Продолжаем обсуждать пенсионную «реформу» |
Шесть мифов, которыми оправдывают пенсионную реформу
1. «Другого пути увеличить пенсии нет».
Это самый распространенный аргумент сторонников повышения пенсионного возраста (наряду с сопоставлениями возрастов выхода на пенсию в разных странах – об этом чуть ниже), и он не выдерживает никакой критики, потому что опирается исключительно на нынешнюю систему финансирования пенсий – через страховые взносы на фонд оплаты труда. Это безнадежный анахронизм, и если искать средства на пенсии только здесь, то конечно вы никогда ничего не сбалансируете. В России низкие зарплаты (по данным Росстата, почти половина работающих получает менее 25 тысяч рублей в месяц, более 80% – менее 50 тысяч), уже сейчас страховые взносы в ФОТ покрывают лишь менее 52% годовых расходов Пенсионного фонда (данные Росказначейства за 2017 год).
При этом страховые взносы в ФОТ являются мощнейшим фактором, сдерживающим рост оплаты труда и доходов россиян, создание новых рабочих мест. По данным ежегодного обзора PwC «Paying Taxes», Россия входит в десятку худших экономик мира по уровню налоговой нагрузки на фонд оплаты труда...
Поэтому когда сторонники повышения пенсионного возраста говорят вам, что «альтернативы сбалансировать пенсионную систему нет», они недоговаривают. Правильно сказать «альтернативы нет, если цепляться за изжившую себя систему финансирования пенсий через начисления на зарплаты». От высоких страховых взносов на ФОТ необходимо как можно скорее отказываться и искать принципиально иной механизм финансирования пенсий.
Каким такой механизм может быть, многократно говорилось: это трансформация Пенсионного фонда из распределительного механизма (собирающего взносы с действующих работников и перераспределяющего их на выплаты действующим пенсионерам) в капитализированный фонд-инвестор, владеющий активами и зарабатывающий на доходах от них. Аналогия – норвежский Глобальный пенсионный фонд, являющийся крупнейшим инвестором в мире с активами более 1 триллиона долларов, владеющий более 1% мирового акционерного капитала...
И это мы даже еще не касались внутренних резервов, скрытых в пенсионной системе. У нас очевидно избыточные затраты на сам Пенсионный фонд, где работают более 100 тысяч человек, а роскошные дворцы ПФР заполонили всю страну (при том что вообще-то фонд должен работать как полностью автоматизированный онлайн-механизм, и объективной потребности в такой роскошной недвижимости нет). Все эти здания можно продать. Далее, в России из 43,5 млн. пенсионеров лишь 36,3 млн. получают пенсию по старости – огромная нагрузка на пенсионную систему ложится из-за плохой медицины, плохой экологии, высокой аварийности, смертности, преступности, участию в агрессивных войнах за рубежом. Это ведет к большому числу получателей пенсии не по старости, а по инвалидности, потере кормильца, жертвам радиационных и техногенных катастроф. Настоящие реформы – это не повышать пенсионный возраст, а работать над улучшением качества жизни – совершенствовать медицину, улучшать экологию, повышать безопасность, снижать аварийность, не вести войны...
2. «В других странах пенсионный возраст выше».
Это по сути второй главный аргумент сторонников повышения пенсионного возраста, и понять, что он также не выдерживает критики, можно взглянув на этот график:
Что следует из этого графика? То, что повышение продолжительности жизни в странах, где выше пенсионный возраст, шло последовательно в течение более чем полувека. Это устойчивый тренд, и сопровождается он ростом не только продолжительности, но и качества жизни – люди в 60 обладают лучшим здоровьем и более востребованы на рынке труда (в развитых странах Запада, например, пик зарплат приходится на возраст в 45-60 лет, тогда как в России – на 25-45, после чего востребованность на рынке труда и зарплаты начинают резко падать).
