Популизм – благо или зло?
Так уж сложилось, что, как правило, слово «популизм» в народе имеет негативную окраску. И считается, что популист – это пустобрёх, много обещающий, но мало делающий. Говоря научным языком, популизм – это политика, апеллирующая к широким массам и безответственно обещающая им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем. В основе популизма лежит стремление той или иной политической силы завоевать доверие и поддержку масс, понравиться народу. При этом реальные цели политиков-популистов (борьба за власть, обогащение и т.п.), как правило, прикрываются социально привлекательными идеями. Что же здесь негативного? Как ещё можно заставить избирателей полюбить себя, кроме как призывами за всё хорошее и против всего плохого?
По сути, популистом можно назвать любого политика, зависимого от общественного мнения. И использование в своих целях самых наболевших и востребованных в народе идей и предложений – это для них единственный вариант удержаться в лидерах общественного мнения. Беда нашей страны в том, что для продвижения наверх по государственной лестнице политику не требуется народное признание. В ходу больше чинопочитание и лизоблюдство. Сумеешь угодить вышестоящему начальнику – и твоя карьера удалась.
Потому люди у нас не избалованы вниманием чиновников. Наоборот – с развитием систем коммуникаций мы всё чаще узнаём истинное отношение властьпридержащих к подведомственному народу: то «государство не просило вас рожать», то про недорогие «макарошки», то «денег нет, но вы держитесь», то про тунеядцев и алкашей, получающих маленькие пенсии... Оказалось, что в сегодняшней российской системе человек – это вообще лишнее звено, только мешающее государству вставать с колен. Хотя в последние несколько лет, в условиях санкций и милитаристской истерики, вдруг выяснилось, что нефтегазовых доходов чиновникам на прокорм не хватает. Недовольство граждан снижающимися зарплатами, при постоянно растущих ценах, налогов и всевозможных платежей, заставили чиновников осваивать методы популизма.
Показуха как повод для дешёвого пиара
Самый элементарный вид популизма, позволяющий зафиксировать близость начальства к народу, как завещал великий Ленин, – это субботники. Дёшево и сердито. Схватил бревно и куда-нибудь его поволок. Главное – чтобы фотограф не забыл запечатлеть титанический труд новоявленного Сизифа. Фотосессия с граблями и мётлами наперевес – это чиновная классика, повторяющаяся из года в год. На камеру – обязательный трудовой пот на уставшем лице, мешки собранного мусора или несколько посаженных с помощью спецтехники саженцев. И не важно, что завтра ветер разметает собранный мусор обратно, а саженцы завянут через несколько месяцев.
Неизвестно, умиляют ли кого-нибудь из потенциальных избирателей подобные акции, но для вдумчивых зрителей такие мероприятия с одной стороны показывают, что подведомственная территория пришла в запустение, а с другой – что чиновники, получающие сотни тысяч рублей в месяц, не способны к другому труду, кроме как к маханию вениками. Они, похоже, не подозревают, что целью их существования является не выполнение работы дворников и садовников, а организация таких условий жизни и труда, чтобы не было поводов для подобных «благотворительных» акций.
Сделали ли чиновники хорошее дело, выйдя на субботник? Несомненно! Но посчитайте стоимость подобного дешёвого популизма для бюджета. Не проще ли сразу часть зарплаты нерадивых чиновников, не способных обеспечить постоянную чистоту города, перевести на содержание штатных дворников? Глядишь – и чистых улиц станет больше, и меньше придётся тратить на «информационное сопровождение» разовых пиар-акций.
Имитация бурной деятельности
На ежедневные субботники у чиновников сил не хватает, но в остальное время тоже нужно как-то информировать людей о своём существовании. Например, изо дня в день можно закидывать нас новостями о проведённых плановых совещаниях, планёрках и многочасовых «пятиминутках», на которых, конечно же, решаются судьбоносные задачи.
