Дорога на костях
Казалось, уже всем ясно, что тема строительства железной дороги в Туву окончательно закрылось с отказом правительства России финансировать 50% её стоимости. Но не прошло и месяца, как в Туву вновь приехал чеченский авантюрист Байсаров и по-новой принялся бросаться обещаниями в 2014-15 годах эту злосчастную дорогу построить. А поскольку проблема строительства (или отказа от него) весьма важна для жителей Тувы, мне вновь приходится возвращаться к этой теме и выяснять нюансы возможного строительства железнодорожной ветки Курагино-Кызыл.
Никто не станет спорить, что строительство такого объекта, как железнодорожная ветка по Саянам в 402 км – чрезвычайно сложная задача. Об этом можно судить хотя бы по тому, что даже долларовому миллиардеру С.Пугачёву за 8 лет не удалось не то, что начать её строительство – даже получить технический проект дороги. А он мыслил достаточно реально и намеревался построить одноколейную не электрифицированную железную дорогу с провозной мощностью до 12 млн. тонн в год. А Байсаров, не сильно задумываясь, уже обещает двухколейку на электротяге с провозной мощностью аж в 27 млн. тонн в год. Такой проект, наверное, потребует ещё пять лет проработки. Но я сейчас не о сроках. А о перспективах и возможностях вообще когда-нибудь реализовать этот железнодорожный проект.
В связи с этим центральная фигура, заслуживающая нашего внимания, – Байсаров. Именно на нём, судя по всему, будет завязан этот проект. Evraz и «Северсталь», которые тоже собирались стать инвесторами проекта и имеют лицензии разработчиков, от инвестирования отказались, как только узнали, что в проект «влез» Байсаров. И потому не лишне на нём остановиться отдельно.
Премьер Тувы Кара-оол характеризует его как толкового бизнесмена, человека с гор, джигита, который ценит своё слово. По этому поводу вспоминается недавняя покупка Байсаровым в компании с его компаньоном Алтушкиным «Енисейской Промышленной компании». Они вдвоём обязались выплатить Пугачёву по 1 млрд. долларов, а затем добывать Элегестинский уголь и строить железную дорогу в Туву. Алтушкин свою долю выплатил, а вот Байсаров отказался, сославшись на то, что они в своё время купили «кота в мешке», у которого долги и непонятные перспективы. И с помощью тувинского премьера принялся отбирать у ЕПК лицензию на Элегестинское месторождение угля и право строительства железной дороги. Такие действия по отношению к компаньонам обычно называют «кидалово». Но я не об этом. Если действительно Байсаров не планировал «кинуть» Алтушкина, когда они вдвоём покупали у Пугачёва ЕПК, но узнал о положении дел в купленной компании только через год, то это характеризует его как малоопытного бизнесмена, «лоха», с которым невозможно вести дело. А если он всё знал, но, тем не менее, шёл на сделку, то это характеризует его скорее как мошенника. Но в любом случае, ни с лохом, ни с мошенником такие серьёзные проекты, как строительство железнодорожной магистрали в 402 км, не осуществляют.
Но есть и другая сторона дела – финансовая. Как известно, в самом начале стоимость проекта не превышала 70 млрд. рублей. Затем Пугачёву удалось увеличить смету до 136 млрд. рублей. Правда, ходили упорные слухи, что пока дорога не «потяжелеет» до 250 млрд., её вряд ли кто возьмётся строить – только откаты в России в среднем держатся на отметке в 40%. Инвестору тоже нужно «заработать». Вот теперь, когда государство отказалось финансировать свою часть, некто Байсаров, ранее не прославившийся участием в каких-либо грандиозных проектах и не сумевший даже найти денег на выкуп своей доли в ЕПК, вдруг заявил, что построит железную дорогу в Туву за свой счёт. Правда, при этом попросил госгарантию для государственного банка ВТБ на 75 млрд. Фактически можно говорить о том, что он в одиночку намерен за 75 млрд. рублей построить 402 км электрифицированной двухколейной железной дороги с провозной мощностью в 27 млн. тонн.
