Железнодорожная маниловщина. От Пугачёва до зятя Пугачёвой
Все тувинские СМИ, включённые в орбиту правительственного агитпропа, растрезвонили новость: «Железную дорогу «Элегест-Кызыл-Курагино» построят к 2018 году». Об этом сообщил безызвестный «заместитель генерального директора Тувинской энергетической промышленной корпорации /ТЭПК/ Сергей Мельниченко». Он также сообщил, что планов у его начальника Байсарова громадьё: кроме строительства железной дороги в 420 км, он намерен к 2015 году «развить Элегестское угольное месторождение» и построить «морской порт в Ванино на Дальнем Востоке». А также к неозвучиваемому сроку возвести «электростанцию в республике Тыва».И всё это собирается осуществить гражданин, за год не собравший 1 млрд. рублей для оплаты своей доли в ЕПК. Зато ему оказалось «по плечу» замахнуться на проекты общей стоимостью раз в 300-400 большей. Затраты на строительство тувинского БАМа оцениваются в 195 млрд. руб., ТЭС обойдётся в 16-20 млрд. руб., освоение Элегестинского месторождения со строительством шахт «потянет» ещё на 100 млрд. руб. Ну а о стоимости строительства порта в Ванино даже оценочных цифр нет – это где-то от 50 до 100 млрд. руб. Итак «набегает» под 400 млрд. рублей или за 13 млрд. долларов США. Цифра астрономическая. А для авантюриста Байсарова – очевидно неподъёмная.
Однако давайте вспомним, как эта угольно-железнодорожная сага начиналась.
В «Российской газете» от 6 апреля 2005 года было опубликовано интервью директора Объединенная промышленная корпорация (ОПК) Д.Сахно о перспективе строительства в Туву железной дороги и разработки Элегестинского месторождения угля. В нём он довёл до широкой общественности планы сенатора С.Пугачева по развитию производительных сил Тувы. В частности, Сахно сказал: «Элегестское месторождение – одно из самых богатых в мире. Запасы угля здесь оцениваются в 1 миллиард тонн. Без преувеличения его можно назвать уникальным. По своим характеристикам элегестские угли – лучшие коксующиеся в России и одни из лучших в мире. Они отличаются высокими показателями спекаемости, низкими зольностью и содержанием серы. В России практически не осталось запасов коксующегося угля столь высокого качества».
Сообщил, что «планируется добыча до 12 миллионов тонн угля ежегодно» и пообещал выход «на эту мощность через 6-7 лет», т.е. к 2012 году. А начало добычи он объявил «уже в следующем (2006-ред.) году».
При этом Сахно посетовал на транспортную проблему доставки угля потребителям, поскольку «в Тыве до сих пор нет железной дороги». И добавил: «поэтому выход один: проложить железную дорогу длиной примерно 460 км», строительство которой, «если исходить из мировых стандартов, должна обойтись не дороже 500 миллионов долларов». Впрочем, он тут же оговорился, видимо, имея в виду российскую вороватость: «оценки российских проектировщиков в три раза выше», т.е. 1,5 млрд. долларов США.
Сахно с радостью поделился своим ощущение полезности будущей «железки»: «она решит не только наши, но и социально-экономические проблемы всего региона». И привёл конкретные технико-экономические расчёты: «за 12 млн. тонн угля, который будет добываться в республике после выхода шахт на проектную мощность, мы сможем ежегодно выручать примерно 1-1,2 миллиарда долларов. Из этой суммы около 150 миллионов долларов пойдет в местный бюджет в виде налогов. То есть за счет одного Элегеста дотационный край превратится в регион-донор. За железной дорогой и разработкой месторождения начнется подъем всего бизнеса, всей экономики Тывы». «Строительство шахты, железной дороги, создание транспортной компании... мы оцениваем примерно в 1,1-1,2 миллиарда долларов».
Таким образом, Пугачёв рассчитал стоимость строительства дороги в 0,5 млрд. долларов, а с учётом шахт и автотранспортной компании – в 1,2 млрд. долларов. Срок строительства – шесть лет, т.е. до 2012 года. С помощью сенатора Нарусовой ему удалось добиться бюджетного софинансирования строительства железной дороги в 49 млрд. долларов. Но однажды всё пошло прахом. Он не смог договорится с Шойгу по поводу раздела Тувы, и его перспективы стали таять, как весенний снег...
Время шло. С той публикации минуло более семи лет. Можно подвести кое-какие итоги.
На сегодняшний момент не только не осуществляется добыча угля на Элегестинском месторождении и не строится железная дорога Курагино-Кызыл. ЕПК олигарха Пугачёва обанкрочено, лицензия на добычу угля отозвана, желание строить железную дорогу проявил совсем другой инвестор, а сам Пугачёв не только перестал быть сенатором от Тувы, но и совсем покинул Россию, обретя упокоение на туманном Альбионе. Грандиозной стройке не помогло даже то, что сам Путин забил «золотой костыль» в строительство «железки». Следом государство отозвало своё обязательство финансировать из Инвестиционного фонда 50% стоимости строительства. В таких условиях, даже если бы Пугачёва не «выдавили» из Тувы, он бы за строительство дороги наверняка не взялся.