Казалось бы, какой нам интерес от информации о количестве просиженных часов в кабинетах правительства? Это как если бы редакция нашей газеты вместо конкретного результата своей работы каждый день выпускала бы пресс-релиз с «важными» сообщениями в стиле: «Мы целый четверг прозаседали по вопросу содержания третьей страницы дцатого номера, и по результатам жарких споров решили составить план на следующую неделю. Назначенные ответственные дежурные редакторы будут обязаны предоставить наброски проекта к следующему утру». Или: «Ударными темпами верстальщики героически с опережением графика завершили производство 19-й страницы! Передовики производства награждены устной благодарностью с занесением в личное дело. Читатели могут спать спокойно! Без анекдотов они не останутся!»
Очень информативно, а главное – сразу видно, что люди не зря протирают штаны – работают! Возможно, если бы у нашей редакции был такой же бесконтрольный и безразмерный бюджет, как у тувинского правительства, мы бы тоже завели себе подобную пресс-службу, выпускающую по каждому нашему чиху пресс-релиз. Но редакция и так периодически может показать результат своей работы – очередной выпуск газеты, а вот для чиновников результатом работы стало бы повышение качества жизни подведомственного народа. А так как люди день ото дня нищают, то и показывать нечего – приходится ежедневно докладывать, о перекладывании бумажек из одной стопки в другую...
Правосудие, превращённое в рулетку
Но это всё топорный популизм, давно поставленный на смазанные рельсы. Примерно как кукушка в старых часах – привычный, почти незаметный фон нашей жизни. Сегодня, когда вертикаль власти трещит по швам, а люди всё чаще высказывают недовольство по самым разным поводам, в моду входят более тонкие инструменты воздействия на массы. Алексей Навальный показал, что нет лучшего способа завоевать народную любовь, чем борьба с коррупцией. Правда, с коррупцией хорошо бороться снаружи, но вот как это делать изнутри, когда ты и расставил всех коррупционеров на места и координируешь их деятельность?
Федеральным органам власти в этом смысле жить проще – приказал подконтрольным силовикам, и те, видимо, методом случайного тыка выхватывают с полки папку с компроматом на первого попавшегося далёкого от Кремля чиновника и бегом с группой захвата задерживать очередную организованную преступную группировку.
Например, недавно посадили бывших сенатора Арашукова, министра Абызова и губернатора Ишаева. Это разве плохо? Нет, конечно! Никто и не сомневается в реальности предъявленных обвинений. Но посадили ли их за те самые преступления? Маловероятно. Ведь, если закон един для всех, почему до сих пор на свободе семейство кара-оолов, по многим факторам давно переплюнувшего посаженных белых, гайзеров, хорошавиных? Ещё меньше доверия вызывают все эти аресты несчастных чиновников на фоне непотопляемого премьера Медведева с его тосканскими виноградниками и домиками для уточек...
Свой среди своих
Местным чиновникам силовой метод борьбы с коррупцией не подходит. И не только потому, что региональные правоохранители не подчиняются губернаторам. В основном на всех маломальских должностях расставлены люди из одного правящего клана, никаких случайных людей на хлебных должностях не может быть по определению.
Но зато можно побороться с наследием предыдущих властей. Самый простой способ – это поиск необоснованных бюджетных трат. К примеру, на этом поле звездой всероссийского масштаба неожиданно стала мэр Якутска Сардана Авксентьева.
В прошлом году она победила на осенних выборах конкурента от «Единой России» и решительно взялась за наведение порядка в столице Якутии. Для начала заявила о продаже элитных джипов чиновников, отменила постановку балета и показ шуб, сократила командировочные расходы, расходы на информационную деятельность, внешние и общественные связи и на приём делегаций. И пообещала направить сэкономленные деньги на финансирование питания детей в дошкольных учреждениях.
Речь идёт о 34 млн. рублей. При общем объёме бюджета Якутска в 16 млрд. рублей – это капля в море. Но публика в восторге! О «мэре здорового человека» сообщили, пожалуй, все СМИ и блогеры, начиная от правительственных и заканчивая ярыми оппозиционерами. Все ставят народного главу в пример! Но у вдумчивого зрителя могут возникнуть несколько вопросов к этому «бескомпромиссному» борцу с прогнившим режимом.
