Транспортные фантазии очевидного банкрота
Ни для кого не секрет, что наш Глава республики Шолбан Кара-оол не устаёт повторять о некой исключительности Тувы как региона специфических трудностей, которые в ней таятся, и своих героических усилиях по преодолению этих «специфических трудностей». Но, по всей видимости, «специфическая трудность» Тувы заключена в самом премьере Тувы – его завышенной самооценке, повышенной требовательности во внимании к своей персоне, безудержной страсти к фантазиям и обещаниям и абсолютной тотальной неспособности исполнять обещанное. Это подтверждает вся 11-летняя реальная деятельность его правительства, которому за такой солидный срок не удалось успешно реализовать в республике ни одного маломальского проекта. Главным итогом его деятельности стало катастрофическое падение жизненного уровня населения, более половины которого сейчас живёт за чертой бедности при странном и необъяснимом обогащении как самого премьера, так и его ближайшего окружения.
Поразительный феномен Кара-оола состоит в том, что он умудряется с успехом декларировать одни и те же маниловские планы на протяжении более десятка лет, и каждый раз его декларация воспринимается серьёзно. Такое впечатление, что людьми овладело какое-то сумасшествие. К примеру, Тува провалила программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья и обеспечения жильём детей-сирот. Процент выполнения по разным источникам варьируется от 34 до 43% – самый низкий показатель в России. В ходе строительства чиновниками правительства вкупе с прикормленными криминальными подрядчиками было похищено более 1,3 млрд. рублей государственных средств, возбуждено и расследуется 56 уголовных дел. Уже осуждён бывший министр образования Бичелдей, на очереди министр труда и соцзащиты Тас-оол, другие министры.
Премьер-министр РФ Медведев неоднократно официально предупреждал, что за провал программы виновные губернаторы будут уволены. 13 октября 2016 года, когда осталось всего лишь 11 месяцев до того, как программа должна быть выполнена, министерство строительства и ЖКХ РФ предложили инициировать отставку глав регионов, срывающих программу расселения аварийного жилья, которая заканчивалась 1 сентября 2017 года. «Объективными причинами» невыполнения программы были названы чрезвычайные ситуации и финансовые вопросы. Было акцентировано, что «это президентская задача, и её неисполнение должно караться самыми жесткими последствиями».
Однако, провалив программы переселения граждан и обеспечения жильём детей-сирот, губернатор Тувы Шолбан Кара-оол смело берётся за новые, ещё более грандиозные, планы. На сей раз решения проблем транспортной изолированности региона. О том, насколько наш неутомимый болтун «решителен и бескомпромиссен» в отстаивании интересов Тувы и смел в своих прожектах, говорит статья в московском журнале «Дороги и транспорт», №5-6 (57) за 2018 год, в которой опубликовано его интервью. Ничего не боясь, Шолбан Валерьевич смело и решительно поддерживает Владимира Путина: «Наш Президент требует прорывных решений. Реализации планов подъёма экономики страны, нашей Сибири и соседа – Дальнего Востока. В полный рост встаёт ускорение процессов разворота России на Восток. Здесь особенно надеюсь на адресную поддержку со стороны нового кабмина мегапроектам нашей «Енисейской Сибири». Задача для Тувы в этом мегапроекте грандиозная – прорубить «окно возможностей» в страны АТР». А затем прямо и ответственно объявляет своей приоритетной задачей создание в Туве «окон возможностей» – транспортных коридоров: железнодорожного, автомобильного и авиационного. Именно в этом он видит «настоящее и будущее экономического благополучия Тувы и Сибири». И ничуть не боится делиться своими планами публично.
Так что это за планы такие, что он счёл возможным заявить о них в московском журнале? Что в них нового и «прорывного»? Почему именно сейчас стала актуальной эта тема? Кара-оол вписывает свои планы в реализацию проекта «Енисейская Сибирь», заявленного и.о. губернатора Красноярского края Уссом, у которого осенью – выборы. Усса понять можно – в наше время полагается на выборы идти под каким-нибудь лозунгом. Но каким боком к его программе присоседился Кара-оол, спросите вы, уважаемые читатели? Давайте посмотрим.
