Популярно о наболевшем |
Холуи в погонах
Много откликов получили исследования Кан о работе «отреформированной» системы внутренних дел и соответствующая публикация о работе полиции в «РИСКе». Сказать, что полицаев в Туве не любят – это значит не сказать ничего. Их боятся и ненавидят. Причём все – от уголовников до простых граждан. Думается, такое отношение предвзято. И основывается оно на восприятии нынешнего министра внутренних дел Тувы Лобанова как на лицо тувинской полицейской системы. В газетах и Интернете много пишут о том, что он неграмотен и склонен к чрезмерному употреблению горячительных напитков, а его жена – вообще алкоголичка. Не знаю. Сам с Лобановым не пил и пьяным его не видел. Тем более – его жену. Но как профессионала оценить могу.
Когда его только привезли, я обратился к первому замминистра МВД РФ Суходольскому с просьбой провести расследование поджога редакции газеты «РИСК». Он публично пообещал и дал поручение Лобанову этим заняться. Затем я дважды встречался с Лобановым и интересовался ходом расследования. Сначала он обещал, а потом, вникнув в дело, дал «задний ход» – мол, дело заволокичено, вещдоки утрачены, надежд нет. Я ему рассказал об итогах нашего расследования и даже сообщил данные поджигателя, работающего в автобазе правительства. И напомнил, что главным организатором поджога считаю председателя правительства Шолбана Кара-оола. Нужно было видеть его, не затронутое интеллектом, лицо – оно вытянулось до непредсказуемых размеров. Он даже как-то оглянулся по сторонам, хотя мы с ним были вдвоём в его кабинете. Думается, он просто перепугался. Конечно, после этого никакой речи о расследовании не могло и быть. Можете себе представить, что не допросили ни меня, ни Кара-оола. Даже вероятного поджигателя из автобазы не тронули. Тогда-то я и понял, на кого на самом деле Лобанов работает.
Прошло немного времени, и неизвестные злоумышленники выпустили фальшивый номер газеты «РИСК». Центр по противодействию экстремизму с блеском провёл операцию по перехвату второго тиража фальшивой газеты, которую перехватили на Шивилиге. С поличным был взят шофёр, который признался, что возит газеты из типографии «Журналист» и передаёт Бетехтину, который работает у Елсукова. Казалось, цепь замкнулась. Можете представить, каких усилий стоило развалить это дело. Даже руководителя Центра Лобанову пришлось уволить и перевести в рядовые сотрудники уголовного розыска. Давили на тормоза, как могли. Говорят, министр был вне себя – решался вопрос присвоения ему звания генерала. В итоге, простейшее и практически раскрытое дело удалось заволокитить. Дознаватель, которая вела дело, мне всё потом рассказала. Её просто «стёрли в порошок». Вряд ли всё это происходило без участия Лобанова.
Прошло ещё несколько лет. Кара-оол и Елсуков в связи с выборами депутатов городского Хурала организовали выпуск листовки под названием «Народная газета в Туве». В ней публиковалась всякая несусветная чушь про меня и партию СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. Материалы имели все признаки клеветы. Я обратился к министру Лобанову по поводу возбуждения уголовного дела. Знаете, сколько времени МВД «думало»? Ровно столько, сколько было нужно для проведения выборов. Как только выборы прошли и листовку прекратили выпускать, ко мне явилась дознаватель с возбужденным уголовным делом и постановлением о признании меня потерпевшим.
Логика поведения Лобанова проста: видимо, он не давал хода моему заявлению, пока шли выборы, и в Абакане печаталась эта чернуха. А то было бы несложно поймать негодяев в типографии или на Шивилиге с поличным. Лобанов – не дурак. Хоть и генерал. По прошлому опыту он это понял и «тянул резину», пока процесс не закончился.
Думается, в этом эпизоде – вся сущность Лобанова и его ближайшего окружения. Достаточно вспомнить, с каким рвением его подчинённые по его личному указанию конфисковывали газету «РИСК», возбуждали надуманные уголовные дела, сотнями отправляли оперативников в Хакасию и Красноярский край для собирания компромата в отношении меня. Теперь за это МВД России платит звонкой монетой из своего кармана. Недавно я подал новый иск – 19 ноября рассмотрение. Жаль, что в регрессном порядке Лобанов пока не заплатил ни копейки. Но дело не только в деньгах. Судебное разбирательство позволяет выяснить все детали незаконных действий министра. Судя по всему, Лобанова ненавидят не только простые граждане, но и сотрудники МВД. Вы бы посмотрели, с каким удовольствием они дают в суде показания на него. Жаль, что он их не читал.
Но деятельность Лобанова имеет и другие печальные последствия. Милиция Тувы всегда формировалась в непростых условиях. Она во многом отражала структуру тувинского общества. В ней соблюдались некие пропорции личного состава, позволяющие сохранять боеспособность министерства. Сейчас все эти достижения брошены «коту под хвост». В ходе реформы лучшие кадры оказались «за бортом». Во многом утрачена деловитость оперативного состава. В министерстве развелось много пьяниц, наркоманов и гастарбайтеров из Томска. Такой конгломерат из негодяев и непрофессионалов априори недееспособен. В результате – рост преступности и недоверие населения. Министр Колокольцев поменял уже много руководителей на местах, расставленных Нургалиевым. Но до Лобанова очередь никак не дойдёт. Хотя я бы никогда такого «профессионала» не держал.
Впрочем, подождём. Дойдёт очередь и до него.
Сергей Конвиз