Честно говоря, я далёк от якутской политики, и не знаю их внутренних реалий. Но не думаю, что жизнь там сильно отличается от нашей. Вообще, звучит как-то дико: в сердце не самого прогрессивного региона России вдруг появился мэр, который не щадя своего живота борется за благо народа. Непонятно, а чем же в это время этот самый антинародный режим занят? Почему не выходит биться с наглым оппозиционером, пробравшимся в кресло главы столицы республики? Нет ни возмущённых заявлений от бедных чиновников, оставшихся без автомобилей, ни публикаций компромата на «продавшегося» иностранцам агента, ни возбуждённых прокуроров, выискивающих нарушения закона.
Ведь есть же в России примеры реально оппозиционных мэров – в Ярославле Урлашова посадили якобы за коррупцию на 12,5 лет, а мэра Петрозаводска Ширшину депутаты-единороссы дружным голосованием отстранили от должности.
Представьте себе картину: Карим Сагаан-оол вдруг встаёт во весь свой великий рост и заявляет: «Ша, Шолбан Валерьевич! Кончилось ваше время! Теперь я буду работать для народа!» Через сколько минут после этих слов он будет собирать собственные сопли и пожитки с крыльца мэрии? Но в Якутске «независимый» мэр продолжает безнаказанно бесчинствовать уже немалое время.
При этом почему-то никто не задаётся вопросом – а какое право имеет мэр кроить бюджет? Ведь его, вообще-то, принимают депутаты, и исполнение бюджета – это закон, за нарушение которого должно следовать уголовное наказание. Но нет – мэр-популист распоряжается городскими деньгами, как собственным карманом.
Ответ на эти вопросы, думаю, простой. Достаточно почитать биографию мэра: вся трудовая карьера Сарданы Авксентьевой состоит из госслужбы. Начинала в комсомоле, поработала на руководящих постах в республиканском правительстве и даже замом мэра Якутска, была помощником депутата Госдумы. И никакой вам народной самобытности, а плоть от плоти чиновного класса...
Надо заметить, что биография сегодняшнего мэра Якутска очень напоминает биографию Шолбана Кара-оола, если отмотать её на двенадцать лет назад. Тогда, ещё пребывая в статусе молодого перспективного губернатора, он тоже резво начинал своё правление. И чиновнице даже стоит поучиться масштабу его обещаний.
Помните, с какой радостью воспринимались заявления Кара-оола обрезать двухпалатный парламент в Туве ради того, чтобы на сэкономленные деньги настроить кучу детских садов и ликвидировать очередь в сады? До сих пор восторгаемся... Оставшиеся депутаты превратились в безымянные картонные манекены, по команде поднимающие руку, а очереди в детсады только растут из года в год. Да и расходы на депутатов не сократились...
Остаётся надеяться, что Сардана Владимировна гораздо умнее своего тувинского брата-близнеца и не повторит его путь.
Как научиться доверять властям?
Так что же теперь? Не верить ни в какие обещания? Не слушать никого, кто пытается пообещать нам светлое будущее?
Нет. Нам вообще не нужно никому верить или доверять. На выборах мы себе выбираем не супруга один раз и на всю жизнь. И пока даже не пожизненного хозяина. Просто мы как-то не до конца понимаем политический процесс. Ведь выборы «хорошего человека» во власть – это только первый этап. По окончанию срока нужно ещё и суметь убрать его с трона, если он не оправдал надежд своих избирателей.
Важно не забывать все обещания кандидата на властный пост и к следующим выборам просто посмотреть: а что же из обещанного сделано? Не справился? Давай, до свидания!
Для того, чтобы самому не забыть, что же из обещанного кандидатами выполнено, а что – нет, нужно сделать участие в политике частью своей повседневной жизни. Тогда вы научитесь отличать популизм «здорового человека», отвечающего за свои слова, от пустых обещаний карьериста, рвущегося к власти ради собственного обогащения.
О. Шын