С Новым годом, друзья!
Уходящий 2013 год выдался непростым. Как выразился тувинский премьер Кара-оол, это был предъюбилейный год, в ходе которого ставились амбициозные задачи, связанные с социально-экономическим развитием Тувы. К сожалению, ни одна из задач решена не была.
На российском политическом небосклоне год был отмечен рядом скандалов, связанных с губернаторами, самыми громкими из которых были отсутствие тувинского премьера во время ликвидации ЧС в замерзающем посёлке Хову-Аксы и визита в Туву вице-премьера России А. Дворковича.
Впрочем, справедливости ради следует отметить, что в России среди губернаторов Шолбан Кара-оол, скорее, правило, чем исключение из него. Выяснилось, что большинство региональных начальников обеспокоены больше личными делами, нежели государственными. К примеру, жители Красноярского края думали, что их губернатор в конце года занят исключительно заботой о населении и трудится, не покладая рук. Так бы и думали дальше, если бы французские СМИ не сообщили, что некие бандиты на Лазурном берегу Франции самым варварским способом избили и ранили славного губернатора Кузнецова в принадлежащем ему особняке и заодно ограбили его жену, «реквизировав» походных золотых украшений на 200 тыс. евро. Пресс-служба губернатора тут же нашлась и сообщила широкой публике о том, что «губернатор находился во Франции в краткосрочном отпуске». А как только ограбление с избиением стали предметом обсуждения, тут же, как ни в чём не бывало, вернулся в Красноярск и продолжил свою кипучую деятельность на пользу народу.
Под занавес года отметилась и свежеиспеченная губернатор Мурманской области М.Ковтун, организовавшая для властной верхушки правительственный корпоратив. Когда все были уже в изрядном подпитии, к заместителю гендиректора ФГУП «Атомфлот» М.Кашка обратился вице-губернатор области А.Векшин с претензией, что тот не соответствует уровню приглашённых, поскольку трудится заместителем. Кашка объяснил, что он исполняет обязанности гендиректора и потому воспользовался официальным приглашением губернатора. Казалось, инцидент был исчерпан. Но через некоторое время к незадачливому гостю подошёл бывший депутат местной думы известный бизнесмен В.Пимин и без лишних церемоний ударил Кашку по голове бутылкой. Завязалась драка, в которой по информации СМИ приняло участие большинство присутствующих на приёме у губернатора. Сама губернатор Ковтун в драке участия не принимала.
Еще один конфликт, едва не переросший в драку, возник между руководителем регионального следственного комитета Н.Конновым и спикером Мурманской областной думы В.Шамбиром, которые оказались за одним столом. Дело в том, что СКР ведет уголовное дело энергомагната Г.Шубина, в рамках которого у спикера парламента Шамбира проводились обыски. Сейчас все участники драки протрезвели и всё отрицают. Между тем, полицейские начали проведение процессуальной проверки. У службы безопасности отеля «Меридиан» изъято видео с места происшествия. Рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела в рамках статьи «Побои». А В.Пимин «приносит извинения всем участникам стычки».
Эти три примера ярко демонстрируют загнивание российской элиты, её криминализацию и превалирование личных интересов над государственными. Отсутствие губернатора в регионе по причине отдыха где-то на Мальдивах, когда тысячи людей, в том числе дети, женщины и старики, замерзают, нахождение другого в кругу семьи у тёплого моря, когда нужно решать накопившиеся проблемы или организация третьим массовой коллективной пьянки с разборками и драками – скорее, правило жизни новых властителей, чем исключение из него. В такой ситуации аховое положение в экономике богатой нефтью и газом России вполне понятно и объяснимо.
Что же касается тувинского премьера, то уходящий год он провёл под знаком упорной борьбы за право быть принятым Главой государства В.Путиным. Начал он эту кампанию ещё в 2011 году и публично заявлял об этом не менее пяти раз. Увы. Путин его так и не принял. Другой переходящей проблемой стала защита финансовых интересов кавказского авантюриста Байсарова, нацеливающегося на 150-200 млрд. бюджетных рублей под вывеской строительства железной дороги. Начата была эта борьба за деньги также в 2011 году, когда Шойгу под покровом ночи в жуткий мороз затащил Путина в Туву и тот заколотил символический «золотой костыль» начала строительства железной дороги. Но афера оказалась пустой: «золотой костыль» вопреки уверениям тувинского премьера так и не стал стартом для «золотого дождя» на головы Шойгу, Байсарова и Кара-оола. И вопреки заявлениям о прохождении «точки невозврата» в строительстве «железки», стройка так и осталась мифом, напоминанием о котором стали четыре рельсы с 48 шпалами на окраине Кызыла, символично, курам на смех, названными «железнодорожная станция «Кызыл-Конечная». Впрочем, во многом виноват сам Байсаров. Его откровенно потребительский подход к бизнесу широко известен. Дело дошло до того, что даже премьер Тувы был вынужден публично отметить: «неправильно, когда инвестор покупает, допустим, угольное месторождение на территории региона, но при этом нацелен капитализировать себя лишь на бумаге, участвуя в аукционах, приобретая акции, получая кредиты под эти месторождения, и вовсе не имея планов вкладывать средства в создание качественной шахтной системы, реальных рабочих мест». Как известно, Байсаров, претендующий на государственное финансирование своих проектов, до сих пор не вложился ни в один социальный проект на территории республики.
