Обзор прессы |
КОНИ, КОНИ...
Не только русские, но и тувинцы любят быструю езду. Лошадь для тувинца – друг человека. Потому «конные скачки» для них «не просто спорт, а национальная игра». На днях в республике «состоялся 26-й республиканский турнир по конным скачкам». Туда свезли «более 400 лошадей из самых разных уголков Тувы». Организаторами скачек явились «Бай-Тайгинский и Барун-Хемчикский районы», жители которых и собрали «внушительный призовой фонд». По условиям скачек «дети до 14 лет на такие соревнования не допускаются».
К сожалению, власти запустили кызылский ипподром, поэтому скачки проводились в окрестностях Чадана. На сей счёт «министр спорта Тувы С. Монгуш» неубедительно попытался оправдаться, заявив, что «вместе с Министерством сельского хозяйства мы ведём работу по возрождению ипподрома», однако от его желания ничего не меняется.
Скачки проводились на трёх дистанциях. «Автомобили «Нива» отправились в Пий-Хемский район» «Андрею Тондупу и Мергену Салчаку». Третьему победителю – Роману Монгушу достался приз в 50 тыс. рублей.
РУССКИЙ ВОПРОС ГЛАЗАМИ ТУВИНСКОГО ЧИНОВНИКА
Главный редактор правительственной малотиражки попытался ответить на обвинения в отношении Шолбана Кара-оола о геноциде русских в Туве в разговоре «о состоянии и проблематике демографии в Туве». Общее мнение о том, что «уезжают, потому что гонимы», не соответствует действительности, утверждает автор.
Если верить Роману Тас-оолу, русских в Туве никто не гонит, просто им тут нечего делать. Вот они и уезжают. Но виноват в этом совсем не Шолбан Кара-оол и его кадровая и национальная политика, потому как они, по мнению редактора Тас-оола, поехали из Тувы давно, со времён «перестройки», когда отменили «систему адресного распределения выпускников вузов» и перестали принудительно присылать в Туву русских молодых специалистов. В это время и «сократился приток в Туву молодых специалистов – уроженцев других регионов страны». Потом власти «отменили надбавки в АПК», поэтому «и потянулись русские из тувинского села»...
А из «Ак-Довурака и Хову-Аксы», оказывается, русские специалисты уехали не под давлением Народного Фронта «Хостуг Тыва» К.Бичелдея, а из-за «экономической бесперспективности комбинатов «Туваасбест» и «Тувакобальт».
Если верить редактору Тас-оолу, костяк русских в Туве составляли не врачи, учителя и инженеры, а «партаппаратчики всех рангов», у которых вдруг в одночасье «исчез весь смысл жизни в Туве».
Другим фактором давления на русских стал «всплеск преступности», носящей националистический характер. Впрочем Тас-оол заявил, что всплеск преступности был «явлением, характерным для всей страны». Так что его логику и в этой части понять сложно: что, русские бежали, бросив подворья и могилы родственников, от тувинской преступности к такой же российской? А преступность, оказывается, «вулканически» взорвалась в Туве от того, что имела место «чехарда в руководстве правоохранительных органов, их беспощадная критика, носившая все признаки направленной дискредитации». Какая-то несусветная, безмозглая чушь, не свойственная Роману Тас-оолу, просто бред сивой кобылы. В Туве министр Монгуш руководил МВД лет 20. Какая чехарда? Да и «РИСКа» ещё не было – какие «беспощадная критика» и «направленная дискредитация»?
Если верить автору, с приходом во власть Кара-оола «с середины нулевых хлынула так называемая волна пенсионеров». Оказалось, что им «комфортнее жить за Саянами, чем на Родине – медицина лучше, цены ниже». Опять же «внуки рядом».
А сейчас русских из Тувы гонит «безработица». И тут национального вопроса вообще нет – она «подталкивает к перемене мест не только русских», но и тувинцев. Как сообщает Тас-оол, «согласно статданным, в 2017 году в Республику Тыва прибыли 12268 человек – на тысячу меньше, чем уехало». В общем, миграционная убыль составила более тысячи человек. При этом Тас-оол умалчивает, что уезжают из республики коренные жители, а приезжают гастарбайтеры и контрактники – люди временные, никак с Тувой не связанные. Конечно же, ненадолго. Таких у русских обычно называют «перекати-поле».
