Спасите премьера Тувы от прилипших к нему уголовников!
Общеизвестно, что короля делает свита. Есть на этот случай и другая пословица: каков поп, таков и приход. Смысл этих народных поговорок состоит в том, что любой лидер подбирает работников «под себя». И если, к примеру, начальник не может похвастаться умом, то и его подчинённые, скорее всего, будут такими же или ещё хуже. Чтобы не подчёркивали глупость начальника. А если начальник не в ладах с законом, то и среди его подчинённых наверняка появятся люди с уголовным прошлым. В этом плане Глава Тувы Ш.Кара-оол – очень яркий пример подтверждения народной мудрости, которую я привёл выше.
Шолбан Кара-оол в тувинском обществе известен как отчаянный борец с алкоголем. Все его инициативы направлены на ограничение легальной торговли винно-водочными напитками. Казалось бы, благие пожелания... Однако, невзирая на, якобы, неоспоримые успехи в этой области, МВД и прокуратура фиксируют в Туве рост преступности в состоянии алкогольного опьянения. Хотя Росстат сообщает о падении уровня продаж легальной водки... Вот и выходит, что никакого сокращения потребления алкоголя в республике нет – просто нелегальное пойло вытесняет легальный алкоголь. По недомыслию или по каким-то тайным причинам Кара-оол создаёт в республике тепличные условия для подпольной торговли шмурдяком? Думается, ответить на сей вопрос будет не очень сложно, если вспомнить, что философ Кара-оол в лихие 90-е поднялся именно на торговле водкой. А среди его ближайшего окружения Виктор Тунёв, известный в Кызыле как торговец шмурдяком под названием средство «Чистый» для мойки окон, и самый крупный торговец водкой Роберт Доржу. Ну как не помочь своим дружкам в их нелёгком и не всегда легальном бизнесе?
Или другой пример. Граждане Ю. Тыт-оол и В. Ендан были осуждены за применение силы в отношении людей. Однако это не помешало им занять кресло подле Кара-оола, невзирая на криминальное прошлое. Для этого даже пришлось Конституционному суду Тувы принять некое постановление, легализующее занятие должностей судимыми чиновниками. Впрочем, прошло не так много времени, и сам большой друг и сподвижник Кара-оола председатель Конституционного суда А. Саая оказался в роли подозреваемого. Как выяснила ФСБ, он, возглавляя главный суд Тувы, запустил в казну свои руки и крепко нагрел на миллионные суммы родную республику. Причём совершил это четыре раза подряд. Наверное, продолжил бы криминальную практику и дальше, если бы не чекисты.
В связи с этим можно было удивиться: как Кара-оол мог так ошибиться с Саяя, Тыт-оолом и Енданом? Но, когда вспоминаешь о его родственниках, то перестаешь удивляться. Один брат Кара-оола был пойман чекистами в аэропорту Красноярска с чемоданом наркоты, за что отмотал срок на Шагонарской зоне. Второй брат, контролирующий водочный бизнес в республике, бегает в неглиже по парламенту. Не подвёл семью в этом плане и сам глава. Кара-оол в компании мясника, высокопоставленного борца с наркодурью и замминистра внутренних дел выбил глаз у охранника Иванова только за то, что тот не признал в нём важного вельможу. После этого сразу становится понятно, почему вокруг Шолбана Кара-оола приживается столько криминальных личностей. Тут уж точно: каков поп, таков и приход.
Но я на сей раз хочу рассказать о другой, не менее интересной стороне деятельности тувинского премьера и его чиновников. Речь пойдёт о криминальных юристах Оюнах. Впрочем, давайте по порядку.
Большой общественный резонанс в республике имели сообщения о подозрительно огромных финансовых возможностях семьи главного чиновника республики. То его неработающая дочь поест в дорогом ресторане, потратив на еду более 200 тыс. рублей. То попытается приобрести элитную квартиру в Москве стоимостью в 130 млн. рублей. Но более всего удивил салон красоты, стоимостью больше миллиарда. Любому понятно: честный губернатор даже процветающего региона в принципе не может иметь легальных доходов, которые бы могли покрыть подобные расходы. Ну а в нищей Туве появление подобного нувориша должно рождать у чекистов желание как следует покопаться в его доходах, чтобы установить наличие криминальных связей. Тут никакой Шойгу не прикроет, поскольку наличие таких финансовых средств может говорить только о том, что их владелец – вор.
И как в такой ситуации должен поступать этот подозрительный тип? Заканчивать воровство, исповедаться священнику, покаяться и удалиться в монастырь замаливать грехи? Нет, это из области фантазий. Кара-оол поступил иначе. Он подал в Кызылский городской суд заявление, обвинив журналистку Донгур-оол в ущемлении его чести и достоинства. Видимо, он хотел получить у суда справку, что он нищ, почти как церковная крыса, а все разговоры о его несметном семейном состоянии – чистой воды клевета нечистоплотных недоброжелателей. Доверенность на представление его интересов в суде выдал своему работнику из Министерства по делам юстиции А.Г.Оюну.
