Круги ада Вики Шипули
Продолжение. Начало в №№13-16.
– Вика, упорно распространяются слухи о том, что ты баллотируешься в депутаты тувинского парламента. Действительно ли это так? И если это так, то почему? Хотя понятно, что защищать интересы сирот лучше всего, имея депутатский статус.
– Нет, я не кандидат, на сегодняшний день я – обычный житель города Кызыла, а необычного во мне только то, что обо мне много говорят. В то же время, я такой же гражданин России, в Конституции которой прописаны мои права и как избирателя, и как человека, который может быть избран в депутаты. Может быть, я смогла бы сделать то, что оказалось не под силу нашим депутатам, чиновникам, да той же самой Ларисе Шойгу – депутату Государственной Думы. Я из этой сиротской среды, хорошо знаю психологию и тех, кто просто хочет сидеть на шее государства, и тех, кто не может постоять за себя, и тех, кто хочет вырваться из нищеты и страданий. Но и без депутатства можно многого добиться.
В общем-то, я не только за сирот болею, но ведь даже и при живых родителях можно быть сиротой. Например, есть неблагополучные семьи, есть семьи с очень низким достатком, где порой дети откровенно голодают, им не в чем пойти в школу, не на что купить учебники, а родители не то что ребёнка, а даже своих прав не знают, а если и знают, то не могут как следует о них заявить и защитить.
– Но у тебя нет специальных знаний, которые бы позволили тебе заниматься законодательной деятельностью.
– Для того, чтобы реально помогать таким людям, важнее, на мой взгляд, знать глубину их страданий. Когда я помогаю людям, этим же сиротам или бездомным, которые обитают в тех же самых подвалах, я была на их месте, я чувствую их жизнь и мне не надо долго объяснять, что да почему, чем эти их бесчеловечные обстоятельства вызваны.
– И всё-таки, Вика, эти слухи о твоём будущем депутатстве – насколько они верны?
– Вопрос депутатства – это вопрос будущего, возможно, недалёкого будущего. Никогда не загадываю наперёд. Но точно могу сказать, теперь уже могу сказать, что со своими товарищами, мы создали Общественную организацию «Сироты Тувы – за социальное равенство». В начале августа я улетаю в Москву, мне позвонили из Останкино и предложили принять участие в съёмке телевизионной передачи. Вот когда я вернусь, мы нашу Общественную организацию будем регистрировать в Минюсте. Наверное, новость о том, что сироты хотят зарегистрировать такую Общественную организацию, кое-кого напугала, и потому появились слухи о моём желании стать депутатом. А теперь думаю, а почему бы и нет?
– Действительно, а почему бы и нет?
– Меня упрекают, что я хочу себе, и только себе, получить жильё вне очереди, мне говорят, Вика, постой в очереди, как все. Отвечаю, я в очереди, как и все. Моя задача – ускорять действия чиновников, чтобы наша очередь двигалась. Я получила ответ из прокуратуры 25 июля за подписью исполняющей обязанности прокурора города Кызыла М. Цыганок.
Вот оно дословно: «Прокуратурой г. Кызыла по Вашему обращению о нарушении жилищных прав проведена проверка. В ходе проведенной в Агентстве по делам семьи и детей Республики Тыва проверки установлено, что с 16.02.2009 Вы состоите в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако по настоящее время Вы жилым помещением в соответствии с федеральным законом РФ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обеспечены. В связи с чем, прокуратурой города в Кызылский городской суд внесено заявление об обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить Вам жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения».
Я приеду из Москвы и напишу за всех сирот, которые также без крыши над головой мучаются, за всех за них напишу заявления в прокуратуру. Думаю, мой пример должен многим помочь, вселить в них надежду, что можно добиться, пусть с невероятными трудностями, но можно добиться от власти исполнения закона.
И хочу спросить у тех, кто нападает на меня в Интернете, в чём моя наглость, в чём моё хамство, в чём моя грубость? Они по существу не смогут ответить. Этот ответ из прокуратуры даёт полную оценку всем моим действиям. Я добивалась только того, чтобы восстановили мою очередь. А ведь все эти долгие годы мне говорили, что я не имею права на жильё, что я не в очереди. И ведь так говорят всем.
– А что за разговоры о каких-то неформальных отношениях с зампредом правительства Анатолием Дамба-Хуураком?
– Это разговоры в Интернете? Есть такие разговоры. Анатолий Партизанович – очень интересная личность.
– В самом деле?
– Судите сами, если чиновник самого высокого ранга на улице говорит, хочешь, я дам тебе работу? Ходячий отдел кадров. Я ради интереса спросила, о какой работе идёт речь? Хочешь работать в Агентстве, спросил он меня. И сам себе ответил – ты будешь работать в Агентстве, всё, с понедельника мы тебя оформляем. Вот так как-то очень интересно и несерьёзно решаются кадровые вопросы в нашем правительстве.
– Ты реально поверила, что тебя возьмут на работу?
– Нет, конечно, разве можно верить тем, кто много обещает, говорит красиво, но ничего не делает? Но мне было очень интересно, что будет дальше.
– И что было дальше?
– А дальше – только тишина. Я звонила, приходила к тем, к кому меня Дамба-Хуурак отправлял, а они только руками разводили. Всё, как всегда, один чиновник отправляет к другому, следующий чиновник не знает решения предыдущего и так далее по кругу. Я же говорю, что у них так заведено – гонять людей по кругу, что называется «приходите завтра».
– А если бы вдруг он тебе реально предложил работу в Агентстве, если бы ты начала работать с сиротами?
– Всё равно это несерьёзно, мне надо очень и очень многому научиться, даже хотя бы научиться без затруднения читать юридическую литературу, понимать этот сухой язык, следить за изменениями в законах. Сейчас – это самое главное, потому что наша Общественная организация «Сироты Тувы – за социальное равенство» не имеет не то что богатых, вообще не имеет никаких спонсоров, мы никому, кроме себя не нужны, у нас нет денег, мы не можем позволить себе содержать юриста, это дорогое удовольствие. Будем сами изучать законы, а дальше – будем заставлять власть исполнять эти законы.
Продолжение следует.