1. Железная дорога Кызыл – Курагино. Идея, прямо скажем, не нова. Как говорится, с той ещё бородой. Её строительством с 2002 года занимались сенаторы Пугачёв и Нарусова. Сметная стоимость её строительства составляла тогда 72 млрд. рублей. Правительство России через МПБ выделило на строительство 1,5 млрд. долларов США. С приходом во власть Кара-оола сенаторов из республики с помощью Шойгу «выдавили», и на их место зашёл в республику авантюрист Байсаров. Президент Путин по просьбе Шойгу под покровом ночи в лютый мороз забил «золотой костыль» дороги в местечке под Кызылом. Казалось, вторая жизнь стройки началась. Но радовались рано – деньги «растворились», а стройка вскоре «приказала долго жить». Инициатор проекта банкир Пугачёв был вынужден из России бежать, а подрядчик на строительстве дороги ООО «Мостовик» обанкротился. При этом директор «Мостовика» получил большой срок. Концы – в воду.
И вот, спустя пять лет после прекращения строительства, тот же Кара-оол в компании всё тех же Шойгу и Байсарова вновь источает оптимизм: «Правительство РФ выпустило распоряжение о заключении концессионного соглашения в отношении строительства объектов инфраструктуры этой линии». Он полагает, что таким образом «подтверждена серьёзность намерений довести до конца строительство железной дороги», что обеспечит «выход регионов России – не только «Енисейской Сибири», но и в целом Сибири и Дальнего Востока – на азиатские рынки». Так что теперь точно «тувинская ветка обеспечит Монголию и Китай новым коридором на разветвлённую сеть российских железных дорог». Он не сомневается, что «работы начнутся в 2018 году», а закончатся «в 2023». В этом плане устремления Кара-оола не ограничиваются Сибирью, Монголией и Китаем – они устремлены гораздо шире – «на весь Азиатско-Тихоокеанский регион». Кара-оол мечтает в этот транспортный коридор вовлечь не только Туву, Хакасию и Красноярский край, но его созданием обеспечить процветание всей России, а, может быть, и Европы. А там, глядишь, и всего мира...
2. Автомобильное сообщение. По этому поводу Кара-оол глубокомысленно сообщает, что в соседней Монголии как бы в соответствии с его планом уже «идёт строительство автотрассы от Улан-Батора до Улаангома». Он увидел в этом желание соседей продлить её «в направлении российского пункта пропуска Хандагайты», куда сейчас перенаправлена федеральная трасса М54 «Енисей». И если монголы продлят свою трассу до границы с Китаем, то это «позволит открыть кратчайший автомобильный выход для регионов «Енисейской Сибири» в Китай». Правда, пока таких заявлений монголы не делали. Но Кара-оол, похоже, на это надеется.
Он напомнил также про автомобильный коридор Красноярск – Абакан – Кызыл. Через КПП «Хандагайты-Боршоо» можно доехать до монгольских городов Улаангом и Ховд. А оттуда, если повезёт – в китайский Урумчи. Тувинский премьер предлагает освоить «выгодный и перспективный» автотранспортный коридор «для автотранзита из Красноярска, Хакасии и других регионов в Китай через Туву и Монголию» «для экспорта продовольственных и промышленных товаров из регионов «Енисейской Сибири». При этом тувинский премьер умалчивает, что за время его премьерства в республике прекратили существование почти все автотранспортные предприятия, на имеющихся местных и федеральных трассах отсутствует всякая инфраструктура, включая кемпинги, кафе, АЗС и цивилизованные туалеты. А на дорогах властвуют мародёры и убийцы, которые часто орудуют при поддержке правоохранителей.
3. Авиационный транспорт. Кара-оол снова, как молитву, повторяет о желании придания Кызылскому аэропорту статуса международного. Он, видимо, полагает, что слово «международный» означает всего лишь наличие возможности принимать различные типы самолётов вплоть до самых больших. А остальные «мелочи», по его мнению, – приложатся. В его замутнённой глупыми мыслями голове, видимо, не укладывается, что международное авиасообщение включает в себя много разных требований, удовлетворение которых в сегодняшней Туве – огромная проблема. И дело даже не в том, что в этом случае нужен международный терминал, таможенный пост, наличие подобающей взлётно-посадочной полосы. Главная проблема международного сообщения – экономическая. Для его функционирования необходим такой авиационный пассажиропоток, при котором экономически целесообразно содержать такие службы, как таможня. А в аэропорту, не имеющему своего авиапарка, принимающему и отправляющему в месяц десяток-другой маленьких самолётов, такое просто невозможно.