И что же мы имеем по прошествии семи лет «в сухом остатке»?
На тувинском горизонте появился некто Байсаров, известный лишь тем, что когда-то был зятем Аллы Пугачёвой. Сначала он в компании с Алтушкиным подрядился купить ЗАО ЕПК, владеющей лицензией на Элегестинское месторождение. Правда, через год выяснилось, что найти миллиард рублей ему так и не удалось. Тогда он громко «хлопнул дверью», заявив, что его обманули. Правда, за это время Байсаров, будучи генеральным директором ЗАО ЕПК, поназаключал договоров, и по ним компания «Мостовик» произвела строительных работ на 800 млн. рублей, которые никто оплачивать не собирается. «Мостовик» бросился в суд, а там ему объяснили, что, поскольку у Байсарова не было полномочий по заключению подобных договоров, то и претензии «Мостовика» к ЕПК несерьёзны.
Но Байсаров продолжает делать хорошую мину при «плохой игре». Важно надувая щёки, он грозится построить железную дорогу в Туву. Правда, не за 500 млн. долларов, как Пугачёв, а уже за 194 млрд. рублей, что эквивалентно почти 6,5 млрд. долларов, то есть в 12 раз дороже.
Честно говоря, он строить собирается не совсем за свои денежки, которых, судя по всему, у него нет: он обещает строить за счёт кредита, который намерен получить под госгарантии правительства РФ в размере 75% стоимости строительных работ. Таким образом, Байсаров намерен построить дорогу, если государство за него заплатит 4,8 млрд. долларов, то есть в 10 раз дороже, чем собирался на это потратить Пугачёв. Ну, а чтобы выглядеть посолиднее, Байсаров заодно решил объявить об организации добычи угля на Элегесте, строительстве ТЭЦ и порта в Ванино... Солидный инвестор, ничего не скажешь.
Но когда очистишь всё заявленное Байсаровым от пропагандистской шелухи, то становится очевидным уровень маниловщины в его планах. Если считать, что он преднамеренно не вводит нас и власти в заблуждение из-за желания спереть сотню-другую миллиардов на «реализации» этих грандиозных проектов, а рассчитывает на самом деле построить железную дорогу, порт, ТЭЦ и организовать добычу на Элегестинском месторождении, то становится очевидным, что он маниакально болен нереализуемыми проектами. Проще говоря, если авантюрист Байсаров не мошенник, то он, скорее всего, психически нездоров. Что, кстати, у горских народов – большая редкость...
Дело в том, что с 2005 года много воды утекло. Случился мини-кризис 2008-10 годов, в результате которого спрос (и, соответственно, цены) на уголь и металл значительно упали. Более того: как утверждают экономисты, включая министра экономики страны, Россию уже этой осенью ожидает рецессия и дефицит бюджета в 650 млрд. рублей. В связи с чем премьер Медведев был вынужден заявить о сворачивании уже начатых региональных инвестиционных проектов. И объявил об опасности исков инвесторов к властям в связи с отказом финансировать свою часть проектов. К тому же выяснилось, что тувинский коксующийся уголёк, мягко говоря, не совсем кондиционен – время его коксования в 1,5 раза больше, чем у подобного же угля с Кузбасса. А значит, и стоимость коксования значительно выше. К тому же пример Тувинской горнорудной компании, которая добывает уголь на Каа-Хемском угольном разрезе и не может найти клиентов за пределами Тувы, показывает: перспективы тувинского угля значительно переоценены. А если уголь не будет и впредь востребован, то возить по этой железной дороге будет нечего.
Конечно, сегодняшний Байсаров по значимости фигуры – совсем не Пугачёв начала нулевых годов. И даже не Сахно, подвизающийся ныне в Северстали в той же роли, которую он играл у Пугачёва. Кому-то может показаться, что за ним стоит кто-то серьёзный. Типа Фридмана или Абрамовича. Но горькая правда состоит в том, что никого за его спиной нет. Есть только поддержка губернатора Ш.Кара-оола, которому, как и Байсарову, в условиях глобального провала по всем направлениям ничего не остаётся, кроме как выдвигать новые маниловские планы. И потому Кара-оолу с Байсаровым вряд ли позволят поиграть с таким деньгами, а тем паче – их спереть.
Так что, относитесь критически к информационным вбросам в правительственных СМИ – обычно за ними ничего не следует. Они уже семь лет вешают нам свою однообразную лапшу. Объёмы предполагаемых инвестиций выросли, как на дрожжах, с 15 млрд. рублей до 400 млрд., Пугачёва сменил Байсаров, а воз, как говорится, и ныне там. Ни угля, ни дороги. Только километр шпал с рельсами под названием «Кызыл-Конечная». А что уж тут поминать про порт и ТЭС...
Будем и дальше отслеживать игры в инновационную деятельность.
Кондрат Пчёлкин