В уходящем году правительство России еще дважды возвращалось к тувинской теме. Сначала премьер Д.Медведев подвёл итоги подготовки регионов к работе в зимний период, в которых Тува по всем основным показателям лидировала по неблагополучию, а на следующий день, рассмотрев персонально вопрос социально-экономического развития региона, правительство пришло к выводу, что вопрос не готов и отложило решение до 1 апреля 2014 года. А с учётом процедуры формирования и принятия федерального бюджета – на далёкий 2015 год. Так что единственным осязаемым результатом этого заседания было увольнение первого зампреда правительства Тувы М.Козлова, курирующего экономику и финансы. В связи с этим следует отметить, что желающих занять место Козлова оказалось совсем немного. Даже известный теоретик и псевдоучёная, бывшая министр экономики в правительстве Ш.Ооржака Балакина (кстати, не блиставшая тогда своими способностями) не горит желанием занять кресло зампреда. К тому же, практически весь состав министерства экономики, вспоминая её прошлую деятельность, высказался против совместной работы с ней. Впрочем, все эти разговоры пока что – буря в стакане воды. Думается, что Кара-оол вряд ли в состоянии самостоятельно решать кадровые вопросы в своём правительстве. И пока Шойгу не даст ему соответствующего разрешения, он никого не уволит и, тем более, не примет на работу. Ну разве что сторожей, охрану или техничек...
И всё же уходящий год в некотором смысле для Тувы стал прорывным. Да, правительству не удалось запустить ни одного инвестиционного проекта, даже в Элегесте Байсаров прекратил добычу угля, начатую Пугачёвым. Так и не удалось дать тепло во все дома в Хову-Аксы, да и сам режим работы системы теплоснабжения сейчас следует признать, скорее, аварийным, чем системным. Как откровенно, хоть и неуклюже высказался премьер, с декабря 2012 года по сегодняшний день он занимается коммунальным хозяйством поселка Хову-Аксы. С разным успехом.
Продолжилось банкротство таких «флагманов караооловской экономики», как птицефабрика, кондитерская фабрика, водочное производство, тепличное хозяйство. По-прежнему нет лицензии на авиаперевозки «Тува-Авиа» и сиротливо стоят без работы швейцарские кукурузники «Пиларусы», всё так же чиновники вкупе с «талантливыми предпринимателями» разворовывают тощий тувинский бюджет. Но все эти частные недостатки меркнут перед одним существенным событием: наш долго подававший надежды молодой чрезвычайно разговорчивый премьер Шолбан Кара-оол наконец-то осознал, что он не в состоянии переломить устоявшуюся тенденцию развала экономики и социальной сферы Тувы, пока Россия не построит железную дорогу в Туву, тепловую электростанцию в г.Кызыле и не даст Байсарову денег на освоение Элегестинского месторождения коксующихся углей. То есть, фактически, с учётом экономической ситуации в стране и невостребованности тувинских углей на мировом и российском рынках – никогда. Думается, это и есть у нас главное (да, наверное, и единственное) приобретение года. Жаль, что на осознание собственной организационной ничтожности у Шолбана Валерьевича ушло шесть лет экспериментов над живыми людьми.
Впрочем, лучше поздно, чем никогда. Шойгу сегодня – большой чиновник. Думается, что найти в системе Минобороны или партии «Единая Россия» теплое местечко для Кара-оола не будет для него большой проблемой. А просто бросить его в виду полной никчёмности Шойгу не может, поскольку тогда он «потеряет лицо». К тому же Кара-оол все эти годы беспрекословно выполнял все распоряжения своего патрона. И тот, «если он честный коммунист», должен разделить с ним ответственность за содеянное.
С Новым годом, друзья! С новым счастьем! С новым премьером!
Кондрат Пчёлкин