Последние 10 лет в Туве жить всё сложнее. Официальные статданные говорят о том, что растут преступность, заболевания сифилисом и туберкулёзом, безработица. А падает уровень жизни простых людей. Так падает, что сегодня Тува – самый бедный регион России. Таковы печальные итоги правления в республике Главы Шолбана Кара-оола за последние 12 лет. Дело дошло до того, что «тувинская молодёжь, получив хорошее образование, ищет возможности трудоустроиться» за пределами Тувы. Хлебать щи из одной миски с Кара-оолом желающих всё меньше. Так что к бегству русских из Тувы прибавился поток тувинцев, желающих для себя и своих детей лучшей жизни, чем та, что уготована им Шолбаном Кара-оолом.
Все надежды на рост русского населения в республике Тас-оол соединяет с предстоящими «радикальными переменами» в Туве, связанными с «вводом в эксплуатацию железной дороги в республику». Правда, до этого «ввода в эксплуатацию», как до Москвы задом. Кара-оол не то что ввести, начать строительство не в состоянии вот уже 12 лет. Неправда даже в том, что «уже названы сроки начала её строительства» – ничего такого, к сожалению, не произошло. Более того, правительство Тувы на официальный запрос ответило, что такими сведениями не располагает. В связи с этим можно только догадываться, откуда появились сведения у редактора газеты, если их нет даже у Главы правительства Ш.Кара-оола. Как говорится, просто брехня.
Но не в этом даже дело. Если даже лет через 20 такая дорога появится, она никак не повлияет на рост численности в Туве русских. Поскольку отток русских из Тувы имеет совсем иную природу, о которой редактор правительственной малотиражки Тас-оол предусмотрительно не сказал ни слова. Иначе его уже уволили бы.
ГОРОДСКОЙ ДУРДОМ В ДЕЙСТВИИ
Чиновники и депутаты заявили, что силами тысячи согнанных человек «убирали русло реки Тонмас-Суг». Зачем они это сделали – неизвестно, поскольку для уборки мусора в Кызыле имеется специализированное предприятие – комбинат Благоустройства. А если они собирались организовать общественное мероприятие, то оно, безусловно, провалилось.
Как признаёт автор публикации в «ТП», «жители этого участка акцию проигнорировали». Чиновники и депутаты «собрали 2437 мешков мусора». «Это почти полтысячи кубометров», – с восторгом «отметил вице-премьер Шолбан Хопуя». Откуда этот мусор взялся – непонятно. Как отмечается, «городские парламентарии с 2015 года настаивают на особом отношении к Тонмас-Сугу». Однако толку от этого «настаивания», судя по всему – ноль, поскольку даже четырёх лет им не хватило, чтобы «вытащить речку «из плена», в котором она теснится в форме болота и подтапливает подвалы близлежащих домов».
Тысяче депутатов и чиновников оказалось не по силам Тонмас-Суг «сделать красивой городской водной артерией, которая, как река Яуза в Москве, будет проходить через Кызыл с запада на восток». Оказывается, есть такой проект. Это, видимо, что-то типа проекта железной дороги «Курагино – Кызыл», только в городском масштабе.
Не власть, а дурдом какой-то...
ТУВА СНОВА ПОПАЛА ПОД ЭКИПАЖ...
Не секрет: «на прошлой неделе Тува прогремела на всех новостных порталах». СМИ сообщили, что «14 апреля в селе Кызыл-Мажалык из изолятора временного содержания совершили побег 9 заключённых», обвиняемых в «убийствах, нанесении тяжкого вреда здоровью, грабежах, разбоях и кражах».