Думаю, что в такое обещание не может поверить даже умалишённый. Это нереально и невозможно по определению. Вот и выходит: т.н. авантюрист-инвестор то ли лох, то ли мошенник без денег, но зато лёгок на обещания. Но, думается, мало кто предполагает в Байсарове сумасшедшего. Скорее, это расчётливый делец и авантюрист, способный делать деньги «из воздуха». Но в чём тогда замысел? Давайте, разберёмся.
В принципе, вряд ли кто сомневается, что дорога в Туву в обозримом будущем может быть построена. Поэтому обсуждать сложность строительства не будем. Тем более, что, похоже, ни российская металлургия, ни мировая пока тувинским коксующимся углём не интересуется. Но тогда зачем весь этот сыр-бор вокруг угля, дороги, инвестиций, создания мифических 15 тысяч рабочих мест и якобы планируемые миллиардные поступления в бюджет Тувы, которые сделают республику самой привлекательной в стране? Скорее всего, чтобы создать условия для воровства десятков миллиардов. А как это, скорее всего, будут делать, я расскажу вам ниже.
Руслан Байсаров останется один на дороге
Инвестором крупнейшей в России частной железной дороги Кызыл–Курагино стоимостью 150 млрд. руб. к Элегестскому угольному месторождению в Туве может стать Руслан Байсаров.
Проектом строительства железной дороги Кызыл–Курагино всерьез интересовались недропользователи Evraz и «Северсталь». Как рассказал «Ъ» источник, близкий к одной из компаний, летом 2011 года они были готовы создать консорциум и заменить ЕПК в проекте. «Но после того как ЕПК возглавил господин Байсаров и пообещал, что дорога будет построена, от этой идеи отказались», – говорит собеседник «Ъ».
Лицензия на Элегест, согласно протоколу совещания, может быть отозвана у ЕПК уже в ближайшее время.
Следует учитывать планы «Северстали» и Evraz, которые пока четко не определились, имеет ли для них смысл развивать тувинские месторождения при нынешней рыночной конъюнктуре.
Денис Скоробогатько, «Коммерсантъ»
Сейчас Кара-оол и Байсаров бьются за то, чтобы какой-нибудь государственный банк под госгарантию выдал Байсарову «длинный инвестиционный кредит» в 75 млрд. рублей. Ну, допустим, Шувалов это им организует. А дальше что? Как минимум 30 млрд. из них надо ещё как-то красиво присвоить. Как правило, такой кредит разбивается на несколько этапов. Ну, допустим, их будет 10-20. Получил аванс, отчитался, – получай следующий. Для этого необходимо, чтобы соответствующие акты выполненных работ подписали представители заказчика – Байсарова, подрядчика – к примеру, «Мостовика», региональных властей – Кара-оол или недавно вновь рекрутированный им, находящийся под следствием Иргит, а также уполномоченные от МПС, Минтранса РФ и банка. А поскольку магистраль хоть и называется Курагино-Кызыл, строить её почему-то начали с конца – из Кызыла. Таким образом, пока все 402 км не будут построены, от неё не будет никакой пользы.
Представим себе на минутку, что все участники проекта – от Байсарова до Шувалова, включая Кара-оола – честные люди. И они действительно за 75 млрд. построят какой-то участок дороги. Может, километров 100, а может – и все 200. И что с того? Кому от этого станет легче? А ведь следом надо будет начинать возвращать кредит, если при его оформлении Байсаров ещё не будет знать, что никогда его не вернёт, как в случае с покупкой ЕПК у Пугачёва. Из всего этого проистекает, что кредит в 75 млрд. под строительство дороги стоимостью в полторы сотни миллиардов – это или очевидная глупость, или хорошо спланированная афёра. Если Байсарова не считать отчаянным дураком, то вывод напрашивается сам собой...