Интересно, что разбирательство в суде началось с грандиозного скандала. Оказалось, что истец Кара-оол (а может быть, его представитель Оюн – кто их разберёт?), осознавая бесперспективность судебного разбирательства, для укрепления своей позиции по делу сфабриковали и представили в суд доказательства своей правоты. Причём сделать это было непросто, поскольку спорная информация была распространена на сайте ООО «Сноб медиа» в электронном виде. В связи с этим злоумышленникам пришлось скопировать скриншот со страницы сайта, затем изменить его содержание, распечатать и направить в суд. А поскольку исполнители не обладали в достаточной мере познаниями в области русского языка, при искажении текста они допустили грамматические ошибки, которые грамотному юристу бросились в глаза. При сличении оригинала скриншота и его копии, направленной Кара-оолом в суд, выяснилось, что документ нагло и неграмотно сфабрикован, в связи с чем искажён смысл публикации.
Скорее всего, подделку доказательства совершил представитель Кара-оола по доверенности, чиновник Минюста Тувы Аяс Геннадьевич Оюн. Это его должно плохо характеризовать в глазах начальника – премьера Шолбана Кара-оола. Однако каково было удивление, когда все узнали, что после этого скандального обнаружения подделки виновник вдруг резко «пошёл в гору» и стал – вы не поверите – министром Республики Тыва по делам юстиции! Тут возможны только два варианта: либо Шолбан Кара-оол сам организовал подделку доказательства и передал её Оюну для предоставления в суд, либо подделку совершил сам Оюн. Но тогда его внезапное, ничем не объяснимое повышение по службе можно расценить либо как компенсацию со стороны премьера Кара-оола перед его представителем в суде Оюном за эту «подставу», что подтверждает предположение о криминальности натуры тувинского премьера. Либо Кара-оол, узнав, что Оюн подделал документ и пытался протащить его в суде, по достоинству оценил Оюна как способного на преступление чиновника и тут же возвысил его до должности министра, невзирая на возможный скандал. Как в первом, так и во втором случае премьер Тувы Шолбан Кара-оол выглядит, как минимум, человеком, игнорирующим законы и поощряющим преступность. И теперь уже не вызывают никаких сомнений причины, по которым в его ближайшем окружении появились такие типы, как Тыт-олол, Ендан, Бичелдей, Дамба-Хуурак, Чудаан-оол или Монгал.
Интересно, что эта история имела любопытное продолжение. Как только Аяс Оюн стал министром, представлять интересы Кара-оола в этом откровенно скандальном деле стал его родной брат Шолбан. Он же заменил брата и в штате Минюста. Поскольку подделка документа была вскрыта и предана огласке, а ответчица подала соответствующее заявление об исключении из доказательств фальсифицированного документа, Шолбану Геннадьевичу Оюну пришлось отказаться от исковых требований Шолбана Валерьевича, в связи с чем производство по делу было прекращено ввиду отказа истца.
Но вспомнил этого Оюна я не в связи с отказом, который был неизбежен. Интересна история появления брата Оюна в окружении премьера Шолбана Кара-оола. Оказалось, что ранее он служил в прокуратуре, откуда был уволен со скандалом. Говорят, что он подделал то ли военный билет, то ли трудовую книжку, то ли потому, что соврал о несуществующей службе в Вооружённых силах, в которых никогда не служил. Дело не в том. Человека уволили из прокуратуры без похвальной грамоты. Совершенно очевидно, что при увольнении ему никто никакой положительной характеристики на прощание выдать не мог. Выгнали с позором – да и всё! И он при таких обстоятельствах и с таким «волчьим билетом» каким-то чудом тут же получает место в правительстве Тувы. Да не просто место – ему доверяют защищать честь и достоинство самого тувинского премьера!
Вот и получается, что Шолбан Кара-оол специально подбирает в своё правительство всякую гниль типа Аяса и Шолбана Оюнов. Судя по всему, ему нужны именно такие кадры в правительстве! И это, невзирая на то, что ранее младший Оюн представлял интересы директора ООО «Тувапечать» в Арбитражном суде Республики Тыва. За короткий период проиграл более 20 арбитражных дел, в связи с чем долги Узденовой выросли до 1,5 млн. рублей, а само общество «Тувапечать» обанкротилось. В общем, сказать, что премьер Тувы Шолбан Кара-оол принял на работу в Минюст Шолбана Оюна за высокие профессиональные качества юриста, было бы большим преувеличением. По мнению людей, которые с ним сталкивались в суде, он просто туп и неграмотен. Но почему-то при должности.
Мало того, сейчас ему подобрали ещё одно поле деятельности – он возглавил территориальную избирательную комиссию в Пий-Хемском районе. Очень хочет проводить выборы депутатов Хурала представителей г.Турана. Мало кто сомневается, что в случае, если это удастся, фальсификация итогов голосования будет тотальной, поскольку Шолбан Оюн, похоже, совершенно не обременён не только познаниями в юриспруденции, но и порядочностью – тоже. Не зря же его подобрал Шолбан Кара-оол – он других вокруг себя не терпит.
До встречи.
Кондрат Пчёлкин