Запад шел по пути повышения продолжительности и качества жизни последовательно, и вместе с этим плавно повышался пенсионный возраст. В России же ничего подобного не наблюдается: мы «зависли» в своем отставании по продолжительности жизни на десятилетия, она стала чуть подтягиваться ближе к западному уровню лишь в последние несколько лет (и все равно сильно отстает), а по качеству жизни в 60 лет между нами вообще пропасть. При этом в связи с затянувшимся экономическим кризисом есть все шансы, что недавний тренд на некоторый рост продолжительности жизни вскоре вновь сменится спадом, как это уже бывало в предыдущие кризисы...
Пенсионная реформа запомнилась россиянам хуже, чем матчи чемпионата мира по футболу
Наиболее запомнившимся событием месяца россияне называют чемпионат мира по футболу. Как свидетельствуют данные опроса «Левада-центра», матчи турнира запомнились жителям страны больше, чем предложения правительства по повышению пенсионного возраста.
Чемпионат назвали в числе запомнившихся событий 56% россиян, в то время как пенсионную реформу – только 31%.
1 июля во многих городах России прошли многотысячные митинги против пенсионной реформы. Центральное телевидение об их проведении не сообщало.
Депутаты рассказали о размере своих будущих пенсий
Фактическая начисленная зарплата депутата Государственной думы в 2018 году после выплат налогов составила 338 тысяч рублей (до выплат – 388,5 тысяч). Об этом говорится на сайте нижней палаты.
Депутаты, отработавшие один и более созывов, получат доплаты к пенсиям: депутат, занимавший должность от 5 до 10 лет, в итоге будет получать 46,6 тысяч рублей, более двух созывов (более 10 лет) – 63,5 тысяч. Депутат со стажем менее 5 лет будет получать обычную пенсию без доплат. Ранее доплаты были для всех депутатов со стажем более года.
В октябре 2017 года стало известно об индексации зарплат депутатов с учетом прогнозируемой инфляции на 4%. До этого депутаты получали 360 тысяч рублей в месяц – после выплаты налогов оставалось 312 тысяч. Если в 2017 году на зарплаты депутатам и их помощникам было выделено 4,8 млрд. рублей, то в 2018 году – 5,3 млрд.
В Кремле создали штаб для пиара пенсионной реформы
В администрации президента России создали неформальный штаб, в задачи которого входит «работа по пиар-сопровождению пенсионной реформы», сообщает 5 июля газета «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к Кремлю. По данным издания, штаб, в который входят политтехнологи и эксперты, должен «отыгрывать» негативную информацию, связанную с повышением пенсионного возраста россиян.
Еще один источник «Ведомостей» сообщил, что штаба не будет, а будет – обычная проектная работа по пенсионной реформе. «Менеджерить будет администрация – внутриполитический блок, все управления так или иначе поучаствуют. Свои обсуждения идут в правительстве, Госдуме, «Единой России»», – отметил он.
«Там есть понимание, что все плохо и нужно что-то делать, наблюдается суета и активная беготня. Падение рейтинга их реально напрягает», – рассказал один из экспертов.
Согласно последнему опросу «Левада-центра», рейтинг доверия населения президенту России Владимиру Путину составил 48 процентов, хотя полгода назад он был на отметке 60 процентов. Снижение доверия к главе государства также подтверждают исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения и фонда «Общественное мнение».
3. «В России ужасная демография».
Ничего особо уникального и ужасного тут нет. Да, старение населения имеет место, но по данным Организации экономического сотрудничества и развития, у нас число жителей старше 65 лет на 100 человек в трудоспособном возрасте составляет всего 23%, тогда как в странах Западной Европы – 30-40%...
4. «В России растет продолжительность жизни, значит пенсионный возраст можно повышать».