Говорят, Шолбан Кара-оол – кандидат экономических наук. Этого не может быть! Ведь даже человеку со средним образованием должно быть понятно, что содержать международный аэропорт для одного-двух рейсов в год нерентабельно. Да и вообще невозможно. Кара-оол, видимо, просто не привык считать и рачительно использовать казённые деньги. Он заявляет, что «в столице Тувы за счёт модернизации взлётно-посадочной полосы готовы принимать воздушные суда любых типов». В связи с этим власти Тувы «продвигают вопрос включения аэропорта в перечень международных». Он уверен, что «Тува сможет расширить географию полётов в Монголию и Китай», называя три различных города. Для того, чтобы понять, насколько его планы далеки от реальности, достаточно вспомнить, что до его прихода во власть из Кызыла летали самолёты «Тува-Авиа» в такие города, как «Москва, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Барнаул и Абакан». В настоящее время у «Тува-Авиа» отозвана лицензия, самолёты списаны, зачем-то купленные правительством у мошенников никому не нужные одномоторные швейцарские самолётики Pilatus PC-12 работают где-то неизвестно на кого.
А улететь наши граждане могут по бешеным ценам только в Красноярск или Новосибирск, да и то не чаще пары раз в неделю. Нищее население не в состоянии пользоваться авиационными услугами Шолбана Кара-оола. Для сравнения: из Красноярска до Москвы можно долететь за пять часов менее чем за 3 тыс. рублей, а перелёт из Кызыла в Красноярск за 45 минут обойдётся вам почти в 5 тыс. рублей. Такая вот показательная арифметика. Так что предложение Кара-оола об организации международного авиасообщения – из той же истории. Если вдруг наши сумасшедшие начальники что-то пробьют в Москве, то билеты на перелёт куда-нибудь в Урумчи будет стоить столько, что слетать туда смогут лишь 10 чиновников, да и то только раз в год. И кому нужно такое сообщение? Только Кара-оолу?
Ни для кого не секрет, что перед Кара-оолом стоит задача «поворота вектора развития на Восток», в Китай. Но эта задача интересна не столько с географической или туристической точки зрения, сколько с экономической и точки зрения безопасности России. Думается, что раболепский взгляд тувинского премьера в сторону Китая должен стать причиной пристального внимания к нему федеральной службы безопасности и других спецслужб. Совершенно непонятно, почему желание Кара-оола о включении Тувы в зону ответственности Китая, создание за счёт Российской Федерации неких мифических транспортных коридоров до сих пор не явилось предметом пристального изучения спецслужб. Впрочем, скорее всего, это говорит о плохой информированности деятельности ФСБ России, чем о бездействии её руководства.
Кара-оол назвал Туву «нераскрытой шкатулкой». Он сожалеет, что «золото, серебро, медь, ртуть, молибден, свинец, цинк, кобальт, никель, алюминий, литий, а также другие редкие металлы и полезные ископаемые», находящиеся в её недрах, не используются Китаем. Он хотел бы найти применение «более 16 млрд. тонн коксующихся каменных углей марки «Ж», столь необходимых в металлургии» Китая.
Он заявляет, что «транспортная изолированность от остальной России, отсутствие транспортных коридоров в соседние страны – вот главный тормоз для дальнейшего экономического развития Тувы». Наверное, транспортная изолированность Тувы имеет место. Только эта изолированность не столько в географии, сколько в головах тех, кто руководит республикой. Как известно, плохому танцору всегда мешают штаны. А что мешает Кара-оолу развивать республику, наращивать её потенциал, повышать благосостояние населения, делать жизнь простых людей лучше, давая надежду на будущие перспективы?
Все, наверное, понимают, что Кара-оол, мягко говоря, «не орёл». Жизнь показала: никаких проблем он не решал, не решает и не решит в будущем. И его маниловские мечтания о великом будущем, к которому он, скорее всего, никакого отношения иметь не будет – всего лишь попытка отвлечь общественность от объективного взгляда на настоящее. Все же понимают, что Шолбан Кара-оол – не тот человек, которому по плечу подобные планы. Ему бы поговорить, помечтать, покрасоваться... Он большой мастак строить планы, но совершенно не пригоден для созидания. Об этом нужно было знать Шойгу, когда он продвигал бывшего торговца водкой и брата наркодельца в Главы региона. А теперь что – послушаем... Слава Богу, за это денег не берут. Единственное бесплатное удовольствие...
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин