Тува: Куда катимся?
Что из себя представляет Тува сегодня – большая неопределённость. Если почитать «Тувинскую правду» и «Информ-плюс», посмотреть городское телевидение или телеканал «Тыва», то может сложиться мнение, что Тува – это динамично развивающаяся республика с высоким уровнем жизни и безопасности, значительным уровнем культуры и национальной терпимости. Для полного счастья живущих в ней не хватает только железной дороги из Кызыла в Курагино. Если же не читать этих газет и не смотреть местного телевидения, а просто прогуляться по улицам столицы или, тем более, деревень, то станет очевидным, что в Туве осталось мало русских, кругом грязь, разбитые дороги, повсеместное отсутствие уличного освещения при скоплении бомжей, грабителей и насильников в отсутствие стражей правопорядка. Но вряд ли первая и вторая точка зрения являются объективными и исчерпывающими. Наверное, истина где-то посередине.
Для того, чтобы не предаваться эмоциям, ознакомимся с цифрами, характеризующими состояние дел в республике, которые привела кандидат исторических наук, сотрудник ТИГИ Валерия Кан.
По итогам переписи 2010 года численность населения республики выросла с 305 510 чел. (2002г.) до 307 930 чел. На 161 965 женщин (52,6%) приходится 145 965 мужчин (47,3%). Прирост населения идет в основном благодаря традиционно высокой рождаемости. Однако даже здесь имеются серьёзные проблемы: показатель младенческой смертности в Туве в 2012 г. вырос до 18,1 на 1000 родившихся (2011 г. – 13,5) и превзошел среднероссийский в два раза (8,7). Это никак не вяжется с благополучными отчетами о достижениях в нашем Минздраве. Скорее, это подтверждает отсутствие системного профессионального подхода в организации медицинских услуг. К тому же очень часто (в 60% случаев) дети сразу после рождения оказываются в неполноценной среде – в регионе распространены рождения детей у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке.
В Туве большая доля нетрудоспособного населения. Это дети до 15 лет (97 тыс. чел. или 31,3%) и лица старше трудоспособного возраста (30,8 тыс. или 10%). А всё трудоспособное население республики составляет 181,6 тыс. чел. или 58,7% от общей численности и несет на себе повышенную социальную нагрузку в связи с чрезвычайно высокой безработицей, которая толкает людей к миграции в Кызыл. Поэтому, несмотря на естественный прирост, в ряде районов из-за миграционных потерь зафиксирована общая убыль населения. Основной поток мигрантов движется в столицу. Причин для отъезда из села несколько, но главная – это устойчивая безработица. Именно в столице люди надеются найти работу и дать качественное образование детям.
В результате оттока русского населения из Тувы и высокой рождаемостью среди тувинцев более выраженным стало численное доминирование тувинцев: с 235 513 чел. (77,1%) до 249 299 (82%). Уменьшилась доля русских (с 20,1% до 16,3%, с 61 442 до 49 434 чел.)
Главным фактором демографического развития является высокая рождаемость, связанная с национально-культурными традициями тувинцев и социально-экономическими стимулами. К сожалению, количественные показатели рождаемости не сопровождались качественными сдвигами в социальной сфере. В итоге – оставались высокими показатели социального неблагополучия.
В 2000 г. в Туве миграционная убыль составила 922 чел., в 2005 г. – 821, 2006 г. – 1200, 2007 г. – 1701, 2008 г. – 2027, 2009 г. – 1460, 2010 г. – 1751, в 2011 г. – 3860, 2012 г. – 3682. В 2011 г. из региона уехало 5035 чел., а приехало 1175, в 2012 г. – 5658 и 1976 чел.
В 2002–2010 гг. ощутимой является убыль русских из столицы, где традиционно сосредоточена большая их часть: из 36 500 осталось 30 388 чел. (–6112 чел.). И ситуация продолжает усугубляться: опросы населения дают основание прогнозировать дальнейший постепенный отток русских из региона, так как миграционный потенциал у них по-прежнему высокий. Особенно беспокоит отъезд квалифицированных врачей и учителей, которые удачно устраиваются в других местах. Это психологически помогает людям не бояться перемен. Русские чаще, чем тувинцы, изъявляли желание уехать из Тувы «навсегда» (21,8%) и реже хотели остаться (52,7%). Миграционные настроения присутствуют и у трети тувинцев (30,9%). Многие тувинцы, хорошо владеющие русским языком и имеющие хорошее образование, легко вливаются в социум. Люди уезжают в основном в более благополучные в социально-экономическом отношении и с точки зрения личной безопасности регионы.
Вместо выбывших русских и тувинцев республику наводняют по квотам рабочие из Китая и стран СНГ. Миграционная привлекательность региона остается низкой из-за экономических трудностей и связанных с ними неблагополучных социальных явлений (высокий уровень бедности, безработицы, преступности, пьянства, низкий уровень здравоохранения, ограниченный спектр образовательных услуг, понижение общей культуры населения, в том числе в сфере межнациональных отношений и др.).
Как выяснилось, русский язык всё ещё сохраняет позиции благодаря обязательному изучению в школе, востребованности при получении профессионального образования и в трудоустройстве, а также в налаживании добрых, уважительных отношений с представителями других национальностей. А вот владение тувинским языком среди русских ничтожно: всего 1001 чел. (2%). Это говорит о том, что стремление знать второй государственный язык у них не выражено.
В республике отмечен большой профессиональный перекос. Учат не тому, что востребовано временем. Исследование показало, что многие выпускники с дипломами о высшем образовании не могут найти работу, в то время как региональная экономика испытывает потребность в бурильщиках, взрывниках, электриках-силовиках, слесарях, машинистах автоподъемного крана и бульдозера, инженерах, геодезистах и др. Работодателям приходится приглашать рабочих и специалистов из-за пределов республики.
В регионе остается высоким удельный вес лиц, живущих на социальные пособия (пенсию, стипендию и др.) или находящихся на иждивении других лиц (родителей, супругов и др.). 17,1% указали, что получают пенсии (кроме пенсии по инвалидности), 5,1% – пенсию по инвалидности. Половина населения (50,6%) ответила переписчикам, что находится на иждивении. Причем значительная доля могла бы обеспечивать себя дополнительными заработками. Примечательно, что только треть опрошенных (30,4%) назвала доходы от трудовой деятельности.
Вот к каким выводам приводят эти данные:
Результаты переписи говорят о подвижности социального облика тувинского общества. Положительная динамика (рост) зафиксирована по ряду параметров: численность населения, число детей и молодежи, городское население, образованные люди, тувинцы. Также положительную роль играет труднодоступное положение региона, которое способствует сохранению этнического фактора. Отрицательные динамика (сокращение) – по численности сельского населения, русских и представителей других национальностей, размера частных домохозяйств.
Таким образом, перепись 2010 года выявила несколько основных тенденций:
- высокую рождаемость тувинцев при неуклонной миграции из региона русских;
- замещение в регионе убывающих русских и тувинцев китайцами и жителями СНГ;
- угрожающий рост числа детей, родившихся в неполноценных семьях;
- падение уровня здравоохранения матерей и детей;
- системный перекос в системе образования, когда учат не тому, что нужно;
- непропорциональный рост в регионе иждивенцев;
- отсутствие стимулов для изучения русскими тувинского языка;
- высокий уровень в республике бедности, безработицы, преступности, пьянства.
Пора задуматься, куда катится Тува. Наверное, прав полпред Толоконский, что республике нужна программа развития. Только куда развиваться?
Кондрат Пчёлкин