В публикации «ПИ» сообщается, что «утром двое заключённых обратились к дежурному с просьбой переодеться. Полицейский, это был стажёр, согласился и вывел в комнату двух заключённых», хотя по инструкции не мог выводить более одного. «Преступники начали душить сотрудника и наносить ему ножевые ранения», тот «упал на пол». Тогда задержанные взяли у полицейского ключи от камер, открыли их и «откуда выбежали ещё 7 преступников». «Буквально через несколько минут окровавленный сотрудник был обнаружен». «В Кызыл-Мажалыке по тревоге съехались практически все сотрудники силовых ведомств Тувы».
Выяснилось: «среди сбежавших были и те, кто уже ожидал отправки в колонии. Один осуждён на 7 лет строгого режима по ст. 162 УК РФ («Разбой»), второй – по ч. 2 ст. 111 («Причинение тяжкого вреда здоровью») на 4 года строгого режима, третий – на 7 лет по ч. 4 ст. 162 («Разбой»), четвёртый осуждён на 6 лет по ч. 2 ст. 161 («Грабёж»). Все они ждали дальнейшего этапирования».
Второго полицейского (не стажёра) на месте не оказалось, скорее всего, потому, что его забрал к себе начальник ИВС для домашних нужд. Начатая тут же проверка выявила грубые нарушения службы в ИВС. Так, к примеру, караулить заключённых было поручено «стажёру, не прошедшему в установленном порядке стажировку и аттестацию».
В настоящее время в бегах только один – остальных переловили без труда у дверей их домов. То есть сбежавшие – люди малоопытные. В связи с этим возникает вопрос: а что будет, если в ИВС попадёт настоящий матёрый преступник? Министры у нас меняются, а толку – ноль. Может, нам вернуть В.И.Лесняка? При нём порядка было больше.
ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛА МЭРИЯ КЫЗЫЛА
Автор публикации в «ПИ» приходит к интересному умозаключению: «когда смотришь на некоторых наших чиновников, возникает ощущение, что все они обучались в одной тайной чиновничьей школе, где учили их не эффективной работе». И с этим трудно спорить, когда наблюдаешь за ситуацией вокруг дома «по ул. Дружбы, 3/7», отстроенным по воле мэрии г.Кызыла бракоделами «ИК «Новолит». Сама компания «канула в лету, кинув всех», кроме чиновников мэрии, в своё время получивших откат в полном объёме.
Дом заселили, однако жить в нём невозможно. Как убедился репортёр в присутствии активистов ОНФ, с наступлением весны «проблем у собственников дома прибавилось. Зловоние канализационной «реки», берущей начало в подвале, чувствовалось даже на третьем этаже. Осевший фундамент, бьющие током металлические краны и выключатели, намокшая и местами сгоревшая проводка, протекание крыши, взбухшие потолки, струящаяся по стенам квартир вода – всё это лишь часть перечня проблем, с которыми регулярно сталкиваются жители «новолитовского чудо-дома».
Теперь «сами жильцы нанимают специалистов, либо своими руками устраняют все эти последствия», поскольку мэрии г.Кызыла до этого нет дела. Тогда «люди, переселённые из одного аварийного жилья в другое, не получив помощи в разных инстанциях», от отчаяния «обратились в Региональный общероссийский народный фронт», как будто тот кому-то когда-то чем-то помогал.
Тем не менее, «представители Общественного народного фронта во главе с модератором тематической площадки ОНФ «Жильё и городская среда» в РТ Александром Буланкиным, встретились с жителями». Ознакомились на месте с ситуацией. Покачали головами и, услышав: «сгорим мы тут когда-нибудь!», ознакомились с документом, подтверждающим: «дом непригодным для жилья считают не одни лишь его обитатели» – «актом обследования с указанием строительных дефектов жилых помещений и технических недостатков кровли, лестничных маршей, подполья и наружных стен».
Всё закончилось тем, что «эксперты регионального штаба ОНФ и жители во избежание такого исхода событий, направили обращение в прокуратуру с просьбой назначить проверку по факту нарушения прав граждан на качественное и безопасное жильё и проведение независимой судебно-строительной экспертизы для признания дома аварийным». Гора родила мышь. Как будто без этого было не ясно, что в таком доме жить невозможно.