Я не случайно перечислил всех участников финансирования и строительства «железки». Все они будут вынуждены ставить свои подписи на многочисленных документах и отвечать за них. 75 млрд. денег госбанка – это вам не батон колбасы. За них с кого-то обязательно спросят. Как сейчас спрашивают за ГЛОНАСС, лизинг сельхозтехники, продажу имущества Минобороны. Ну, Байсаров, наверное, вернётся в Чечню и будет для правосудия недосягаем. А остальные? Те, кто поставят под липовыми актами свои подписи? Ну, кого-то хватит инфаркт, кто-то «случайно» погибнет в автомобильной аварии, кто-то утонет, а кто-то застрелится. В связи с этим становится очевидным, почему шулера с криминальным прошлым и настоящим срочно вернули в правительство – если верить слухам, опыт обнаружения в топках «Урянхая» недогоревших останков людей, опрометчиво бравших для него кредиты, в этой ситуации оказался бесценным. При этом остаётся вопрос: а куда Кара-оолу с Шуваловым подаваться, когда начнут искать пропавшие деньги?
Кто-то, наверное, возразит: смету строительства дороги, которая итак уже выросла вдвое, проплаченные специалисты будут ежегодно пересматривать, пока она не «вырастит» до 250 млрд. Соглашусь. Вполне возможно. Но, во-первых, железная дорога, это такой объект, строительные затраты на котором всегда можно реально оценить. А разницу поискать в карманах заинтересованных лиц. С другой стороны, сколько не растягивай смету строительства, это не поможет, если объект не построен и не сдан в эксплуатацию. А этого Байсарову, наверное, не сделать никогда. Если же стройка по каким-то причинам перейдёт к другому инвестору, то он наверняка устроит ревизию сделанного, и афера быстро раскроется.
Проект строительства железной дороги в Туву в настоящее время настолько оторвался от реальности, что эта стройка рассматривается самостоятельно без увязки с главной целью – развития угледобычи в Туве. А она, вопреки уверениям властей и «стратегического инвестора», каждый год падает. И дело не только в том, что тувинский уголь не востребован рынком и вряд ли будет востребован в ближайшие годы. Кутерьма, организованная властями вокруг ЕПК и Элегестинского месторождения, привела к тому, что там добыча угля в ближайшее время будет заморожено лет на пять. И тувинские власти к этому имеют самое непосредственное отношение. К примеру, недавно там случилось ЧП. Пока оператор американского комбайна обедал, какой-то злоумышленник залез в кабину, выдрал приборную панель управления комбайном и перерезал все имеющиеся в нём кабели. Злоумышленник до сих пор не пойман. И, видимо, не случайно – охрану объекта ведёт ЧОП «Тайфун», негласно командует которым брат тувинского премьера...
Да, никто не спорит, что на наших глазах развивается рейдерский захват Элегестинского месторождения. И чеченский след тут просматривается достаточно чётко. Хотя мало кто сомневается, что Байсарову разработку уникального месторождения коксующегося угля никогда не поднять. Ни по финансам, ни по организационным соображениям. Да он об этом и не распространяется. В лучшем случае он постарается подешёвке купить и перепродать месторождение. Но тогда теряется смысл и в строительстве железной дороги. Впрочем, это ни у кого сомнений не вызывает. Нужна не дорога, а бесконечный процесс её строительства, предусмотрительно начатый с конца. И тут мастерски используется имя Путина, почти год назад в ночной тьме и на страшном морозе забивавшем «золотой костыль». Кстати, ничего хорошего от этого мероприятия, организованного нашим земляком, ни для кого не прибавилось. Путин, помахав кувалдой, потянул травмированную спину, а в Туве с тех пор нескончаемые землетрясения. Тем не менее, когда от мифической железной дороги в Туву запахло халявными миллиардами, вороньё со всей страны, включая Кавказ, слетелось в Туву. Наверное, большинство из них живёт одним днём. Надеются, что сопрут, оставят котлованы и терриконы и сбегут за границу пересчитывать наворованное. Блажен, кто верует...
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин