до русских в Туве – он спасает русских в Украине.
Впрочем, «о том, как чиновники на обещания щедры и на отдачу скупы, впору слагать легенды». Так что не стоит удивляться тому, что «многодетная семья Кононовых, у которой пожар в январе уничтожил всё их имущество, и по сей день живёт без своего угла». Тувинские чиновники, откупившись от людей, оставшихся без жилья, 15 тысячами рублей, могут и дальше разводить руками, извиняясь: «всё, что могли»... Но при этом денег на квартиру для небедного спортсмена, сменившего флаг, Родину и даже собственное имя, всё же нашли. Вот и пойми их – зачем им русские в Туве? Да ещё такие, которым нужно помогать? Кара-оол, ау!