Эту мантру постоянно повторяют не только эксперты – защитники идеи повышения пенсионного возраста, но и власть... Более того, ряд связанных с властью экспертов, активно убеждающих нас в необходимости повышения пенсионного возраста, исходя из данных буквально последних нескольких лет рисует нам невероятно радужную картину на будущее: «После перехода на новые границы пенсионного возраста российские пенсионеры будут жить 14,5 и 23 года, и доля доживших до пенсии составит 80-90%, причем это – заведомо заниженные данные без учета будущего прогресса здравоохранения и роста уровня жизни» (цитата из свежего доклада ВШЭ, рекламирующего повышение пенсионного возраста).
Непонятно, на чем основан этот радужный оптимизм. Да, в последние годы фиксировалось некоторое повышение продолжительности жизни. Но:
• Мы по-прежнему сильно отстаем по этому показателю от развитых стран, с которыми нас сравнивают по возрасту выхода на пенсию (см. график выше);
• Пока непонятно, как на динамике пенсионного возраста скажется десятилетие экономической стагнации, идущее сейчас на новый виток без всякой видимой перспективы улучшения экономической обстановки – на том же приведенном выше графике видно, что в России падение продолжительности жизни следовало за каждым экономическим кризисом, нет оснований для оптимизма и сейчас.
Откуда эксперты ВШЭ взяли прогноз о «будущем прогрессе здравоохранения», вообще непонятно – вы знаете, в каком кризисе находится и какой постоянной «оптимизации» подвергается сегодня наша медицина...
5. «Защита нынешнего пенсионного возраста – это популизм».
К сожалению, у нас в либеральной среде имеет место определенная мода на отрицание любой политики государства социальной направленности – пенсии, МРОТ, госфинансирование образования и медицины и т. п. Любой шаг в этом направлении априори объявляется «популистским»...
Мы уже проходили через подобный опыт, и рассуждающим о «популизме» неплохо бы это учитывать – среди развитых стран нет примеров успешной реализации их идеально чистых рыночных экспериментов, напротив, часто успешнее всего работает синтез рыночной экономики и социально ответственной политики государства (прежде всего это Западная Европа и Канада).
6. «Повышение пенсионного возраста приведет к росту пенсий».
Это абсолютно голословное утверждение. Опубликованный правительственный законопроект о повышении пенсионного возраста никаких подобных гарантий не содержит. Сохраняется сегодняшний порядок, при котором правительство принимает решение об индексации пенсий «по ситуации». А как это происходит, мы уже видели в последние годы. Например, в 2015 году индексация пенсий составила 11,4% – при том, что рост цен на продовольственные товары, по данным Росстата, в январе-декабре 2015 года к январю-декабрю 2014 года составил 19,1%. В 2017 году была единовременная доплата к пенсии в 5 тысяч рублей, в этом году – нет. Все это не регламентируется никакими законами, и решение полностью находится в руках правительства. А правительство имеет хорошо зафиксированную историю обмана пенсионеров – сначала ввели накопительную систему, потом заморозили. Сначала ввели систему пенсионных баллов и много нас увещевали как это прекрасно, а теперь спустя всего три года вице-премьер Голикова говорит – забудьте...
Разумеется, такое низкое качество проработки правительственных предложений о повышении пенсионного возраста не может идти ни в какое сравнение с обсуждением этого вопроса в развитых демократических странах, где вопрос обсуждался в течение многих лет и были истрачены тонны бумаги на обоснования и расчеты и многие месяцы и годы на публичное их обсуждение. В России все иначе – вам предлагается проглотить принятие серьезнейшего решения фактически без общественного обсуждения.
Это, уважаемые россияне, и есть прямое следствие отсутствие в стране демократии, которую многие из вас посчитали химерой либеральных теоретиков и пустым звуком, и легко от нее отказались. Теперь вам придется за это платить – возможно, жизнью. Не нравится? Давайте сделаем все, чтобы демократию вернуть – для вопроса о пенсионном возрасте это первейшее необходимое условие, челобитные царю тут не помогут. Царь полностью в курсе и давно одобрил сегодняшние правительственные решения.
Владимир Милов,
«The Insider»
(в сокращении)